Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Абаева Альбина Ацаевна

 Научиться писать  окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2 г. Дигора

Абаева А.А.

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в

родительном, дательном и предложном падежах».

Цели:

Обучающие:

-формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;

-формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- формировать умения правописания безударных окончаний

существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Развивающие: способствовать развитию

•интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая

информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из

источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную

в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);

•коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи;

читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);

•организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения.

Учебная задача:

Научиться писать  окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах.

Оборудование:- компьютер, экран, проектор

          Ход урока:

1. Организационный момент. Релаксация.  

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы

 «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

-Как вы ее понимаете?

-Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

2. Актуализация знаний. 

- Давайте поиграем в игру «Минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов по изучаемой теме.

     Фронтальная работа.

- Какую тему изучаем? (Правописание безударных окончаний сущ-х…

- Что такое имя существительное?(часть речи, отвечают на вопросы кто?что ?)

-Имена существительные бывают…(мужс.,женс.,сред. рода)

-Им.сущ. изменяются по…( по числам, по падежам)

-Что такое склонение?(изменение сущ-х по падежам и числам называется склонением)

- Какие знаете несклоняемые им. сущ.? (пальто,тетро,радио,кино,шоссе,пианино,меню,шимпанзе),некоторые фамилии(А.Барто,Ш.Перро, Гримм).

Несклоняемые сущ-е используются в речи только в одной форме, у этих слов нет окончаний

-Сколько падежей в русском языке? (6)

-Назовите их.

-Им. сущ. в И.п. всегда является в предложении …(подлежащим)

- Как правильно сказать: пришел со школы, или пришел из школы?( В русском языке есть антонимичные (с противоположным значением) пары предлогов. Если знаешь, в каких случаях употреблять один из них, не запутаешься и со вторым.

Вот эти пары:

из – в

с – на

ПравильноИз школы – такой вариант будет правильным, когда речь идет о том, что человек ранее “пришел в школу”, так как антонимом “из” является предлог “в”. Я ушел в школу – Я пришел из школы.

-В каком падеже им. сущ. всегда употребляется с предлогом? ( Предложный падеж так назван Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется).

-К какому склонению относятся существительные  мужского рода с нулевым окончанием?(ко 2скл.)

-К какому склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?(к 3 скл.)

-К какому склонению относятся существительные  муж. и женс. рода с окончаниями а-я ? (к 1 скл.)

- Молодцы, справились с заданием!

Минутка чистописания

- Начнем урок с минутки чистописания

- Сегодня на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная М и строчная м, а также их соединения.

Мм  Мм   Мм  ……….

3. Словарная работа  

Запорошила дорожки.

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница …(Зима)

- Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников.

-Сегодня мы будем работать со словарным словом на тему: « Зима».

- Попробуйте отгадать это слово:

                                     Без рук, без ног,

                                     А в избу лезет. (Мороз)

(Запись на доске и в тетради)

-произвести звуко-буквенный разбор слова

Моро´з2 - [марос]- слово из 2 слогов., 2-й слог ударный 5 букв, 5 звуков,

м

[м]

—согл., зв. непарн. (сонорный), тв.

о

[а]

—гл. безуд.

р

[р]

—согл., зв. непарн. (сонорный), тв.

о

[о´]

—гл., ударн.

з

[с]

—согл., глух., тв.

-Что означает слово «мороз»:

Произошло от слова мерз – «холодный».  Мороз – это погода с низкой температурой

- Подберем однокоренные слова к этому слову:

Описание: https://arhivurokov.ru/multiurok/0/f/4/0f459da58a029bc052de8c7078528f9d42e1ba96/img8.jpg

МОРОЗ. Родственные (однокоренные) слова образовать от этого слова МОРОЗ:

Сущ. –

Прил. –

Глаг. -
Нареч. –


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морозец, морозище, морозильник, морозильщик, морозник, мороженое, заморозка, разморозка, выморозка, наморозь, изморозь, Морозко, морозоупорность, морозоустойчивость;


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: морозный, морозильный, морозостойкий, морозоупорный, морозоустойчивый, мороженый, дедморозовский;


► ГЛАГОЛЫ: морозить, морозиться, вморозить, выморозить, переморозить, заморозить, разморозить, замораживать, размораживать, приморозить, подморозить, обморозиться, пообморозиться, отморозить;


НАРЕЧИЕ и СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ:  морозно

Подобрать прилагательные и глаголы к слову МОРОЗ:

МОРОЗ (Какой?)  -  сильный, лютый, страшный, северный, небывалый, декабрьский …

МОРОЗ (Что делает ? Что сделал?)   - ударил, усиливался,  трещит, крепчает, щиплет, наступает…

-Есть такая народная примета:

  Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.

(Ворона – крупная зимующая птица. Большая часть ее тела серая, а голова, горло, крылья и хвост чёрные.  Вороны летают парами. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. Как и воробей, обычно держится  у жилья человека.)

Провести беседу с детьми.

- Какие птицы остаются на зимовку в наших краях. Как нужно помогать зимой птицам.

(Зимующие птицы Северной Осетии.

Зимуют у нас те пернатые, которые могут приспособиться к растительным и другим кормам. В условиях города в этом им помогают растения и люди (воробьи, вороны, голуби, снегири, синицы, дятлы); запасаются на зиму впрок (поползни, сойки), этими запасами могут пользоваться и остальные пернатые.)

Продолжаем словарную работу.

-Есть такая пословица. Послушайте и поясните:

- Выполните синтаксический разбор предложения и  схему к нему.

Мороз   ленивого  за  нос  хватает,  а  перед проворным человеком шапку3  снимает.

(пов., простое, распр., невоск.,)

 

              ____     ___  ,  а  ___    .

Морфологический разбор слова – шапку3 

1. Шапку  сущ.,обозначает предмет, отвеч. (что?)

2.Н.ф. - шапка

3. Ж.р., 1 скл.,

4. В вин..п., в ед.ч.

5. Второстеп. чл. – доп

4. Введение в тему урока.

- Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос:

- «Что вас удивило в записи этих слов?»

Р.п. -  до площадки                   до площади

Д.п. -  к площадке                      к площади

П.п. -  на площадке                    на площади

- Что интересного заметили? (слова обозначают один и тот же предмет)

- В чем вы видите разницу?

- Почему так получилось?

-Какова будет тема урока? (слайд 2)

- Как вы думаете, какую задачу  вы поставите перед собой?

Учебная задача:

Научиться писать  окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах.

- Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонения)

- Сегодня на уроке отработаем  навык правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений.

5.  Повторение.

Повторяем склонения . Словарный диктант. Парная работа.

- Узнайте слово по описанию, слова будет записывать в тетрадь в столбики по склонениям. Первый столбик 1 скл.,   второй -2 скл.,    третий – 3 скл.

а) Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни.(газета- 1 скл.)

б) Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-либо. (билет)

в) Разговор, обмен мнениями. (беседа- 1 скл.)

г) Видимая  граница кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью….(горизонт- 2скл.)

д) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор-2скл.)

е) Первый месяц зимы. (декабрь)

ж) Начальник воинской части или военного суда.. (командир- 2 скл)

з) Отдельное помещение для жилья в квартире…. (комната – 1 скл.)

и) Картина изображающая природу. (пейзаж – 2 скл.)

к) Пятый день недели.  (пятница – 1 скл)

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга  словарный диктант

(слайд 10)

- Оцените себя за эту работу.

*  Физминутка 

Я называю слова а вы определяете склонения: 1 склонение присели, 2 склонение руки вверх, 3-е склонение встали.

 Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.

6. Работа по теме урока.

-  Откройте учебник на стр.115 и прочитайте вопрос почемучки.  Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?»  

-Молодцы! Почемучка приготовил для вас три ребуса.

-Что вы заметили интересного?

- Сделайте вывод о том, как можно различить падежи? (по косвенным вопросам и предлогам)

- Давайте посмотрим как распределили эти  слова с предлогами сначала в родительном падеже, потом в дательном и в предложном.

- Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- Сделайте вывод:

1. в каких падежах пишется окончание –и

2. в каких падежах пишутся окончания  –е –и

(по ответам детей составляется таблица) (Слайд 6)

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

Д.п

П.п.

- Нужно ли определять склонение сущ. в Родит. падеже, чтобы правильно написать окончание и почему?

- Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах? Почему?

- А как надо поступать, если у вас слово стоит в дательном или предложном падеже?

- Как вы будете проверять?

- Что необходимо знать для того, чтобы написать правильно безударные падежные окончания существительных? Описание: https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/03/21/s_5ab2791e93e59/img6.jpg

7. Закрепление знаний.

а)Работа в тетрадях. Коментированное письмо.

 На доске:

Плыли по Волг….е  (…скл.,….пад.);

стоит на якор…е (…скл.,….пад.);

бегали по луж…е (…скл.,….пад.);

лежит в сара…е (…скл.,….пад.);  

сидели у палатк…и (…скл.,….пад.);  

в солдатской шинел…..и (…скл.,….пад.);  

насыпали по горст…и  (…скл.,….пад.);  

звон от капел…..и  (…скл.,….пад.);  

пятно на обложк…е (…скл.,….пад.);  

взял с тарелк…и  (…скл.,….пад.);  

в прозрачном стакан….е (…скл.,….пад.);  

стояли на палуб…..е (…скл.,….пад.).

*Физминутка (массаж для пальчиков с карандашом)

б) Работа с сигнальными карточками

Работа с сигнальными карточками

- Сейчас мы вспомним правильное написание этих окончаний с помощью сигнальных карточек.

Рассказывал о жизни , прошли по тропинке, около речки,

написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, 

мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще,

пятно на скатерти.

- Какую работу мы сейчас проделали? Оцените себя.

8. Работа по развитию речи.

Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на слайд. (слайд 7)

- В какие игры играют зимой дети?

- На чём можно кататься зимой?

- Что можно лепить из снега?

- Где можно играть в зимние игры?

- Почему опасно играть на проезжей части дороги?

        Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры можно играть на катке (2скл., П.п.), на горке (1 скл., П.п.) , на детской площадке (1 скл., П.п.), в парке (2 скл., П.п.), в лесу  

(2 скл., П.п.).

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

- Давайте запишем одно предложение. Обозначьте падеж и склонение имен существительных в скобках.

 9. Итог. Тест – контроль. Работа по карточке.

рисовал без акварел…

и 

подошёл к книжк…

е

был на лепк…

е

 дерево без ветв…

и

 дело для матер…

а

удочка на леск…

е

нора для мыш…

и

ехал на лайк…

е

купил для ел…

и

подбежал к качалк…

е   

- Проверьте свою работу (проверка по образцу на экране) и оцените.(слайд 8)

10. Рефлексия(слайд 9)

егодня на уроке  я

-узнал, открыл для себя…

- научился, смог….

- могу похвалить себя и своих одноклассников за …

11. Домашнее задание.

- Зима вступила в свои права. Тихо и плавно скоро упадают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую на других.

- Я предлагаю вам дома написать мини - сочинение о зиме. Надеюсь, материал сегодняшнего урока вам в этом поможет.

- По желанию: в тексте найти имена существительные Р.п., Д.п., П.п. и красиво оформить свою работу.

ИЛИ стр. 118, упр. 232

- Спасибо за работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

рисовал без акварел…    

подошёл к книжк…

был на лепк…

 дерево без ветв…

 дело для матер…

удочка на леск…

нора для мыш…

ехал на лайк…

купил для ел…

подбежал к качалк…

КАРТОЧКА

На  слон…   (скл.-….., падеж…..)

От дедушк….  (скл.-….., падеж…..)

от бабушк…  (скл.-….., падеж…..)

к  лошад….   (скл.-….., падеж…..)

к пристан…  (скл.-….., падеж…..)

в озер….  (скл.-….., падеж…..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

3 класс. Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже

Окончание существительных в родительном, дательном и предложном падеже...

Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Тема: «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах» Цели:  - Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи...

Русс.яз. 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

Презентация к уроку русского языка 4 класс «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах»....