Правописание безударных гласных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Правописание безударных гласных», которая является самой трудной в усвоении обучающимися с недоразвитием интеллекта. Урок разработан подробно, методически последовательно . Предоставлены современные методы, формы, средства и приёмы работы по изучению данной темы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Рекомендуется учителям начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, воспитателям коррекционных школ.
Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма в 4 классе
Тема: «Правописание безударных гласных»
Цели:
- закрепить понятие, что безударные гласные пишутся так, как они пишутся под ударением;
учить умению проверять безударные гласные путём изменения
формы слова( вода – воды);
- коррекция мышления на основе установления причинно- следственных связей; коррекция слухового восприятия;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
воспитание мотивации к учению.
Оборудование: кукла Буратино, вырезанные из картона дерево с грушами;
таблица - опорный план; красный мелок.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Какой у нас сейчас урок?
- Надо правила учить, всё узнать стараться.
Эти знания тебе в жизни пригодятся.
- Для чего нам нужны уроки письма и развития речи?
II. Чистописание.
1. Пальцевые упражнения.
- Прижать ладони друг к другу. Потереть их друг о друга(6-8раз)
- Прижать кончики пальцев друг к другу. Потереть их друг о друга(6-8 раз)
- Пальцы рук сжать в замок. Выполнить упражнение «волна»(6 раз)
- Упражнение «паук». Совместить подушечки кончиков пальцев обеих рук. Надавить пальцами одной руки на пальцы другой, затем, сгибая прямые пальцы, соединить их вместе в одной точке. После этого развести сомкнутые кончики прямых пальцев в стороны.
- Напряжённые разгибания пальцев и сжимание кисти в кулак.
- Поднимание, опускание, вращение кистей, сжатых в кулаки.
- Сжимание пальцами кистевого динамометра, резинового кольца, каучукового мяча.
2. Составить пословицу из слов- рассыпучек.
сиКраво сапить – делюй ужавать.
После ответов детей открыть запись:
Красиво писать - людей уважать.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Списать пословицу правильно и красиво.
III. Словарная работа.
Записать одним словом по данной первой букве.
1. Предприятие торговли. (Магазин)
2. Хлебное растение. (Пшеница)
3. Вчера, сегодня, … (Завтра)
4. Похож на мяч, но вырос на огороде. (Арбуз)
5. Его в автобусе продаёт кондуктор. (Билет)
6. Охлаждённый водяной пар. (Иней)
Учащиеся в отгаданных словах называют ударную и безударную гласные.
IV. Работа по теме урока.
1. Актуализация опорных знаний.
На доске материал упражнения 11 стр.67
- К нам в гости опять пришёл Буратино.
Ему Мальвина задала новое задание. Буратино снова просит вас помочь
ему.
- Хотите помочь Буратино?
Вставить пропущенные буквы.
Н..сы – носовой, нос.
М..ха – мех, меховой.
Тр..ва – травы, травяной.
З..ма – зимы, зимовать.
- Поставьте во всех словах ударение.
- Какая буква пропущена, ударная или безударная? (Безударная)
- Назовите в первой строчке слово, которое поможет вставить пропущенную букву в слове этой строчки.(Нос)
- Какую пропущенную безударную гласную вы вставите? (Гласную о)
- Почему? (Безударные гласные пишутся так, как они пишутся под ударением)
Слабые учащиеся читают правило на таблице.
Безударные гласные (а, о, е, и, я ) надо писать так, как они пишутся под ударением: трава – травы, сова – совы, мячи – мяч, лес – леса, грибы - гриб
Учитель делает пояснение: слово, в котором безударная гласная стоит под ударением, называют проверочным словом
В остальной части задания учащиеся подчёркивают красным мелком проверочные слова и вставляют безударные гласные.
Упражнения энергизаторы :
- С силой потереть ладони друг о друга (10 раз);
- Потянуть мочки ушей (10 раз);
- «Хлопание ушами»: четырьмя пальцами сзади прижать уши к щекам и отпустить(10 раз);
- Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз);
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх. Сдавить изо всех сил основания ладоней. Втянуть живот, потянуться вверх и «выглянуть» из окна (3 раза).
Продолжение работы по теме.
2. Работа с учебником.
Упражнение 12 стр. 68
Обучение умению проверять безударную гласную путём изменения
формы слова (способом один – много, много – один)
Учащиеся объясняют правописание безударной гласной по плану в
учебнике.
Учись проверять написание слов с безударной гласной по плану:
- Поставлю ударение в слове.
- Подчеркну безударную гласную.
- Безударную гласную сделаю ударной.
Для этого изменю слово:
один - много много - один
Плечо — плечи. Леса — лес.
Первый столбик выполняется устно коллективно.
Второй столбик письменно самостоятельно.
Объём письменной работы даётся дифференцированно.
После фронтальной проверки подводится итог:
- Как проверить безударную гласную? ( Надо изменить слово так, чтобы
безударная гласная стала ударной)
. Упражнения для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.
2. Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз
3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.
(Повторить 5 раз)
V. Закрепление.
1. Дидактическая игра «Волшебные груши»
- Вы помогли Буратино, и в благодарность он угощает вас грушами.
Но груши не простые, а с заданием. Тот получит грушу, кто правильно вставит пропущенную букву в слове, записанном на её обратной стороне.
- Кто хочет сорвать грушу?
Дети по очереди выходят к доске, «срывают» с дерева грушу.
Затем объясняют правописание пропущенной гласной по опорной таблице:
Примерный словесный материал: пчела, зерно, стена, сова, звезда, мячи,
нора, враги, зима, овца, лицо.
2. Работа с учебником.
Упражнение 14 стр.68
- Поставлю ударение.
- Безударная гласная…
- Безударную гласную сделаю ударной.
Для этого изменю слово…
(Один – много, много – один)
- Буду писать…
Задание читается и анализируется. Первый столбик слов учащиеся объясняют устно, пользуясь опорной таблицей.
Второй столбик дети выполняют письменно самостоятельно.
Объём письменной работы даётся дифференцированно.
Работа в парах. После выполнения учащиеся делают взаимопроверку.
- Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную? ( Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)
VI. Домашнее задание.
Упражнение 13 стр.68
Задание анализируется. Объём письменной работы даётся дифференцированно.
VII. Итог.
- Чему учились на уроке?
VIII. Оценка работы учащихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.
Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная: овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...