Ударение
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Дряхлова Елена Линуровна
Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon udarenie.zip543.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ударение

Учитель: Дряхлова Елена Линуровна

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 (1-4) 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации

 Цели  урока по содержанию.

Образовательная: Систематизировать и уточнить знания  учащихся  об ударении, ударных и безударных гласных.

Развивающая:. развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;

развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

 Воспитательная: создание творческой эмоциональной обстановки;

формирование нравственных качеств;

воспитание правильного отношения к природе, животному миру.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

  • Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

  • Актуализация опорных знаний.

Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске. (Приложение 1)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

                                           Ответ: Утка

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,        

А только лечит.

                                          Ответ: Дятел

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

                                         Ответ: Аист

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

                                          Ответ: Рыбы

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                          Ответ: Ель

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

                                         Ответ: Налим

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его -

                                           Ответ:  Индюк

Кто пушистый у воды

Моет сладкие плоды?

Прежде, чем отправить в рот,

Полоскает их ...

                          Ответ: Енот

Утка

Дятел

Аист

Рыбка

Ель

Налим

Индюк

Енот

Найдите лишнее слово. Почему его выделили?

- Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.

 На какие группы можно разбить животных?

-Домашние и дикие.

 Какой вопрос задаём к одушевлённым словам? К неодушевлённым словам?

-Кто? Что?

Правильно!

Ребята!В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.

-Ударение.

Правильно! Мы на уроке повторим все, что мы знаем об ударении.

Назовите слова из столбика, где ударение падает на 1 слог, на 2 слог, на 3 слог.

(Дети называют)

Как вы найдёте ударение в словах?

- Мы в слове слог ударный

 Найдём элементарно.

 А когда его найдём,

 Громче всех произнесём.

  • Формирование новых знаний.

  1. На доске записаны слова (замок, гвоздики)

-Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

(Рисунки выставляются на доске.)

-Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?

-Потому что ударение падает на разные слоги.

-Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.

Молодцы!

-Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют.)

-В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на  второй слог, то это слово означает - цветы.

-Составьте предложения с этими словами.

  1. Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.

«Скорей, сестра на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни

Не бойся это окуни»

Выпишите эти слова, и поставь знак ударения.

Вывод:   Для чего нужно ударение?

Как найти ударение в слове?

Какой знак обозначает ударение?

  • Физ-минутка

Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины).
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте),
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев).
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(показывают как тащат морковку)

  • Словарный диктант.

Сейчас мы с вами запишем слова. Я показываю картинки, а вы их записываете в тетрадь.

(медведь, заяц, воробей, корова, поросёнок, лисица.)  

 Что это за слова?

-Словарные слова.

Назовите лишнее слово. (Воробей)

Почему?

Это слово называет птицу, а остальные слова-животные.

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный?

Поставьте ударение в словарных словах..

-А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

 -Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы! (выдаются  медальки)

-Прочитайте  слова, ударение в которых падает на первый слог.

-(Заяц)- на первый слог.

-(Корова, лисица)- на второй слог.

-Как вы определили ударение?

-Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная.

  • Игра.

-А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог и молчите, если на 3 слог.

                 Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.

Молодцы!

  • Закрепление материала с использованием регионально-национального компонента.

Ребята, назовите самое чистое озеро в мире.

-Это озеро Байкал!  

О Байкале расскажет Илья.

-Правильно. Наше озеро самое чистое. Его называю ещё Байкал-Батюшка, Жемчужина мира. В нём водятся очень интересные животные и рыбки. Одна из таких рыбок называется голомянка. А о ней расскажет Соловьёва Рита.

(Приложение 2)

Послушав рассказ Риты и Ильи, скажите, как вы должны относиться к прекрасному озеру?  К природе которая нас окружает? (Выслушиваются ответы детей)

-Назовите ударную гласную в слове Байкал. (Вторая «а»)

-Назовите безударные гласные. (Первая «а»)

-Какое правило должны знать, чтобы правильно написать это слово.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Составьте предложение с этим словом. ( Самое яркое предложение записывается под диктовку).

  • Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

Что нового узнали?

Спасибо за работу.

На этом мы заканчиваем наш урок, а на память вам Рита раздаст фотографии Байкала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».

Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...