Ударение
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udarenie.zip | 543.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ударение
Учитель: Дряхлова Елена Линуровна
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 (1-4)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
Цели урока по содержанию.
Образовательная: Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.
Развивающая:. развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;
развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательная: создание творческой эмоциональной обстановки;
формирование нравственных качеств;
воспитание правильного отношения к природе, животному миру.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
- Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
- Актуализация опорных знаний.
Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске. (Приложение 1)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
Ответ: Утка
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
Ответ: Дятел
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Ответ: Аист
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Ответ: Рыбы
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ: Налим
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его -
Ответ: Индюк
Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Полоскает их ...
Ответ: Енот
Утка
Дятел
Аист
Рыбка
Ель
Налим
Индюк
Енот
Найдите лишнее слово. Почему его выделили?
- Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.
На какие группы можно разбить животных?
-Домашние и дикие.
Какой вопрос задаём к одушевлённым словам? К неодушевлённым словам?
-Кто? Что?
Правильно!
Ребята!В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.
-Ударение.
Правильно! Мы на уроке повторим все, что мы знаем об ударении.
Назовите слова из столбика, где ударение падает на 1 слог, на 2 слог, на 3 слог.
(Дети называют)
Как вы найдёте ударение в словах?
- Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
- Формирование новых знаний.
- На доске записаны слова (замок, гвоздики)
-Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.
(Рисунки выставляются на доске.)
-Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?
-Потому что ударение падает на разные слоги.
-Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.
Молодцы!
-Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют.)
-В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает - цветы.
-Составьте предложения с этими словами.
- Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.
«Скорей, сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни
Не бойся это окуни»
Выпишите эти слова, и поставь знак ударения.
Вывод: Для чего нужно ударение?
Как найти ударение в слове?
Какой знак обозначает ударение?
- Физ-минутка
Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины).
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте),
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев).
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)
- Словарный диктант.
Сейчас мы с вами запишем слова. Я показываю картинки, а вы их записываете в тетрадь.
(медведь, заяц, воробей, корова, поросёнок, лисица.)
Что это за слова?
-Словарные слова.
Назовите лишнее слово. (Воробей)
Почему?
Это слово называет птицу, а остальные слова-животные.
Сколько слогов в этом слове?
Какой слог ударный?
Поставьте ударение в словарных словах..
-А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
-Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы! (выдаются медальки)
-Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый слог.
-(Заяц)- на первый слог.
-(Корова, лисица)- на второй слог.
-Как вы определили ударение?
-Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная.
- Игра.
-А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог и молчите, если на 3 слог.
Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.
Молодцы!
- Закрепление материала с использованием регионально-национального компонента.
Ребята, назовите самое чистое озеро в мире.
-Это озеро Байкал!
О Байкале расскажет Илья.
-Правильно. Наше озеро самое чистое. Его называю ещё Байкал-Батюшка, Жемчужина мира. В нём водятся очень интересные животные и рыбки. Одна из таких рыбок называется голомянка. А о ней расскажет Соловьёва Рита.
(Приложение 2)
Послушав рассказ Риты и Ильи, скажите, как вы должны относиться к прекрасному озеру? К природе которая нас окружает? (Выслушиваются ответы детей)
-Назовите ударную гласную в слове Байкал. (Вторая «а»)
-Назовите безударные гласные. (Первая «а»)
-Какое правило должны знать, чтобы правильно написать это слово.
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Составьте предложение с этим словом. ( Самое яркое предложение записывается под диктовку).
- Рефлексия
Что вам понравилось на уроке?
Что нового узнали?
Спасибо за работу.
На этом мы заканчиваем наш урок, а на память вам Рита раздаст фотографии Байкала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...
Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...
«Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трёхсложных словах».
Конспект урока в 3 классе (коррекционное обучение), 8 вид....
Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»
Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель : Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...
занятие по русскому языку ( с элементами исследования) Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г
Ударение. Роль ударения в слове. Омографы. 5 класс 2015г...