Урок по программе "Перспективная начальная школа"
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме

Амелина Ирина Николаевна

Представляю Вашему вниманию урок русского языка для 2 класса по программе"Перспективная начальная школа".Урок посвящён изучению многозначных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_.pptx1.61 МБ
Файл konspekt_uroka.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс Учитель: Амелина Ирина Николаевна МОБУ «СОШ №57» г.Оренбурга

Слайд 2

«Слова, у которых несколько значений»

Слайд 3

Цель урока: Дать представление о многозначных словах . Учить правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову.

Слайд 4

Есть у булавки головка, но без волос ,увы!

Слайд 5

Есть у чайника носик, однако без головы.

Слайд 6

Есть ушко у иголки,но не слышит оно.

Слайд 7

Есть язычок у туфель, но туфли молчат всё равно.

Слайд 8

Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук.

Слайд 9

Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.

Слайд 10

Сообщение Летучей мыши!!! Учебник с.103

Слайд 11

ФИЗМИНУТКА

Слайд 12

Лисичка Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? У лисички. Что вы ели там? Лисички.

Слайд 13

СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе. Программа «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Слова, у которых несколько значений.

Цели: - научить детей правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову;

            - дать представление о многозначных словах;

            - развивать внимание, мышление, интерес к познанию нового.

            - воспитывать дружелюбное отношение   друг к другу.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Смело, чётко говорим

И на доску все глядим.

Проверяют принадлежности, садятся правильно.

2. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.

-Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в город слов.

-Чтобы ворота города открылись, нужно прочитать предложение.

На доске: БОДРО ЛАЖВАПТОЬОА!

- Не смогли? Почему?

- Давайте переставим буквы местами и всё-таки попробуем прочитать это предложение.

Доска: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

-А сейчас понятно предложение? Почему?

- правильно! Знаем значение всех слов.

Пытаются прочитать предложение.

Ответы детей. Не знаем значения этих слов. Предполагают, что надо переставить буквы местами.

Ответы: Знаем значение всех слов.

3.Сообщение темы. Постановка цели.

- Давайте же определим, о чём пойдёт речь на уроке?

- Предположите, на какой странице учебника будем работать? Как будет называться тема урока?

- Правильно. Тема урока: Слова, у которых несколько значений. (слайд №2)

- Какие цели поставим? С чем познакомимся, просмотрите страницы учебника, посвящённые этой теме.  (слайд №3)

Ответы: Мы будем разговаривать о значении слова.

О слове и его значении

Поиск учащимися страницы учебника, зачитывание темы урока.

Формулирование целей урока.

4. Новый материал.

1. Чтение стихотворения на стр. 100 учебника.

- Вы все открыли учебники на стр.100.

- Прослушайте отрывок из стихотворения Кристины Россети.

2. Беседа о прочитанном.

- Предположите, почему головка булавки называется головкой? (слайд №4)

-Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека. Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

-Где мы можем посмотреть значение слова головка?

-Правильно, в  толковом словаре на стр. 103.

-Прочитайте словарную статью.

- Сколько раз записано слово ГОЛОВКА в Толковом словаре?

-Что же это означает?

- Прочитаем хором вместе со мной сообщение Летучей мыши на стр.101 учебника.

-Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения  этого слова даны под разными цифрами.

- Прочитайте вторую строчку стихотворения (слайд № 5).

- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?

-Давайте проверим это. Найдите слово НОСИК в толковом словаре.  (стр.117)

-Теперь сможете объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель?(слайд №6 и №7) На что они похожи?

- А почему так названы КИСТИ рябины- из-за сходства с кистью человека? (слайд № 8)

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова КИСТЬ.

-Сколько значений у этого слова?

- Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.

- Прочитайте 1 значение слова Кисть. Подтвердились наши предположения?

-Какие значения может иметь слово Глазок? (Слайд №9)

- Как вы думаете, какое значение слова Глазок будет записано первым в БОЛЬШОМ ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ - глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного?

- Прочитайте подсказку Летучей мыши на стр. 102 учебника.

- А как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?

- На стр. 103 учебника вы найдёте ответ на мой вопрос.(слайд №10)

- Правильно, такие слова называются многозначными.

Совместное чтение вместе с учителем.

Предположения детей

Ответ: в Толковом слова учебника. Самостоятельное нахождение  словарной статьи.

1 часть читает  один ученик, 2 часть-другой

Хоровое чтение

Самостоятельное прочтение

Предположения  детей.

Чтение определений слова

Учащиеся высказывают свое мнение

Учащиеся находят и читают самостоятельно.

Ответы учащихся

Самостоятельное чтение подсказки

Самостоятельное чтение. Учащиеся по одному называют правильный ответ.

5. Динамическая пауза. (слайд №11)

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли.

Быстро хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали

И ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились.

Вправо-влево десять раз-

Отдохнул уставший класс…

Все, как птички, полетели

И за парты тихо сели.

Выполнение упражнений физминутки

6.Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

- На стр. 103 прочитайте стихотворение Марины Бородицкой.

-Какие два слова вам встретились?

- Скажите, слова Галька и галька -разные слова или это одно слово, у которого 2 разных значения?

- Конечно, это 2 разных слова. Галька-это имя девочки, а галька – это название мелких  гладких камешков.

2.Работа в тетради.

- Запишите оба слова в тетрадь. Подчеркните первую букву.

3. Работа по учебнику.

- На стр. 103 учебника и у меня на слайде (слайд №12)записано стихотворение  Якова Козловского про норку и лисичек.

- Посмотрите, слово норка дважды помечено звёздочками. Это одно слова или два разных слова? А лисички?

-Правильно! Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы  только один раз поставить звёздочку. Если у каждого  из похожих слов своё значение, то в Толковом словаре каждое будет записано отдельно.т.е. будут записаны два разных слова ЛИСИЧКА, будут записаны два разных слова НОРКА, которые случайно звучат и пишутся одинаково.

- Давайте уточним это: обратимся к Толковому словарю.

Слово ЛИСИЧКА записано два раза, потому что ЛИСИЧКА(гриб) и ЛИСИЧКА (животное)- это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-животным: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.

-Слова  НОРКА-зверёк и НОРКА-жилище животных не имеют связи и сходства, это два разных слова, поэтому в Толковом словаре будут записаны два слова НОРКА.

4. Самостоятельная работа учащихся.Работа в парах(по желанию)

- Запишите свои два предложения, используя разные значения слов НОРКА и ЛИСИЧКИ.

(учитель смотрит предложения, исправляет ошибки)

5. Чтение вслух составленных предложений. Анализ.

Ответы

Предположения детей. Корректировка.

Чтение стихотворения учащимися

Мнение детей, чтение высказываний Миши и Маши в учебнике на стр.104.Поиск слов в словаре.

Нахождение слов в словаре.

Составление и запись предложений в тетрадь. Работают самостоятельно или в парах

7.Итог урока.

- Какие цели перед собой ставили?

-Как называются слова, у которых есть несколько значений?

-Какие трудности были?

-Цели достигнуты?

-Кто доволен своей работой на уроке? Покажите, как вы оцениваете свою работу? (слайд №13)

Ответы детей

На маркерной доске рисуют значки (смайлики, солнышко и т.п.)

8. Домашнее задание.

Учебник  стр. 105 упр. 74

Объяснение учителем.

Учащиеся задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Технологическая карта урока УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: Математика УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Деление нацело и деление с остатком» Класс: «4» Тип урока: Открытие новых знаний Цель: создать условия для совместной деятельности при зна...

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)

Урок-сказка на уроке математики в начальной школе (интегрированный урок)...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....