Анализ работы по самообразованию на тему: «Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР»
материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шкуратова Ирина Александровна

Анализ работы по самообразованию воспитателя ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_temu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию на тему:

«Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР»

за  2014-2015 учебный год.

Подготовил:

Воспитатель ГПД

Шкуратова  И.А.

Москва                                                                                                                                 2015 год

Общешкольная тема

Повышение уровня образовательного процесса через реализацию системно-деятельного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся с ОВЗ.

Индивидуальная тема самообразования

Художественно-эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста с ТНР.

Когда начата и когда закончится работа над темой

Работа началась в 2014 году, закончилась в мае 2018 года.

Цели и задачи самообразования по теме

     Цель: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей  его физического, психического развития, индивидуальных возможностей, способностей.

     Задачи:

  • творческое развитие личности на основе приоритета интересов, потребностей формирования общей культуры, миропонимания и мироощущения, эмоционально-целостного отношения к миру и к самому себе;
  • развитие способности к эстетическому воспитанию и переживанию;
  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;
  •  развитие познавательных способностей детей и мотивационной направленности в использовании свободного времени.- развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепку,          конструирование);
  • развивать детское творчество;
  •  приобщать к изобразительному искусству.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Были намечены следующие основные вопросы для изучения:

  1. Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности.
  2. Основные направления развития творческих способностей на материале декоративно-прикладного искусства.
  3. Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
  4. Психологические основы художественного развития.

Этапы проработки материала

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению  техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию  техник в умении передавать выразительный образ.

На клубных часах я использовала разные формы художественной деятельности и технике их исполнения. Прежде всего, это рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение  принадлежащие разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть  объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы применяла коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива.

Литература по теме

По данной теме я использовала литературу:

  1. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
  2. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
  3. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  4. Электронный ресурс - «ИЗОША»: http://www.izosha.ru/izosha.html
  5. Элеткронный ресурс – Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ: http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  6. Электронный ресурс – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/articles/579070/

Чей опыт предполагается изучить по данной теме

Микляева Н., Оксана Гончарова,  Назарова Т.Н.,  Вакуленко,   Макарова Л.П.,  Тисленкова И.А.,  Ермолаева Н.В.,  Леонова Н.Н. .

Творческое сотрудничество по теме самообразования

Учитель народной культуры  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
городского округа Балашиха"Салтыковская гимназия"
Ираида Щербакова, старший преподаватель кафедры композиция МГОУ Лукашенкова    Алла    Александровна.

Практические выводы

В течении года я размещала свои методические разработки в социальной сети работников образования.

Практическим выводом моей темы стали статьи:                                                   "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух",                         «Мы родом из детства».

Доклад на методическом объединении:                                                                  «Развитие творческих способностей детей через игры в условиях  группы продленного дня».

Представление собственного педагогического опята на Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2015».

Изучение передового опыта

В течение года я посетила открытые клубные часы Кумачевой Л.В., Глашкиной И.С., Левочкиной Л.Ю. и открытые уроки Даудовой М.П.

Когда и где выступала с сообщением о собственном педагогическом опыте

Доклад на методическом объединении:                                                                  «Развитие творческих способностей детей через игры в условиях  группы продленного дня».

Представление собственного педагогического опята на Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2015».

Итоги работы

Эстетический способ познания действительности является не менее важным, чем научные дисциплины. Каждый ребенок может определить для себя, что красиво, а что напротив – совсем не привлекательно. При этом его взгляд не подкреплен какой-то научной базой и является субъективным. Но стоит сказать, что такая категория эстетического познания как красота не является и не может называться объективной и у взрослого человека. В свою очередь искусство, будучи наивысшей формой выражения красоты, предполагает развитие у человека эстетического вкуса, творческого воображения, необходимого для формирования многосторонней и культурно развитой личности, и формирует ценностные ориентации.

Искусство, согласно словарю С.И. Ожегова, - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В отличие от науки искусство определяется переживаниями и эмоциями, предполагает исключительно чувственное восприятие действительности. В данной статье речь пойдет об изобразительном и прикладном видах искусства, а именно – о преподавании их детям в группах продленного дня, то есть во внеклассные часы. Для начала исключим двойственность понимания названных терминов, определив их точно значение. Изобразительное искусство – вид творческой деятельности, целью которой является воспроизведение окружающего мира. В это понятие включены такие виды ИЗО как: живопись, графика, скульптура. Стремительно развивающиеся технологии внесли в этот список и искусство фотографическое. Декоративно-прикладное искусство охватывает целый ряд видов творческой деятельности, направленных на создание художественных изделий, обладающих утилитарными, то есть практически полезными свойствами. Перечень видов декоративно-прикладного искусства чрезвычайно велик. Под прикладным искусством понимается создание гобеленов, бисероплетение, создание и роспись посуды, вязание, макраме, резьба и роспись по дереву, оригами. Обозначенный список может быть значительно расширен, автор данной статьи называет лишь некоторые, наиболее распространенные виды ДПИ.

Преподавание детям дисциплин ИЗО и ДПИ имеют свои особенности. Большое значение для успешных результатов общей – учителя и учеников – работы имеет уровень заинтересованности детей в получении творческих навыков. В свою очередь одна из задач преподавателя - вызвать в ученике интерес к предмету и сосредоточить его внимание на выполнении творческих работ. Как говорилось выше, автор данной статьи поднимает тему не просто преподавания школьного предмета, а именно – обучение ИЗО детей в группе продленного дня. Отсюда следует еще одна особенность обучения. Группа продленного дня – это одна из форм общественного воспитания детей, при которой проводятся учебно-воспитательные и оздоровительные работы. Нужно сказать, что время пребывания детей в данной группе длится пять часов. Также важно отметить, что эти занятия следуют за основными учебными предметами, проходящими в первой половине дня. Из этого следует вывод: программа уроков на «продленке» должна быть составлена с учетом перерыва на отдых, прогулку, физкультперемены и питание детей.

Формы художественной деятельности на уроках могут разными по содержанию и технике их исполнения. Прежде всего, это может быть рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение могут принадлежать разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть  объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы преподавателя и большей доступности учебного процесса группе, учителем могут применяться коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива.

Каждый урок должен основываться на принципах наглядности, систематизации и последовательности, связи теории с практикой и доступности материала ученикам. Основополагающим принципом преподавания является поурочное планирование подачи теоретического и практического материалов. Планирование может иметь форму конспекта, развернутого плана урока, интерактивный проект с использованием компьютерных технологий. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Формы художественной деятельности на клубных часах могут разными по содержанию и технике их исполнения. Прежде всего, это может быть рисование под впечатлением прочитанных детям сказок и просмотренных фильмов. Во-вторых, с целью развития у детей навыков обращения с разными художественными инструментами творческая работа может проводиться разными материалами и в разных техниках. В-третьих, создаваемые детьми изображение могут принадлежать разным пространственным плоскостям: не иметь объема (рисунок, графика на бумаге, аппликация), быть  объемными (оригами), иметь пластическую форму (скульптура из пластилина и глины). В целях повышения качества работы преподавателя и большей доступности учебного процесса группе, учителем могут применяться коллективные и индивидуальные методы общения с детьми. Смешение данных форм общения направлено на формирование одновременно умения ребенка мыслить самостоятельно и в то же время работать внутри творческого коллектива.

Каждый клубный час должен основываться на принципах наглядности, систематизации и последовательности, связи теории с практикой и доступности материала ученикам. Основополагающим принципом преподавания является поурочное планирование подачи теоретического и практического материалов. Планирование может иметь форму конспекта, развернутого плана урока, интерактивный проект с использованием компьютерных технологий. Планирование предполагает создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.

Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Презентация для родительского собрания: "Особенности развития учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ".

В презентации раскрыты понятия дети с ОВЗ, дети инвалиды, представлены эффективные  методы работы с учащимися начальных классов....