Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: написание текста-рассуждения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яковлева Светлана Юрьевна

Целью данного урока является обучение учащихся написанию текстов-рассуждений на заданную тему с возможностью выбора уровня сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus.yaz_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку УМК «Гармония» 4 класс.

ГБОУ школа №453 Колпинского района Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов: Яковлева Светлана Юрьевна

Тема: Обучение составлению текста-рассуждения.

Цель: обучение написанию текста-рассуждения.

  • Задачи: развивать навык составления текстов на основе полученной информации;
  • формировать у уч-ся навык составления текстов по соответствующей структуре;
  • развивать умение использовать различные источники информации;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, прилежанию, коллективизма и взаимопомощи, веры в свои силы; развивать творческие способности учащихся

Ресурсы: ПК учителя, проектор, интерактивная доска, листы для записи аргументов, орфографический словарь, печатный источник информации, презентация проекта, критерии оценивания.

Виды работы: индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать тему, главную мысль текста, её развитие и последовательность частей;
  • письменно аргументировать и излагать свою точку зрения;
  • выбирать необходимые доводы для рассуждений на заданную тему;
  • оценивать правильность и соответствие структуре своего текста.

- решать;

Метапредметные:

           Регулятивные:

  • самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • действовать по намеченному плану;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности;
  • формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Личностные:

  •  готовность целенаправленно использовать имеющиеся знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; трудолюбия, целеустремлённости и способность к преодолению трудностей;
  •  способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
  • способность к организации самостоятельной деятельности;

             Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу;
  • самостоятельно находить нужную информацию в устных и печатных источниках;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • грамотно участвовать в диалоге;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
  • выявлять сведения и использовать их для решения поставленных задач;
  • понимать приводимые в тексте аргументы и суждения;
  • развивать внимание,  мышление, память;

       Коммуникативные

  • донести свою позицию до других; выражать в речи свои мысли и действия;
  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения ;
  • слушать и понимать друг друга; участвовать в диалоге, в общей беседе; задавать вопросы;
  • оценка действий одноклассников;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками;

                                                                                         Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Актуализация необходимых знаний

Предложить вспомнить составлению каких текстов мы сейчас учимся.

Предлагается вспомнить структуру таких текстов и особенности каждой части.

Проверка:  на доске появляется структура и особенности данных текстов.

1.Вводное предложение. (тезис-главная мысль)

2.Основная часть.(объяснения, доказательства, размышления)

3.Заключение.(вывод)

Учащимся предлагается озвучить дом. задание и сформулировать тему урока.

Учимся составлять тексты-рассуждения. Формулируют тему урока.

Учащиеся озвучивают структуру и особенности.

Учащиеся называют тему для размышлений дома («Компьютер-мой друг или враг?») и формулируют тему урока: написание текста-рассуждения на эту тему.

Мотивация познавательной деятельности

1.Предложить определить цель и сформулировать учебные задачи  урока.

Определяют учебную задачу.

Написать текст-рассуждение «Компьютер – мой друг или враг?»

2.Учитель предлагает исследовать эту тему с помощью исследовательской работы, проведённой учеником класса.

Предложить 3 уровня написания текста-рассуждения:

1.Положительное и отрицательное влияние компьютеров на человека.

2.Компьютер либо друг, либо враг.

3.Для ученика проводившего исследование, написать рассуждение на тему: «Что мне дало данное исследование?»

Учащиеся определяют свою задачу.

Слушать, выбирать и фиксировать необходимую информацию.

Определяют свой уровень и отмечают его на листах.

Организация познавательной деятельности

1.Представление учеником исследовательской работы на тему: «Влияние гаджетов на младших школьников.»

2.Учащимся предлагается работа с письменными источниками информации.

3.Самостоятельная деятельность уч-ся. Письмо текстов-рассуждений.

Учитель оказывает индивидуальную помощь тем, кто испытывает затруднения.

 Учащиеся слушают и фиксируют необходимую информацию на листах.

 Учащиеся получают печатный текст и работают с ним самостоятельно, выбирая фразы-клише.

Учащиеся пишут, обращаясь при необходимости к учителю, орфографическому словарю и памятке «Редактор» в учебнике на с.172.

Подведение итогов

   Рефлексия

Учитель предлагает зачитать тексты-рассуждения трёх уровней.

Предложить уч-ся вспомнить задачи, поставленные в начале урока и прокомментировать их достижение.

Учитель предлагает детям прокомментировать и оценить свою деятельность.

Инструктаж по выполнению дом. задания.

Учитель предлагает часть д/з для всех – упр.531, а часть – по желанию (упр.530)

Учащиеся слушают и оценивают по листам самооценки.

Определяют трудности (где и на каком этапе), справились ли с ними.

Учащиеся называют поставленные  в начале урока задачи и комментируют их выполнение.

Оценивают результат своей работы: достижения, трудности.

Комментируют свои результаты.

Слушают и записывают дом. задание.

Критерии оценивания.

1.Соответствие структуре текста – рассуждения.            3.Установлена ли логическая последовательность?

2.Использование трёх и более аргументов.                      4.Установлены ли причинно-следственные связи?

    Мы живём в век компьютерных технологий. Техника окружает нас везде: дома, на работе, в школе. Человек считает её своим помощником. И разве это не так? По телефону можно быстро связаться с родными, в интернете легко найти любую информацию, на планшете можно поиграть в разные компьютерные игры. Только как же люди жили раньше, когда ничего этого не было? Они читали книги и ходили друг к другу в гости, больше гуляли на улице и занимались спортом. Вот и подумаешь, а так ли уж это хорошо – компьютер?

«Влияние гаджетов на младших школьников». Я выбрал эту тему потому, что меня затронула проблема чрезмерного увлечения гаджетами.  Слово «гаджет» плотно вошло в наш современный лексикон. Порой мы даже не задумываемся, что оно обозначает, и любое устройство с множеством функций именуем этим словом. Гаджет (англ. Gadget) – Наиболее популярные из них: смартфоны,  игровые приставки, компьютеры, ноутбуки, планшеты.

Актуальность темы состоит в том, что сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Однако, при чрезмерном увлечении, инновационная техника, которая призвана облегчать жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья, так как чрезмерное увлечение школьников гаджетами, влияет на развитие, как минимум, гиподинамии (малоподвижный образ жизни, ограничение двигательной активности). А для детей гиподинамия более опасна, чем для взрослых. Это обусловлено тем, что детский организм только формируется, и движение ему необходимо для правильного и гармоничного развития. Я решил изучить положительные и отрицательные стороны использования электронных устройств, и выяснить, как гаджеты влияют на здоровье школьников. В наше время стремительно растёт количество электронных устройств.  Сегодня это доступный способ получения информации, способ развлечься, способ самовыражения. С одной стороны, это прогресс, а с другой- мы перестаём общаться друг с другом, всё больше погружаемся в виртуальный мир, где хорошо и комфортно.Мы становимся зависимыми, гаджеты упрощают нашу жизнь, но вто же время сильно привязывают к себе.  Я нашёл результаты исследования различных учёных, врачей, психологов и вот некоторые из них. а) Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводит к истощению организма.

б) Играющий не совершает трудной физической работы, но после игры он чувствует себя уставшим, плохо спит,

становится агрессивным, озлобленным нервным, у него ухудшается зрение из-за длительной зрительной нагрузки. Особенно это прослеживается у детей младшего школьного возраста и подростков.

в)  По мнению 67% россиян, от электронных устройств больше пользы, чем вреда. 17% считают, что новинки скорее вредны, чем полезны. 16% - затрудняются с ответом.

г) Использование смартфонов, ноутбуков, планшетов и других устройств меняет структуру мозга.

д) Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование, в ходе которого выяснили, что гаджеты лишают детей эмоций, понимания другого человека.

Я решил провести анкетирование с целью выяснения, чем заняты наши школьники в своё свободное время, сколько времени они тратят на компьютерные игры, занятия спортом и так далее. Выяснилось, что больше половины опрошенных детей в компьютерные игры играют более 40 минут в день, при запрете игры ухудшается настроение, а после продолжительной игры в гаджет появляется усталость и утомление. Выяснилось, что большинству детей гаджеты необходимы, в основном, для игр.  Остальная часть испытуемых считает основными функциями гаджетов - связь с родителями, возможность слушать музыку, поиск полезной информации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помимо пользы, гаджеты негативно влияют на здоровье школьников. Но если создать ребенку условия для интересной и полной жизни, учитывая его интересы и возможности, принимать активное участие в его жизни, то никакие гаджеты не смогут повредить его здоровью, а будут облегчать жизнь и являться полезным

дополнением для детей и взрослых.Чем более разнообразен досуг ребенка, тем меньшую часть его жизни будут занимать гаджеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...