"Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"-методическая разработка урока.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Эта методическая разработка позволяет учителям разнообразно, интересно провести урок по теме `Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах`. Разработка способствует развитию у детей орфографической зоркости, логического мышления, воображения, памяти. Методическую разработку можно применить на уроке русского языка для квалифицированной подготовки учителя к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_sushchestvitelnyh..doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Яковлева Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»
города Канаш Чувашской Республики
Методическая разработка урока. 4 класс.
Описание хода урока.
Тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Цели урока:
а) научить различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;
б) развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, воображение, память;
в) воспитывать интерес к языку и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; раздаточные карточки по вариантам, визитные карточки о падежах.
I. Организационный момент.
Вот звонок дал нам сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Сегодня на уроке продолжим изучение темы: «Правописание безударных окончаний существительных».
- Итак, сначала повторим написание некоторых букв и их соединение.
II. Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1. Массаж рук и пальцев.
- Подготовим наши пальчики к работе.
- Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/
- Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/
- Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/
- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (Зима)
- Какое время года изображено на картине?
- Кто из вас любит зиму?
- Что вам нравится зимой?
- Зимой много снега; можно кататься на санках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.
- Зимой нам нравятся деревья, покрытые снегом, они очень красивы; глубокий чистый снег; хорошо бегать по сугробам, по колено, проваливаясь в снег.
- Кусты и деревья стоят все в инее. Солнечные лучи осыпают их холодным блеском алмазных огней.
- Все деревья и кусты в блестящем инее, который сверкает алмазным огнем. Березки, одетые мягким пушистым снегом, усиливают впечатление зимнего царства.
- Они стоят в снегу, словно яблони в цвету, и рядом «ель сквозь иней зеленеет». Хочется делать снежные комки и лепить бабу, не менее интересно покататься на санках и проложить тропу по глубокому снегу.
- А ещё о чём мы не должны забыть?
- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.
Нам не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели –
Это в наших руках!
2. Работа в тетради.
- Сегодня на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная З и строчная з, а также их соединения.
З з З з зи зо зо Ззз
- Какая буква пропущена в слове з.ма?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует.
- Назовите проверочное слово.
- Охарактеризуйте звук «з». (Согласный, парный, глухой, мягкий)
- Какие это части речи?
- Напишите их и разберите по составу.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Назовите зимние месяцы.
- Д.кабрь, .нварь, ф.враль – зимние м.сяцы.
- Ребята, напишите предложение с новыми словарными словами в тетради, поставьте ударения, отметьте безударные гласные.
- Откуда к нам пришло слово декабрь?
- Слово декабрь пришло из Византии и называется «декемерий». Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит». В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы – снежные записи для охотников.
- Как вы понимаете слова «студень» или «снежень», «замостит» и «загвоздит»? (Холодно, морозно, снежно, много снега; покроет льдом реки, сильно заморозило)
- Какие пословицы и стихи вы знаете о зиме?
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето, коли же остается промежуток – урожайное.
Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.
В народе декабрь называют студень, студный, стужайло.
IV. Работа над новым материалом.
На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания:
выехал из деревн…
шёл по площад…
отдыхали в лагер…
- Определите склонение, падежи имён существительных, вставьте окончания.
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
-Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в родительном, дательном, предложном падежах и поговорим о бережном отношении к природе.
- Сначала повторим обо всех падежах имён существительных.
1. Визитные карточки о падежах.
- Начинает группа ребят, представляющая именительный падеж:
- Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
- А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – И вот он я;
Предлоги часто мне друзья;
И «с», и «до», и «у», и «из» -
«до» неба вверх и «с» неба вниз.
Также с родительным падежом употребляются предлоги: от, без, около, вокруг, для.
Если б я названия падежам давал
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу;
Братику, сестричке, псу.
А еще кому? чему?
Предлоги дательного падежа: к, по.
- Я винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Предлоги винительного падежа: за, через, про
- Я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем! Чем?
Творите! - С кем! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Также с творительным падежом употребляются предлоги: перед, под и над.
- А я падеж предложный
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в», и «о», и «при»-
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
2. Работа по таблицам.
- Как различить родительный, дательный, предложный падежи?
- По вопросам, предлогам, окончаниям.
- Сравните вопросы родительного, дательного и предложного падежа.
- Какой смысловой вопрос встречается во всех падежах? (Где?)
- Какой вопрос приходится добавлять к смысловому вопросу?
-При распознавании падежей к смысловому вопросу где? приходится добавлять падежный: где? о чём? – в П. п.; где? по чему? – Д. п. где? у чего?
- Какой смысловой вопрос употребляется только в одном падеже? (Откуда?- в Р. п.)
- Можно ли различить эти падежи по предлогам? (Да.)
- Назовите окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- В каких падежах пишется окончание – и?
- В каких падежах пишутся окончания – е?
- От чего это зависит?
3. Памятка.
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Просклоняем существительные деревня, земля, село, озеро, тетрадь, глушь в родительном, дательном и предложном падежах, выделим окончания и поставим ударения.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р. чего? деревни, земли села, озера тетради, глуши
Д. чему? деревне, земле селе, озере тетради, глуши
П. о чём? о деревне, земле о селе, об озере о тетради, о глуши
- Сделайте вывод о том, как проверить безударное окончание имени существительного?
- Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем:
Встанем, глубоко вздохнем.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VI. Закрепление нового материала.
- Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 104 и найдите упражнение 236.
- Прочитайте текст.
- Какой это текст?
- Прочитайте задания.
- Из каких сказок взяты эти предложения?
- Эти предложения взяты из сказок «Колобок», «Снегурочка», Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Спишите текст, вставляя пропущенные окончания.
- Укажите склонение и падеж этих существительных.
2. Выборочная проверка.
Не лежалось (на чём?) на окошке, 2 скл., П. п., -е. Покатился (по чему?) по дорожке, 1 скл., Д. п., -е. Тяжко (на чём?) на солнышке, 2 скл., П. п., -е. Нет ни (чего?) речки, 1 скл., Р. п., -и. Вода (в чём?) в копытце, 2 скл., П. п., -е.
3. Самостоятельная работа по вариантам.
- На карточке вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных.
- Работаем в парах, потом меняемся карточками, проверяем работы друг у друга и ставим оценку.
Карточка.
Вариант 1.
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снег…. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.
Карточка.
Вариант 2.
На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка. На берёзе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест…
- Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете последнее предложение?
- Спишите, изменяя слова в скобках. Определите склонение и падеж.
В (природа) все взаимосвязано.
Человек – часть (природа).
Бережно относитесь к (природа)
VII. Подведение итога урока и выставление оценок.
- Назовите окончания имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Как же проверить безударные окончания имён существительных?
Итоговое рассуждение ученика:
- Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.
Скл., П. Скл., П.
Модель:
VIII. Рефлексия.
- Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я…
Я узнал(-а), что …
Я не совсем понял(-а)
Я постараюсь…
Я всё понял(-а) и усвоил(-а).
Знания нуждаются в повторении и закреплении.
Мне многое непонятно.
IX. Задание на дом: упражнение 238.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
УУрок по русскому языку в 4 классе....
урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...
3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже
Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...
3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже
Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...
Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России
Урок русского языка в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах
Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели: - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...
Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
Научиться писать окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах....