Обобщающий урок по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Чистякова Валентина Николаевна

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ на тему "Судьба и Родина едины" 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse_sudba_i_rodina_ediny.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Судьба и Родина едины .

Ход внеклассного мероприятия:

        Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка несет нам добро. Улыбнитесь ему – оно улыбнется нам, затем  улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости – русский народ гостеприимный, нужно сделать так, чтобы гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем кто собрался в нашем классе. Я уверена кто несет добро тому добро и будет.

Вводная беседа:

-Какие слова для всех людей являются самыми близкими и дорогими?  (Родина, Отечество, Россия, мама….)

-Почему, мы называем страну Родиной?  (мы здесь родились, говорим на родном языке, все здесь родное)

Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?

Иль весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день.

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама.

-Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Родина? (гордость, любовь, радость, уважение)

Сегодня мы поговорим о Родине, родной стороне в которой мы живем.  Давайте совершим небольшое путешествие по нашей необъятной стране.  

         Наше путешествие мы начнём с того, что найдём на карте нашу малую Родину – Нижегородскую область. (слайд 1) Посмотрите, на карте она выглядит как маленькое пятнышко. Пусть пятно, пусть оно маленькое, но родное. Что может быть роднее тех мест, где ты родился и живёшь!

        Выходят 3 обучающихся:

  1. Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

  1. Родные дали с Волгой и Окою

И синь лесов, и шёпот ковыля –

Ты покоряешь силою такою –

Нижегородская моя земля!

  1. Край Нижегородский,

Гордость волгарей,

Нет тебя красивей,

Нет тебя милей!

        Учитель: Да, замечателен наш край, наша родная Нижегородская сторона. Ребята, а вы хотите совершить путешествие во времени? Тогда мы сейчас вернёмся с вами на целых 3 столетия назад. (слайд 2)

Зачитывается указ Петра 1. «1714 года в 26 день Великий Государь Царь и великий князь Пётр Алексеевич всеа великия и малыя и белыя России самодержец, указал: Нижегородской губернии быть особо».

Учитель: Ребята, о чём говорится в указе, который сейчас прозвучал?

А кто издал этот указ? В каком году? (слайд 3)

        В то время Россия состояла из множества разных по величине уездов (районов), который каждый в отдельности подчинялись столице. Управлять таким количеством уездов было очень трудно и царь Пётр 1 принял единственно верное решение: несколько уездов объединить в одну более крупную губернию, где был свой губернатор (правитель). Так образовалась наша Нижегородская губерния. В её состав вошли: Балахна, Арзамас, Курмыш, Василь (Васильсурск), а так же города Юрьевец, Ядрин, Алатырь, Муром, Гороховец, низовья рек Керженца и Ветлуги.

        Ученик: (слайд 5)

Наш Новгород Нижний великий и славный.

Раскинулся гордо над Волгой – рекой.

Столица Приволжья, опора державы.

Поволжских народов союз вековой. (слайды      )

- Верно! Нижегородская земля всегда славилась не только своей природной красотой, но и народными промыслами и их умельцами. Это и городецкая роспись по дереву, и золотая Семёновская хохлома, Полхов-Майданская роспись, ножевое производство в Павлове Борская якорная кузница, кожевенное производство в Богородске, смолокурение на Ветлуге.

        Ученик:

Сторона Нижегородская богата

Реками, лесами, и полями,

А ещё богата, помните, ребята,

Трудовыми золотыми мастерами.

Здесь ремёсла ценят люди,

Мастерам хвала, почёт,

Ну, а если праздник будет,

То на праздник всяк придёт!

        Входят скоморохи:

        1 скоморох:

Здравствуйте, гости званые и желанные!

Милости просим на нашу весёлую ярмарку!

        2 скоморох:

Низко поклонились, колпаки свалились,
Колпаки надеваем, снова начинаем!

        1 скоморох:

Здравствуйте, гости званые и желанные!

        2 скоморох:

Милости просим на нашу весёлую ярмарку!

        1 скоморох:

Мы рады гостям, как добрым вестям!

        2 скоморох:

Всех привечаем, душевно встречаем!

        Вместе:

На ярмарку приглашаем!

        1 скоморох:

К нам съехались умельцы со всей России,

Чтобы людей посмотреть и себя показать,

Представить свой товар лицом.

        2 скоморох:

Гости лавки отворяйте,

Продавайте! Продавайте!

Выходит лоточник с хохломой и девочка в народном костюме.

        Лоточник:

Золотая хохлома –

Чаши, миски, ложки,

Кадочки и ковши,

Кувшины и поставцы.

Хохлома, хохлома, золотая хохлома.

Подходите, на чудо поглядите!

Налетайте! Раскупайте!

        Девочка:

        Наш город Семёнов – центр хохломских изделий. Название промысел получил от торгового села Хохлома. Изделия семёновских мастеров известны во всём мире. А наша семёновская матрёшка стала символом России.

Звучит песня «Россия – ты моя звезда» со слайдами.

        Учитель: Но не только народными промыслами славилась наша земля. Это ещё и крупный промышленный центр, который в годы Великой Отечественной войны поставлял для фронта танки, самолёты, зенитные орудия, бронеавтомобили. Кроме того здесь изготовлялись грузовые автомобили и реактивные установки «Катюши», которые наводили ужас на врага. Вклад нашей области в Победу поистине огромен. Ежегодно 9 мая вся наша страна  отмечает великий праздник – День Победы, но 2015 год особенный. Ребята, как вы считаете, почему? В ВОВ наши земляки отличились как воины, беззаветно преданные Родине. Среди них многие получили звание Героев Советского Союза.  Двое – лётчики Арсений васильевич Ворожейкин и Василий Георгиевич  Рязанов – стали дважды Героями Советского Союза. И наш посёлок может по праву гордиться своими героями, среди которых звание Героя Советского Союза получил Морунов Анатолий Павлович. О нём нам расскажет  ___Щипачкина Аня._______________.

        Выходит обучающийся: (слайд    )

Анатолий Павлович Марунов (1923—1993) — старшина Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

 Во время войны  гвардии старший сержант Анатолий Марунов был механиком-водителем танка «Т-34» 1-го батальона 36-й гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского механизированного корпуса 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Чехословакии. 17 февраля 1945 года в бою на плацдарме на берегу реки Грон в районе населённого пункта Солдины к северу от словацкого города Штурово экипаж Марунова уничтожил 5 вражеских танков и 3 бронетранспортёра, 1 штурмовое орудие и более роты солдат и офицеров противника, прорвав немецкую оборону.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший сержант Анатолий Марунов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Осенью 2014 года, в нашем поселке, на доме, где жил А.П.Морунов была повешена мемориальная доска. (слайд     )

Стих-е  «70 лет Победы»

Песня «Шли солдаты на войну»

        

        Учитель: Нижегородская область является Родиной людей, которые внесли большой вклад в её развитие, Родиной исторических личностей нашего края. Предоставляем слово нашим ребятам.

Выходят дети: (слайд    )

  1. Кулибин Иван Петрович родился в 1735 году в семье мелкого торговца. С самых ранних лет он обнаружил талант к изготовлению разнообразных механических устройств. Самостоятельно изучил механику. Особое внимание уделял изучению часовых механизмов. Он создал часы в форме яйца. Каждый час в них распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки. Эти часы Кулибин преподнёс Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Он изобрёл много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них – фонарь-прожектор, механический экипаж с педалями, диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки. (слайд     )
  2. Максим Горький – великий русский писатель. Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Он написал много замечательных произведений для взрослых. А своё литературное творчество для детей, Горький воплотил в сказках. Всего им создано шесть сказок: «Утро» (1910), «Воробьишко» (1912), «Случай с Евсейкой» (1912), «Самовар» (1913), «Про Иванушку-дурачка» (1918), «Яшка» (1919). Его книги переведены на десятки языков народов мира. (слайд      )
  3. Чкалов Валерий Павлович родился в 1904 году в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Величайший лётчик –   довоенного времени, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс по маршруту Москва – Ванкувер. Настойчивым, упорным человеком был Чкалов! Он летал на старых и очень плохих самолётах – других-то не было! Выполнял полёты, каких до него не делал никто. Первым в России, вторым в мире совсем молодым человеком выполнил он полёт вверх колёсами. На такой малой высоте, что даже трава наклонялась. Летал он над самой землёй, вдоль лесных просек, над полотном железной дороги. Пролетел как-то между двумя деревьями, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев. А однажды на своём самолёте он пролетел под аркой одного из Ленинградских мостов! Чкалова наказывали за такие полёты, считая их хулиганскими выходками. Однако сам Валерий Павлович был убеждён, что лётчик должен летать смело и умело на любых самолётах, в любой обстановке. И он оказался прав.  Всё, что он делал первым, в последствии широко использовали  в боях Великой Отечественной войны.
  4. В Нижегородском крае

Стоит Семёнов град.

Лес виден во все дали,

Лесами он богат.

Душе зимой и летом

В Семёнове покой.

Не трудно стать поэтом

От красоты такой.  (слайд     )

        Корнилов Борис Петрович – родился в 1907 году в селе Покровское Нижегородской губернии (ныне городского округа Семёновский Нижегородской области), в семье сельского учителя. В 15 лет Борис переселяется в Семёнов и начинает сочинять стихи. Для детей он написал сказку «Как от мёда у медведя зубы начали болеть». В городе Семёнове открыт мемориальный музей Корнилова и установлен его памятник. В Нижнем Новгороде, так же как и в Семенове, в честь Бориса Корнилова названа улица и библиотека.

        Учитель: Сегодня мы по праву можем гордиться своей областью. Она одна из самых больших и значимых на территории России. Испокон веков она славилась своими достопримечательностями и святыми местами. (слайд Это Дивеевский и Макарьевский монастыри, Святотроицкий женский монастырь в Ворсме. Среди достопримечательностей  это, прежде всего, наш Нижегородский кремль, Керженский заповедник, Вадское озеро, озеро Светлояр, в воды которого по преданию погрузился Китеж град. А в селе Большое Болдино размещалось родовое имение А. С. Пушкина. Именно здесь написал поэт целый цикл своих произведений.  

        Мы должны сохранить, сберечь и приумножить то, что досталось нам в наследство от предков.

     Берегите Россию! Нет России другой.

     Берегите её тишину и покой.

     Это небо и солнце, этот хлеб на столе

     И родное оконце в позабытом селе.

     Берегите Россию! Без неё нам не жить.

     Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

     Берегите Россию! Нет России другой!

        А сейчас я предлагаю вам послушать гимн Нижегородской области, написанный на слова Валерия Шамшурина и музыку Леонида Сивухина. (слайды   )

  Вот и подошло к концу наше путешествие. Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину. Для каждого из нас очень важно знать свои корни, гордиться своим прошлым. Надеюсь, что вы многое узнали о Нижегородской области, о её людях, народных промыслах и будете любить и помнить свою малую Родину, где бы вы не оказались.  Каждый должен подумать, а что я могу сделать для своей Родины? Вам ребята нужно защитить и сохранить наш край, делами приумножить его красоту и богатство!

У вас было задание подумать и написать, что каждый из вас может сделать для своей Родины и что каждый ей хочет пожелать. Прочитайте свои пожелания. А теперь давайте подарим нашей Родине красивый букет из наших пожеланий.

(под музыку дети выходят и составляют букет )

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!


И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый всекубанский классный час, 2 класс....

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"

Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....

Единый Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый Всекубанский классный час. "Судьба и Родина едины!" (1-4 класс)...

Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!» ВОДОЁМЫ КРАЯ.

Единый Всекубанский классный час «Судьба и Родина едины!» ВОДОЁМЫ КРАЯ....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...