Анализ работы по самообразованию на тему: «Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР»
материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему
Анализ работы по самообразованию воспитателя ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_temu.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы по самообразованию на тему:
«Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР»
за 2014-2015 учебный год.
Подготовил:
Воспитатель ГПД
Шкуратова И.А.
Москва 2015 год
Общешкольная тема | Повышение уровня образовательного процесса через реализацию системно-деятельного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся с ОВЗ. |
Индивидуальная тема самообразования | Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР. |
Когда начата и когда закончится работа над темой | Работа началась в 2014 году, закончилась в мае 2018 года. |
Цели и задачи самообразования по теме | Цель: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей. Задачи:
|
Основные вопросы, намеченные для изучения | Были намечены следующие основные вопросы для изучения:
|
Этапы проработки материала | Работу проводила поэтапно: - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности; - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию техник в умении передавать выразительный образ. На клубных часах я использовала разные формы художественной деятельности и технике их исполнения. Прежде всего, это рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение принадлежащие разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы применяла коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива. |
Литература по теме | По данной теме я использовала литературу:
|
Чей опыт предполагается изучить по данной теме | Микляева Н., Оксана Гончарова, Назарова Т.Н., Вакуленко, Макарова Л.П., Тисленкова И.А., Ермолаева Н.В., Леонова Н.Н. . |
Творческое сотрудничество по теме самообразования | Учитель народной культуры Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения |
Практические выводы | В течении года я размещала свои методические разработки в социальной сети работников образования. Практическим выводом моей темы стали статьи: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух", «Мы родом из детства». Доклад на методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей через игры в условиях группы продленного дня». Представление собственного педагогического опята на Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2015». |
Изучение передового опыта | В течение года я посетила открытые клубные часы Кумачевой Л.В., Глашкиной И.С., Левочкиной Л.Ю. и открытые уроки Даудовой М.П. |
Когда и где выступала с сообщением о собственном педагогическом опыте | Доклад на методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей через игры в условиях группы продленного дня». Представление собственного педагогического опята на Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2015». |
Итоги работы | Эстетический способ познания действительности является не менее важным, чем научные дисциплины. Каждый ребенок может определить для себя, что красиво, а что напротив – совсем не привлекательно. При этом его взгляд не подкреплен какой-то научной базой и является субъективным. Но стоит сказать, что такая категория эстетического познания как красота не является и не может называться объективной и у взрослого человека. В свою очередь искусство, будучи наивысшей формой выражения красоты, предполагает развитие у человека эстетического вкуса, творческого воображения, необходимого для формирования многосторонней и культурно развитой личности, и формирует ценностные ориентации. Искусство, согласно словарю С.И. Ожегова, - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В отличие от науки искусство определяется переживаниями и эмоциями, предполагает исключительно чувственное восприятие действительности. В данной статье речь пойдет об изобразительном и прикладном видах искусства, а именно – о преподавании их детям в группах продленного дня, то есть во внеклассные часы. Для начала исключим двойственность понимания названных терминов, определив их точно значение. Изобразительное искусство – вид творческой деятельности, целью которой является воспроизведение окружающего мира. В это понятие включены такие виды ИЗО как: живопись, графика, скульптура. Стремительно развивающиеся технологии внесли в этот список и искусство фотографическое. Декоративно-прикладное искусство охватывает целый ряд видов творческой деятельности, направленных на создание художественных изделий, обладающих утилитарными, то есть практически полезными свойствами. Перечень видов декоративно-прикладного искусства чрезвычайно велик. Под прикладным искусством понимается создание гобеленов, бисероплетение, создание и роспись посуды, вязание, макраме, резьба и роспись по дереву, оригами. Обозначенный список может быть значительно расширен, автор данной статьи называет лишь некоторые, наиболее распространенные виды ДПИ. Преподавание детям дисциплин ИЗО и ДПИ имеют свои особенности. Большое значение для успешных результатов общей – учителя и учеников – работы имеет уровень заинтересованности детей в получении творческих навыков. В свою очередь одна из задач преподавателя - вызвать в ученике интерес к предмету и сосредоточить его внимание на выполнении творческих работ. Как говорилось выше, автор данной статьи поднимает тему не просто преподавания школьного предмета, а именно – обучение ИЗО детей в группе продленного дня. Отсюда следует еще одна особенность обучения. Группа продленного дня – это одна из форм общественного воспитания детей, при которой проводятся учебно-воспитательные и оздоровительные работы. Нужно сказать, что время пребывания детей в данной группе длится пять часов. Также важно отметить, что эти занятия следуют за основными учебными предметами, проходящими в первой половине дня. Из этого следует вывод: программа уроков на «продленке» должна быть составлена с учетом перерыва на отдых, прогулку, физкультперемены и питание детей. Формы художественной деятельности на уроках могут разными по содержанию и технике их исполнения. Прежде всего, это может быть рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение могут принадлежать разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы преподавателя и большей доступности учебного процесса группе, учителем могут применяться коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива. Каждый урок должен основываться на принципах наглядности, систематизации и последовательности, связи теории с практикой и доступности материала ученикам. Основополагающим принципом преподавания является поурочное планирование подачи теоретического и практического материалов. Планирование может иметь форму конспекта, развернутого плана урока, интерактивный проект с использованием компьютерных технологий. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. |
Формы художественной деятельности на клубных часах могут разными по содержанию и технике их исполнения. Прежде всего, это может быть рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение могут принадлежать разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы преподавателя и большей доступности учебного процесса группе, учителем могут применяться коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива. Каждый клубный час должен основываться на принципах наглядности, систематизации и последовательности, связи теории с практикой и доступности материала ученикам. Основополагающим принципом преподавания является поурочное планирование подачи теоретического и практического материалов. Планирование может иметь форму конспекта, развернутого плана урока, интерактивный проект с использованием компьютерных технологий. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.
Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока русского языка. В работе представлены теоретическое обоснов...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...
Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....
презентация педагогического опыта по теме Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
цель формирование нравственных чувств...
Презентация для родительского собрания: "Особенности развития учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ".
В презентации раскрыты понятия дети с ОВЗ, дети инвалиды, представлены эффективные методы работы с учащимися начальных классов....