Использование методики скороговорения
статья по русскому языку по теме

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности; дарит великую эстетическую радость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodiki_skorogovoreniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                        МОУ «Алчинская СОШ»

                         Доклад на тему:

Использование методики скороговорения для развития  речи

    младших школьников.

                                                                                Подготовила: учитель 2 класса

                                                                                       МБОУ «Алчинская СОШ»

                                                                                              Красноярского района

                                                                                              Астраханской области

                                                                   Ахмеджанова Салихат Кадиржановна.

                                            2011 г.

 Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения.

  При разработке этой методики учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.

  Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

  Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе. Вот некоторые формы работы со  скороговоркой:

  1. скороговорные разминки;
  2. скороговорные пятиминутки;
  3. скороговорные диктанты;
  4. скороговорные мастерские;
  5. скороговорные игротеки;
  6. скороговорные выступления;
  7. скороговорные КВНы.

  Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку может быть использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.   Для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности в середине урока или в конце урока проводится скороговорная пятиминутка.

   Как для разминки, так и для пятиминутки  подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.

   Варианты обыгрывания скороговорок:

  1. проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом;
  2. проговаривание, сопровождаемое определёнными заданными действиями;
  3. импровизированное инсценирование скороговорок;
  4. создание скороговорных приветствий.

   При проведении скороговорного диктанта важно учитывать разные обстоятельства:

  1. текст, предназначенный для диктанта обязательно должен нравиться детям, вызывать у них положительные эмоции;
  2. с текстом детей нужно познакомить за несколько уроков до написания;
  3. в данном виде работы обязательно должен присутствовать элемент занимательности, в том числе и в мотивировании детей.

   Готовясь к открытию мастерской скороговорения, необходимо позаботиться о создании праздничного настроения.

   Для этого продумать всё для мелочей, начиная с написания сценария, мотивирования школьников, оформления помещения.

   Например, возможно следующее оформление: на доске, стенах повесить изображения весёлых скороговорят, плакаты со скороговорками, на столах сборники скороговорок, произведения декоративно- прикладного искусства.

   Оформление необходимо, чтобы сразу создать атмосферу волнующего праздника.

   Скороговорята предлагают игры- конкурсы, в которых принимают участие все. В качестве заданий могут быть использованы следующие:

Кто кого перескороговорит.

   Представители команд хором произносят скороговорки по очереди. По условиям игры повторять скороговорки нельзя.

Скороговорный круг.

   Для этого конкурса потребуется эстафетная палочка или предмет, её заменяющий. Все команды вступают в игру одновременно. В каждом кругу игроки произносят скороговорки по очереди и передают эстафетную палочку. По условию игры нельзя повторять ранее сказанные скороговорки и допускать ошибки в их проговаривании.

Скороговорная лента.

   Для игры потребуется длинная лента, концы которых закреплены на двух палочках.

 Два игрока по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, продвигаясь к центру. Одновременно они произносят скороговорки. Побеждает тот из участников, который смотает большой кусок ленты и при этом не собьется в проговаривании скороговорок.

Рассмеши с помощью скороговорки.

   Одна команда располагается напротив другой, и по сигналу кого-либо из скороговорят все начинают скороговорить, стараясь произнести скороговорки так, чтобы рассмешить команду соперников и при этом не сбиться. Та команда, которой удастся это сделать, становится победительницей.

Скороговорный обменный пункт.

   Два человека встречаются в обменном скороговорном пункте. Они приходят для того, чтобы обменять известные скороговорки на неизвестные. Один из участников обмена предлагает свой товар, а другой выбирает. Затем они меняются ролями. Прежде чем обмен состоится, передающий скороговорку произносит её без запинки 5-7 раз, а принимающий, закрепляя процесс передачи, проговаривает её менее количество раз.

Скороговорный снежный ком.

   Первый игрок произносить первое слово скороговорки, второй – первое и второе, третий – первое, второе и третье и т. д. Игра происходит в быстром темпе. Её удобнее использовать на начальном этапе освоения скороговорки.

Продолжи начатое.

   В игре используется мяч. Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносить начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец скороговорки и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех, становится ведущим.

Скороговорный марафон.

   На скороговорную марафонскую дистанцию выходят те, кто знает достаточно много скороговорок и умеет их проговаривать. Перед стартом игроки договариваются о том, каким может быть допустимый промежуток между произнесёнными скороговорками. На старт марафонцы выходят одновременно, но они должны находиться на некотором расстоянии друг от друга, чтобы не слышать, что говорят соперники. Побеждает тот, кто дольше продержится на дистанции, не повторяя при этом одну и туже скороговорку два раза и не сбиваясь при этом.

   

   Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности; дарит великую эстетическую радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и использование методики дидактических игр на уроках математики"

Формирование и использование методики дидактических игр на уроках математики в малокомплектной школеОбучение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставл...

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ

Конспект занятия "Рассказ по картинке" с использованием методики ТРИЗ...

Использование методики оценочных упражнений

Методика оценочных упражнений  направлена на развитие УУД.  Еёможно использовать на уроках и во внеклассной работе. Здесь приведён фрагмент классного часа "Скоро лето: правила поведения на в...

Урок математики 3 класс c использованием методик формирующего оценивания по ФГОС

Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" с использованием методик формирующего оценивания...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья в соавторстве с коллегой об использовании методики мнемотехники на уроках математики в начальной школе...

Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО

Система работы по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, через использование методик КСО - выступление на ШМО начальных классов....

Развитие УУД у обучающихся в адаптационный период путем использования методик арт-терапии

            С     Cегодня мы хотим поделиться с Вами опытом  работы по адаптации школьников и  развитию у них личностных, коммуникативных,...