УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Тема: Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах
Подготовила и провела учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г. Дигора Абаева А.А.
Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах». Цели: Обучающие: -формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания; -формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. - формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Развивающие: способствовать развитию •интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма); •коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре); •организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы). Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения. Учебная задача: Научиться писать окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах. Оборудование:- компьютер, экран, проектор Ход урока:
1. Организационный момент. Релаксация. -Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». -Как вы ее понимаете? -Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
2. Актуализация знаний. - Давайте поиграем в игру «Минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов по изучаемой теме. Фронтальная работа. - Какую тему изучаем? (Правописание безударных окончаний сущ-х… - Что такое имя существительное?(часть речи, отвечают на вопросы кто?что ?) -Имена существительные бывают…(мужс.,женс.,сред. рода) -Им.сущ. изменяются по…( по числам, по падежам) -Что такое склонение?(изменение сущ-х по падежам и числам называется склонением) - Какие знаете несклоняемые им. сущ.? (пальто,тетро,радио,кино,шоссе,пианино,меню,шимпанзе),некоторые фамилии(А.Барто,Ш.Перро, Гримм). Несклоняемые сущ-е используются в речи только в одной форме, у этих слов нет окончаний -Сколько падежей в русском языке? (6) -Назовите их. -Им. сущ. в И.п. всегда является в предложении …(подлежащим) - Как правильно сказать: пришел со школы, или пришел из школы?( В русском языке есть антонимичные (с противоположным значением) пары предлогов. Если знаешь, в каких случаях употреблять один из них, не запутаешься и со вторым. Вот эти пары: из – в с – на Правильно. Из школы – такой вариант будет правильным, когда речь идет о том, что человек ранее “пришел в школу”, так как антонимом “из” является предлог “в”. Я ушел в школу – Я пришел из школы.
-В каком падеже им. сущ. всегда употребляется с предлогом? ( Предложный падеж так назван Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется). -К какому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?(ко 2скл.) -К какому склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?(к 3 скл.) -К какому склонению относятся существительные муж. и женс. рода с окончаниями а-я ? (к 1 скл.)
- Молодцы, справились с заданием!
Минутка чистописания - Начнем урок с минутки чистописания - Сегодня на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная М и строчная м, а также их соединения. Мм Мм Мм ……….
3. Словарная работа Запорошила дорожки. Разукрасила окошки. Наконец-то ты пришла К нам волшебница …(Зима) - Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. -Сегодня мы будем работать со словарным словом на тему: « Зима». - Попробуйте отгадать это слово: Без рук, без ног, А в избу лезет. (Мороз) (Запись на доске и в тетради) -произвести звуко-буквенный разбор слова Моро´з2 - [марос]- слово из 2 слогов., 2-й слог ударный 5 букв, 5 звуков,
м | — | [м] | —согл., зв. непарн. (сонорный), тв. | о | — | [а] | —гл. безуд. | р | — | [р] | —согл., зв. непарн. (сонорный), тв. | о | — | [о´] | —гл., ударн. | з | — | [с] | —согл., глух., тв. |
|
-Что означает слово «мороз»: Произошло от слова мерз – «холодный». Мороз – это погода с низкой температурой - Подберем однокоренные слова к этому слову:
МОРОЗ. Родственные (однокоренные) слова образовать от этого слова МОРОЗ: Сущ. – Прил. – Глаг. - Нареч. – ► СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: морозец, морозище, морозильник, морозильщик, морозник, мороженое, заморозка, разморозка, выморозка, наморозь, изморозь, Морозко, морозоупорность, морозоустойчивость;
► ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: морозный, морозильный, морозостойкий, морозоупорный, морозоустойчивый, мороженый, дедморозовский;
► ГЛАГОЛЫ: морозить, морозиться, вморозить, выморозить, переморозить, заморозить, разморозить, замораживать, размораживать, приморозить, подморозить, обморозиться, пообморозиться, отморозить;
►НАРЕЧИЕ и СЛОВО КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ: морозно
Подобрать прилагательные и глаголы к слову МОРОЗ:
МОРОЗ (Какой?) - сильный, лютый, страшный, северный, небывалый, декабрьский … МОРОЗ (Что делает ? Что сделал?) - ударил, усиливался, трещит, крепчает, щиплет, наступает…
-Есть такая народная примета: Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
(Ворона – крупная зимующая птица. Большая часть ее тела серая, а голова, горло, крылья и хвост чёрные. Вороны летают парами. Питается мелкими животными, пищевыми отбросами, растительной пищей. Как и воробей, обычно держится у жилья человека.) Провести беседу с детьми. - Какие птицы остаются на зимовку в наших краях. Как нужно помогать зимой птицам. (Зимующие птицы Северной Осетии. Зимуют у нас те пернатые, которые могут приспособиться к растительным и другим кормам. В условиях города в этом им помогают растения и люди (воробьи, вороны, голуби, снегири, синицы, дятлы); запасаются на зиму впрок (поползни, сойки), этими запасами могут пользоваться и остальные пернатые.)
Продолжаем словарную работу. -Есть такая пословица. Послушайте и поясните: - Выполните синтаксический разбор предложения и схему к нему. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным человеком шапку3 снимает. (пов., простое, распр., невоск.,) ____ ___ , а ___ .
Морфологический разбор слова – шапку3 1. Шапку – сущ.,обозначает предмет, отвеч. (что?) 2.Н.ф. - шапка 3. Ж.р., 1 скл., 4. В вин..п., в ед.ч. 5. Второстеп. чл. – доп
4. Введение в тему урока. - Посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос: - «Что вас удивило в записи этих слов?» Р.п. - до площадки до площади Д.п. - к площадке к площади П.п. - на площадке на площади - Что интересного заметили? (слова обозначают один и тот же предмет) - В чем вы видите разницу? - Почему так получилось? -Какова будет тема урока? (слайд 2) - Как вы думаете, какую задачу вы поставите перед собой? Учебная задача: Научиться писать окончания имён существительных в дательном, творительном и предложном падежах.
- Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонения) - Сегодня на уроке отработаем навык правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений. 5. Повторение. Повторяем склонения . Словарный диктант. Парная работа. - Узнайте слово по описанию, слова будет записывать в тетрадь в столбики по склонениям. Первый столбик 1 скл., второй -2 скл., третий – 3 скл. а) Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни.(газета- 1 скл.) б) Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-либо. (билет) в) Разговор, обмен мнениями. (беседа- 1 скл.) г) Видимая граница кажущегося соприкосновения неба с земной поверхностью….(горизонт- 2скл.) д) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор-2скл.) е) Первый месяц зимы. (декабрь) ж) Начальник воинской части или военного суда.. (командир- 2 скл) з) Отдельное помещение для жилья в квартире…. (комната – 1 скл.) и) Картина изображающая природу. (пейзаж – 2 скл.) к) Пятый день недели. (пятница – 1 скл) - А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга словарный диктант (слайд 10) - Оцените себя за эту работу. * Физминутка Я называю слова а вы определяете склонения: 1 склонение присели, 2 склонение руки вверх, 3-е склонение встали. Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.
6. Работа по теме урока. - Откройте учебник на стр.115 и прочитайте вопрос почемучки. Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?» -Молодцы! Почемучка приготовил для вас три ребуса. -Что вы заметили интересного? - Сделайте вывод о том, как можно различить падежи? (по косвенным вопросам и предлогам) - Давайте посмотрим как распределили эти слова с предлогами сначала в родительном падеже, потом в дательном и в предложном. - Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах. - Сделайте вывод: 1. в каких падежах пишется окончание –и 2. в каких падежах пишутся окончания –е –и (по ответам детей составляется таблица) (Слайд 6)
| 1 скл | 2 скл | 3 скл | Р.п. | -и |
| -и | Д.п | -е |
| -и | П.п. | -е | -е | -и |
- Нужно ли определять склонение сущ. в Родит. падеже, чтобы правильно написать окончание и почему? - Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах? Почему? - А как надо поступать, если у вас слово стоит в дательном или предложном падеже? - Как вы будете проверять? - Что необходимо знать для того, чтобы написать правильно безударные падежные окончания существительных? 7. Закрепление знаний. а)Работа в тетрадях. Коментированное письмо. На доске: Плыли по Волг….е (…скл.,….пад.); стоит на якор…е (…скл.,….пад.); бегали по луж…е (…скл.,….пад.); лежит в сара…е (…скл.,….пад.); сидели у палатк…и (…скл.,….пад.); в солдатской шинел…..и (…скл.,….пад.); насыпали по горст…и (…скл.,….пад.); звон от капел…..и (…скл.,….пад.); пятно на обложк…е (…скл.,….пад.); взял с тарелк…и (…скл.,….пад.); в прозрачном стакан….е (…скл.,….пад.); стояли на палуб…..е (…скл.,….пад.).
*Физминутка (массаж для пальчиков с карандашом) б) Работа с сигнальными карточками Работа с сигнальными карточками - Сейчас мы вспомним правильное написание этих окончаний с помощью сигнальных карточек. Рассказывал о жизни , прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.
- Какую работу мы сейчас проделали? Оцените себя.
8. Работа по развитию речи. Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на слайд. (слайд 7) - В какие игры играют зимой дети? - На чём можно кататься зимой? - Что можно лепить из снега? - Где можно играть в зимние игры? - Почему опасно играть на проезжей части дороги? Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры можно играть на катке (2скл., П.п.), на горке (1 скл., П.п.) , на детской площадке (1 скл., П.п.), в парке (2 скл., П.п.), в лесу (2 скл., П.п.). На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.
- Давайте запишем одно предложение. Обозначьте падеж и склонение имен существительных в скобках.
9. Итог. Тест – контроль. Работа по карточке. рисовал без акварел… | и | подошёл к книжк… | е | был на лепк… | е | дерево без ветв… | и | дело для матер… | а | удочка на леск… | е | нора для мыш… | и | ехал на лайк… | е | купил для ел… | и | подбежал к качалк… | е |
- Проверьте свою работу (проверка по образцу на экране) и оцените.(слайд 8) 10. Рефлексия(слайд 9) -Сегодня на уроке я -узнал, открыл для себя… - научился, смог…. - могу похвалить себя и своих одноклассников за …
11. Домашнее задание. - Зима вступила в свои права. Тихо и плавно скоро упадают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую на других. - Я предлагаю вам дома написать мини - сочинение о зиме. Надеюсь, материал сегодняшнего урока вам в этом поможет. - По желанию: в тексте найти имена существительные Р.п., Д.п., П.п. и красиво оформить свою работу. ИЛИ стр. 118, упр. 232 - Спасибо за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
рисовал без акварел… | подошёл к книжк… | был на лепк… | дерево без ветв… | дело для матер… | удочка на леск… | нора для мыш… | ехал на лайк… | купил для ел… | подбежал к качалк… |
|
|
КАРТОЧКА
На слон… (скл.-….., падеж…..) | От дедушк…. (скл.-….., падеж…..) | от бабушк… (скл.-….., падеж…..) | к лошад…. (скл.-….., падеж…..) | к пристан… (скл.-….., падеж…..) | в озер…. (скл.-….., падеж…..) |
|