"Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"-методическая разработка урока.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Яковлева Надежда Геннадьевна

 

Эта методическая разработка позволяет учителям разнообразно, интересно провести урок по теме `Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах`. Разработка способствует развитию у детей орфографической зоркости, логического мышления, воображения, памяти. Методическую разработку можно применить на уроке русского языка для квалифицированной подготовки учителя к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushchestvitelnyh..doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Автор: Яковлева Надежда Геннадьевна,

                                                                          учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»

                                                                          города Канаш  Чувашской Республики

Методическая разработка урока.  4 класс.   

Описание  хода урока.

Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цели  урока:

 а) научить  различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

б) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, воображение, память;

в)  воспитывать интерес к языку и бережное отношение к природе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор; раздаточные  карточки по вариантам, визитные карточки о падежах.

 I. Организационный момент.

Вот звонок дал нам сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Сегодня на уроке продолжим изучение темы: «Правописание безударных окончаний      существительных».

-  Итак,  сначала  повторим написание некоторых букв и их соединение.

II. Минутка чистописания.

         Я тетрадь свою открою
        И наклонно положу.
        Я, друзья, от вас не скрою
        Ручку я вот так держу.
        Сяду прямо, не согнусь,
        За работу я возьмусь.

1. Массаж рук и пальцев.

- Подготовим наши пальчики к работе.

- Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/

- Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/

- Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/

- Какое время года сейчас хозяйничает на земле?  (Зима)

- Какое время года изображено на картине?

- Кто из вас любит зиму?  

- Что  вам нравится зимой?

- Зимой    много  снега;  можно кататься  на санках, на лыжах, играть в снежки, лепить   снежную бабу.    

- Зимой  нам  нравятся  деревья,  покрытые  снегом,  они    очень красивы;      глубокий чистый снег; хорошо бегать по сугробам, по колено,  проваливаясь в снег.

- Кусты и деревья стоят все в инее. Солнечные лучи осыпают их холодным блеском алмазных огней.  

- Все деревья и кусты в блестящем инее, который сверкает алмазным огнем.   Березки, одетые мягким пушистым снегом, усиливают впечатление зимнего царства.

- Они стоят в снегу, словно яблони в цвету, и рядом «ель сквозь иней зеленеет».  Хочется делать снежные комки и лепить бабу, не менее интересно покататься на санках и проложить тропу по глубокому снегу.

- А ещё о чём мы не должны забыть?

- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.

                           Нам не унять метели,

                           Не растопить снега,

         Но чтобы птицы пели –

        Это в наших руках!

2. Работа в тетради.

- Сегодня на «Минутке чистописания»  мы повторим, как пишутся заглавная З  и строчная  з, а также  их соединения.

З з З з зи зо зо Ззз

- Какая буква пропущена в слове з.ма?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.

- Назовите проверочное слово.

- Охарактеризуйте звук «з».  (Согласный, парный, глухой, мягкий)

- Какие это части речи?

- Напишите их и разберите по составу.

III. Словарно-орфографическая работа.

-   Назовите зимние месяцы.

-  Д.кабрь, .нварь, ф.враль – зимние м.сяцы.

- Ребята, напишите предложение с новыми словарными словами в тетради, поставьте ударения,  отметьте  безударные гласные.

- Откуда к нам пришло слово декабрь?

- Слово декабрь пришло из Византии и называется «декемерий». Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит».  В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.

- Как вы понимаете слова «студень» или «снежень», «замостит» и «загвоздит»?  (Холодно, морозно, снежно,  много снега; покроет льдом реки,  сильно заморозило)                     

- Какие пословицы и стихи вы знаете о зиме?

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

 Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

 По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето,  коли же остается промежуток – урожайное.

 Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.

В народе декабрь называют студень, студный, стужайло.

IV.  Работа над новым материалом.

На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:

выехал из деревн…

шёл по площад…

отдыхали  в лагер…

- Определите склонение,  падежи имён существительных, вставьте окончания.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

-Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах и поговорим о бережном отношении к природе.

- Сначала повторим обо  всех падежах имён существительных.

1. Визитные карточки о падежах.

- Начинает группа ребят, представляющая именительный падеж:

             - Я  именительный  падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

 

- А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И «с», и «до», и «у», и «из» -

«до» неба вверх и «с» неба вниз.

            Также с родительным падежом употребляются предлоги: от, без, около, вокруг, для.

 

Если б я названия падежам давал

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу;

Братику, сестричке, псу.

А еще кому? чему?

                        Предлоги дательного  падежа: к, по.

- Я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого  позвать, во что  играть

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,  

            Но и без них  могу прожить.                                

Предлоги  винительного падежа: за, через, про

 

 - Я  творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем! Чем?

Творите! - С кем! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем! 

            Также с творительным падежом употребляются предлоги: перед, под и над.

         

- А я падеж предложный

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при»-

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём  гулять.

2. Работа по таблицам.

- Как различить родительный, дательный, предложный падежи?

- По вопросам, предлогам, окончаниям.

- Сравните вопросы родительного, дательного и предложного падежа.

- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?)

- Какой вопрос приходится добавлять к смысловому вопросу?

-При распознавании падежей к смысловому вопросу где? приходится добавлять падежный: где? о чём?  – в П. п.; где? по чему? – Д. п. где? у чего?

- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (Откуда?- в Р. п.)

- Можно ли различить  эти падежи по предлогам? (Да.)

- Назовите окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- В каких падежах пишется окончание – и?

- В каких падежах пишутся окончания – е?

- От чего это зависит?

3. Памятка.

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:      

1. Определить склонение.

2. Определить падеж.

3.  Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

- Просклоняем существительные деревня, земля, село, озеро, тетрадь, глушь в родительном, дательном и предложном падежах, выделим окончания и поставим ударения.

                           1 скл.                           2 скл.                          3 скл.

Р.  чего?      деревни, земли          села, озера               тетради, глуши

Д.  чему?     деревне,  земле          селе, озере                тетради, глуши

П. о чём?    о деревне, земле         о селе, об озере        о тетради, о глуши

-  Сделайте вывод о том, как проверить безударное окончание имени существительного?  

-  Чтобы проверить безударное окончание  имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

VI. Закрепление нового материала.

- Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном,  дательном и предложном падежах.

1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 104 и найдите упражнение 236.

- Прочитайте текст.

- Какой это текст?

- Прочитайте задания.

- Из каких сказок взяты эти предложения?

- Эти предложения взяты из сказок «Колобок», «Снегурочка», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

- Спишите текст, вставляя пропущенные окончания.

- Укажите склонение и падеж этих существительных.

2. Выборочная проверка.

Не лежалось (на чём?) на окошке,  2 скл., П. п.,  -е. Покатился (по чему?)  по дорожке, 1 скл., Д. п.,  -е. Тяжко (на чём?) на солнышке, 2 скл., П. п., -е. Нет ни (чего?) речки, 1 скл., Р. п., -и. Вода (в чём?) в копытце,  2 скл., П. п., -е.

3. Самостоятельная работа по вариантам.

- На карточке вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.

- Работаем в парах, потом меняемся карточками,  проверяем работы друг у друга и ставим оценку.

Карточка.

Вариант 1.

На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлки к ёлке  прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снег….  Ветки пригнулись к земле  от такой тяжести.

Карточка.

Вариант 2.

На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк… к ёлк…  прыгает шустрая белка. На берёзе лежат пушистые шапки снега.  Ветки пригнулись к земл…  от такой тяжест…

- Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете последнее предложение?

- Спишите, изменяя слова в скобках. Определите склонение и падеж.

В (природа) все взаимосвязано.
Человек – часть (природа).
Бережно относитесь к (природа)

VII.  Подведение итога урока и выставление оценок.

 -  Назовите окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- Как же проверить безударные окончания имён существительных?

Итоговое рассуждение ученика:

-  Чтобы проверить безударное окончание  имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.  

                                                                                       

                         

                              Скл., П.                                    Скл., П.          

Модель:  

                                   

VIII.  Рефлексия.

-   Продолжите фразы:

             Сегодня на уроке я…
            Я узнал(-а), что …
            Я не совсем понял(-а)  
            Я постараюсь…

                Я всё понял(-а) и усвоил(-а).

                Знания нуждаются в повторении и закреплении.

                Мне многое непонятно.  

     

IX.  Задание на дом:  упражнение 238.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Научиться писать  окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах....