Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок руского языка в 4 классе по теме: Склонение имени существительного. Тип урока: Открытие нового знания. Цели урока: учиь детей определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sklonenie_imeni_sushchestvitelnogo.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Три склонения имени существительного
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
- Учить детей определять склонение имён существительных на основе
исследовательской работы, применять теоретические знания об имени
существительном в практической деятельности.
- Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, умение работать в группе.
Ход урока:
1. Оргмомент
Эмоциональный настрой детей. Объявление о начале урока. Чтение загадки:
Мухи белые летели, на дворы, на крыши сели.
Не сочтёте белых мух, что летают словно пух. (снежинки)
- О чём эта загадка?
- Почему снег сравнивают с мухами?
- Какое настроение у вас вызывает зима?
- Зима для здоровья - говорит русский народ. Мороз бодрит, заставляет двигаться быстрее. Мы тоже постараемся сегодня работать в темпе, бодро.
2. Повторение изученного о падежах.
1. Игра «Узнай падеж».
(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети должны определить падеж).
а) кому? (Д.п.)
б) на, за, под, через, про, в (В.п.)
в) нет (Р.п.)
г) «щедрый» падеж (Д.п.)
д) без предлога не употребляется (П.п.)
е) подлежащее (И.п.)
ж) «падеж-работяга» (Т.п.)
з) кого? (В.п., Р.п.)
и) два предлога (Д.п.)
к) что? (И.п., В.п.)
л) о. об (П.п)
2. – Запишите предложение, определите падеж и род имён существительных.
(Проверка с помощью карточек, на которых написаны названия падежей)
В солнечный день листва слегка поблёскивала и лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.
3. Введение в раздел.
- Прочитайте название раздела.
- Значение какого слова вам не совсем понятно? Подберите однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)
- судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит? Попробуем ответить на все эти вопросы.
4. Постановка проблемы.
- Прочитайте предложение.
Старая женщина волновалась о сестре и о дочери.
- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж. Что можно сказать? Что у них общего? Что разное? Какие вопросы возникают? ( Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего это зависит?)
5. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа.
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
1. На доске таблица с пустыми столбцами], по ходу исследования таблица заполняется. У каждого ученика лист с существительными с пропущенными окончаниями.
Задание: Определить род существительных, изменить существительные по падежам, понаблюдать за окончаниями сущ-х.
(один ученик комментирует пару слов, остальные уч-ся вставляют окончания на лисах, учитель на доске на увеличенной модели также вставляет окончания. Аналогично комментируются ещё 4 пары существительных.)
2. Работа в группах. (Повторение правил работы в группе)
Задание:
- Сравнить окончания существительных.
- Есть ли слова с однотипными окончаниями в одинаковых падежах?
- Разбейте слова на группы так, чтобы мы их смогли разместить в нашей таблице 1 [на доске].
Проверяем: (уч-ся предлагают варианты и прикрепляют увеличенные модели
пар сущ-х с однотипными окончаниями в столбцы таблицы 1)
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я). [В таблице прикрепляется вывод].
Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание). [В таблице прикрепляется вывод].
Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь
на конце. [В таблице прикрепляется вывод].
3. Как называются в русском языке эти группы существительных?
- В русском языке это называется склонение
4. Как назовём нашу таблицу? [Предложения детей. Открывается название: «Склонение имён существительных]
5. Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?
(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.
в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.
-а, -я -о, -е ь на конце
6. Работа по учебнику с. 123-124
Сравните определение учебника со своими выводами.
- Что же называют склонением имён существительных? (Это изменение имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения по падежам и числам)
6. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»
(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
7. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.
Проблемный вопрос:
Почему у слов о сестре и дочери разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?
Алгоритм
определения склонения
о сестре о дочери
нач. ф.- сестра нач. ф - дочь
род – ж. р. род – ж. р.
окончание – а окончание - нулевое
склонение – 1 склонение - 3
Учитель: У существительных в одинаковых падежах могут быть разные окончания. Это зависит от склонения этих сущ-х.
Итоговый вопрос:
Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?
Значит, склонение – это постоянный или непостоянный признак существительного?
8. Первичное закрепление.
1. Упр.159 выполняется на доске под руководством учителя.
2. Игра «Узнай слово»
- Здесь спрятались слова разных склонений. Узнайте их по подсказке и запишите:
1-скл. Знак препинания. (Точка)
2-скл. Начало сказки. (Зачин)
3-скл. Все. Что говорит и пишет человек. (Речь)
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое склонение?
- Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать?
Оценки за урок.
10. Домашнее задание: с. 125 упр. 160, с. 124-125 выучить определение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....