Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.
материал по русскому языку (3 класс) по теме
Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Сочинение – это первые попытки ребенка описать окружающий мир, таким какой он себе его представляет, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение учит красиво высказываться, обогащает язык и учит грамотности.
Комплекс занятий по развитию речи в 3 классе посвящен обучению создания в сочинении образа животного.
Описание животного - одна из классических тем на уроках развития речи. В
центре внимания будут образы котов, кошек, котят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_sozdaniya_obrazov_zhivotnyh.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства создания образов животных
(сочинение-история и этюд о котах, кошках, котятах).
Развитие речи в 3 классе
Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Сочинение – это первые попытки ребенка описать окружающий мир, таким какой он себе его представляет, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение учит красиво высказываться, обогащает язык и учит грамотности.
Комплекс занятий по развитию речи в 3 классе посвящен обучению создания в сочинении образа животного.
Описание животного - одна из классических тем на уроках развития речи. В
центре внимания будут образы котов, кошек, котят.
УРОК 1. На первом этапе работы рассматривается художественное описание героя в рассказе М.М. Пришвина “Кот”. Им является кот. Ученики знакомятся с рассказом и стараются найти все возможные способы создания образа кота. Они подчеркивают те слова и выражения, которые помогают автору нарисовать этот образ. Их немного, но они очень яркие. По этим деталям легко представить героя рассказа М.Пришвина. Ученики словесно рисуют его образ, отвечая на вопрос о том, что такое описание героя.
Описание героя-животного - изображение в литературе внешнего облика животного, его повадок, его поведения, а также раскрытие внутреннего мира, особенностей его “характера”.
Теперь рассмотрим классическое описание кота. Прочитайте про себя отрывок из рассказа Скребицкого “Кот Иваныч”.
Тема определена в заглавии. Назовите основную мысль. (Кот-ленивец, не ленивый.)
Мы ставим задачу на уроке более глубокую, более широкую – полное описание этого животного
Составление плана.
А чтобы легче нам было описать кошку, нам необходим план работы.
Что нужно выделить в первой части? (Основную мысль.)
Как можно начать сочинение? (У меня есть красивая кошка Мурка.)
План:
Ι. Кличка, порода кошки.
Ι Ι. Внешний вид.
1. Голова, мордочка(глаза, уши, нос)
2. Туловище (размер, шерсть, движение)
3. Лапы, хвост.
4. Повадки, поведении животного
Ι Ι Ι. Моё отношение к кошке.
Можно написать заключение. (В нашем доме живет красивая и шаловливая кошка, которая украшает наш дом и нашу жизнь.)
В заключении должен быть итог сочинения.
Лексическая работа.
Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая.
Глаза: глаза широко открыты, большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком, синие. Глаза сильно прищурены, а зрачок сужен. Смотрят, просят, улыбаются.
Усы: длинные, черные, тонкие…Топорщатся, торчат, виснут.
Ушки: маленькие, черненькие, розовые, треугольные. Уши стоят торчком. уши смотрят вверх
Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный. Извивается, дрожит, покачивается. Кончик хвоста у нее подергивается. Хвост спокойно свернут кольцом вокруг спящей кошки.
Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками. Белые носочки на лапках.
Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый, рыжий.
УРОК 2. Ученикам предлагается сочинить историю (можно сказочную или современную ), в которой кот (кошка или котенок) выступит главным героем. Сочинение пишется в классе с опорой на жизненный опыт.
Ученики коллективно составляют план сочинения.
Особенности сочинения Я Другой
ученик
1.Описание кота (внешний вид,
повадки, поведение)
2.Происходит какое-то событие
с этим героем.
3.Сочинение раскрывает тему.
4.В сочинении выражено настроение
героя и рассказчика.
5.Работа интересна, оригинальна.
Ученик может поставить знак “+” напротив той особенности, которая встретилась в работе. Затем другой ученик делает пометку “+” в третьем столбце, если он согласен с оценкой, если нет, то ставит помету “-“.
УРОК 3. Переходим к следующему этапу работы над описанием животного. Вниманию учеников представлен рассказ Ю.И. Коваля “Летний кот”.
Детям предлагается подготовить чтение рассказа и ответь на вопросы:
1. Почему рассказ называется “Летний кот”?
2. Каким изображает автор Летнего кота?
Это небольшое произведение не имеет сюжета, оно близко к яркой, поэтической зарисовке. Вот увидел человек кота, лениво развалившегося на солнце, - это его впечатлило. Удивительно емкая, красочная, сочная зарисовка. Она создает успешную ситуацию для написания будущих детских работ.
После прочтения и обсуждения этюда о летнем коте, ребятам предлагается написать сочинение, в котором кот выступит главным героем. Темы сочинений: “Весенний кот”, “Зимний кот”, “Осенний кот”.
Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Таким образом систематическое и комплексное выполнение подобных сочинений повышает самостоятельность учащихся, дает развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Литература
1. Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
2. Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.- 1981. - с. 26.
3. Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения.3 класс М, 2010г.
4. Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. – М., 1953.
5. Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.
6. Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....
Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"
Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс...
Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).
Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....
А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....
«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».
Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...
Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»
Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»...
Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза". Приём звукописи как средство создания образа.
Цель:показать, как с помощью приема звукописи автор передает читателю свои явления природы, выраженные в поэтическом тексте.Задачи:Дидактическая: изучить и показать на примере стихотворения Ф. И. Тютч...