Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Дарбинян Шогик Шаликоевна

Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter.chteniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Урок литературного чтения

Тема урока:    «Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

(по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)

(3 класс)

ТИП УРОКА:  ОНЗ

ЦЕЛЬ УРОКА:

- познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением;

ЗАДАЧИ:

- формировать умение находить в художественном произведении олицетворение;

- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

- воспитывать в детях учебную активность, терпеливость, дружелюбие.

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Меня зовут Шогик Шаликоевна, и сегодня урок чтения проведу с вами я.

- Каким разделом литературного чтения вы закончили первую часть учебника? (поэтическая тетрадь)

- Что входило в этот раздел?

- Хотите узнать что-то новое о стихах? (да)

- Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи!

II. Актуализация знаний.

На доске  (экране слайд №1) в строчку записаны слоги:

ча     чо     чи     че     чу

- Посмотрите на экран. Что там записано? (слоги)

- Прочитайте слоги чётко и ритмично.

- А теперь прочитайте, выделяя голосом первый ударный слог.

- А теперь выделите голосом второй слог.

- А теперь последний слог.

На доске (экране слайд №2) в столбик записаны слова:

Ча

Чай

Чаша

Чайник

  1. Прочитайте хором слова этого столбика четко и ритмично.
  2. Прочитайте слова с увеличением громкости от первого к последнему.
  3. А теперь с уменьшением громкости.

На доске (экране слайд №3) записана чистоговорка:

          Чайник, чашки, поварешки,

          Вот тарелочки, вот ложки,

          Плошки, полные сластей,

       Плюшки, пышки для гостей.

  1. Прочитайте чистоговорку хором медленно.
  2. Прочитайте скороговорку хором быстро.

На доске (экране слайд №4)  записано предложение:

Пузатый чайник я люблю!

  1. Прочитайте с интонацией восхищения.
  2. Прочитайте это предложение с интонацией удивления.
  3. Прочитайте с интонацией сомнения.
  4. Прочитайте с чувством хвастовства.

III. Проблемный диалог.

- Цитата «Пузатый чайник я люблю!» взята из стихотворения, с которым мы будем сегодня работать. Что это? (чайник)/слайд №5/

- Подберите к этому чайнику слова, которые отвечают на вопрос какой.
Он какой?

- Что делает чайник? Назовите его работу (…)

- Посмотрите на экран/слайд№6/ .Какой предмет здесь лишний? Почему? (лишний мальчик, потому что он является одушевлённым предметом)

- А чайник какой предмет? (одушевлённый)

- Легко ли назвать действия неодушевлённого предмета?

- Молодцы! А теперь достаньте большие белые листы. Что здесь написано? (стихотворение)

- Как оно называется? (Пузатый чайник )

- Назовите автора. (Юнна Мориц)

- Я прочитаю вам стихотворение, а после прочтения вы расскажите о своих впечатлениях.


             

ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

Пузатый чайник я люблю!

Он жарким делом занят,

Свистит он песенку свою

И крышкой барабанит!

Пых-пых, веселый вкусный пар

Из чайника летит, как шар,

А иногда из носа

Торчит, как знак вопроса.

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Тогда варенье или мед

В два счета мама достает

И две большие плюшки

Для маленькой пирушки!

Я улыбаюсь до ушей,

А чайник мой грохочет,

Хохочет,

Словно муравей

До слез его щекочет!

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с медом, он – с вареньем,

С чудесным настроением!

И пляшет чайник на столе,

Пируя вместе с нами,

А я пою в его тепле

Про чайник песню маме:

«Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с медом, он – с вареньем,

С чудесным настроением!»

(Ю.П. Мориц)


- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Расскажите о чём это стихотворение? (…)

- Взрослый или ребёнок рассказывает историю? (ребёнок)

- Кто является главным героем этого стихотворения?

- А теперь закройте глазки и представьте героя именно этого стихотворения.

- Открыли. Послушайте задание. Вам нужно нарисовать такой чайник, каким вы его увидели. Но будете выполнять это задание в группах.

- Организуйте группы.

- Какие правила работы в группе вы знаете? (работать тихо, дать возможность поработать каждому)

- Распределите роли в группе, кто будет читать стихотворение, кто рисовать, кто будет давать советы.

- Итак, ещё раз задание: опираясь на текст стихотворения, изобразите чайник. На выполнение вам три минуты.

- Закончили. Расскажите, каким вы увидели чайник. Выберите того человека, который будет защищать ваш проект.

После выполненного задания рисунки вывешиваются на доске и начинается обсуждение.

Ученики называют  определения «характера» необычного героя: живой, веселый, дымящийся, пузатый, радостный, удивленный.

- Все молодцы! Ни один чайник не похож на другой.

- Как вы думаете, какое средство используют авторы, чтобы показать, что один предмет (признак, действие предмета) похож на другой? (сравнение)

- Какие используют слова, когда сравнивают один предмет с кем-то или
чем-то?
 (Это слова как, будто, словно, точно, что). 

- Как мы действуем, чтобы найти в тексте сравнения? (Находим объект или предмет, который сравнивают. Находим слова как, будто, словно, точно. Находим предмет, с которым сравнивают).

- Давайте найдём сравнения в этом тексте.

Пых-пых, веселый вкусный пар

Из чайника летит, как шар,

А иногда из носа

Торчит, как знак вопроса.

- Молодцы! Сравнение находить умеете.

- В шуточном стихотворении Ю.П. Мориц «Пузатый чайник» создается картина «жизни» чайника как живого существа, для этого поэт использует особый прием, помогающий создать картину, происходящую на кухне.

- Я приготовила вам это название, но оно рассыпалось. Постарайтесь собрать это слово. (олицетворение)

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы читает это слово? Что оно вам напоминает? (…)

- А кто может творить, изображать? (художник)

- Верно, но только он изображает красками. А поэт в стихотворении изображает словами.

IV. Знакомство с новым изобразительным средством – олицетворением.

- Про себя прочитайте, что называется олицетворением? (слайд №6)

Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

- Какие предметы олицетворяют авторы? (Неодушевлённые)

- Какими свойствами живых существ наделяются неодушевлённые предметы? (Даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать)

- Для чего автор использует эти изобразительные средства? (…)

-  Используя олицетворение, автор хочет, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтобы поднялось настроение).

- Хотите научиться определять олицетворение в тексте? (да)

V. Физкульт-минутка.

- Но вначале давайте немного отдохнём!

- Игра «Выполни команду».  Следующая игра «Чайник-самовар».

VI. Составление плана действия.

- Молодцы. Продолжаем работу в группах. Организуйтесь.

У вас на столах лежат конверты. Достаньте всё, что в них лежит. Это план действий по нахождению олицетворений. Скажите, какой будет первый шаг? (прочитать стихотворение)

- Молодцы! Расположите следующие шаги нашего плана действий по порядку. На работу вам две минуты. Ребята работают в группе. Получается следующий алгоритм.

- Стоп. Давайте посмотрим, что у вас получилось? (одна группа проговаривает, а остальные исправляют свой алгоритм)

                Да                                                                    Нет

Нет

Да

- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. Теперь давайте по плану действий найдём в тексте олицетворение.

- Какой буквой будем отмечать олицетворение? («О»)

VII. Работа по плану.

В тексте много олицетворений: «чайник занят», «пар летит», «чайник знаменит», «чайник мой грохочет, хохочет», «чай разгонит скуку и печаль», «и пляшет чайник на столе, пируя вместе с нами).

- Молодцы. Теперь можем ли мы ответить на вопрос, что делает чайник?

- Какой приём использовал автор?

VIII. Самостоятельная работа.

- Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Пользуясь планом действий, найдите в стихотворении Якова Акима «Апрель» олицетворение. Время выполнения одна минута.

- Стоп. Проверяем. Если у вас также как на образце – поставьте плюс. Если не так – знак вопроса (Идёт проверка)

- Поднимите руку, кто поставил знак вопроса.

- Вы молодцы, честно признали свои ошибки. Проговорите ещё раз, как будете действовать, чтобы найти в тексте олицетворение? (проговаривают алгоритм)

IX. Включение в систему знаний.

- И сравнение, и олицетворение автор использует для того, чтобы читатель легко мог представить то, о чём он читает. Однако задача читателя состоит в том, чтобы прочитать произведение выразительно. Посмотрите на экран.  Давайте рассмотрим, как нужно работать, чтобы читать стихотворение выразительно.

- Выделяем ключевые слова в каждой строке, а чёрточкой между ними обозначаем паузы.

Пузатый чайник / я люблю! // (Эта строка читается радостно, спокойно, восхищенно).

Он жарким делом занят, / (В этой строке как бы объясняется, что чайник выполняет очень важное дело. Строка читается важно, медленно).

Свистит он / песенку свою / (Прием звукописи – повторы «с», «ст» - помогает передать звучание, свист чайника, который рад тому делу, которое выполняет. Строка читается весело, приподнято).

И крышкой барабанит! // (В данной строке звукопись – повторы «р» - создает ощущение шума, грохота, веселья,  происходящего на кухне, там, где обитает пузатый чайник).

- Давайте проведём такую же работу в песенке про чайник. Сколько это четверостиший? Первый вариант работает с первым четверостишием, второй – со вторым.

- Прочитайте друг другу в паре эти четверостишия.

X. Рефлексия учебной деятельности.

- С каким изобразительным средством вы познакомились на уроке? (олицетворение)

- Какие предметы олицетворяют авторы? (неодушевлённые)

- Какие свойства неодушевлённых предметов с ними соотносятся? (…)

- Как найти в тексте олицетворение? (по алгоритму)

- Какой буквой будем обозначать олицетворение? («О»)

- Вы молодцы! Очень хорошо поработали на уроке.

- Вашим домашним заданием будет выучить песенку из этого стихотворения.

- А теперь оцените себя. Если вы не очень хорошо усвоили, как найти в тексте олицетворение – наклейте маленький смайлик с голубого листочка на текст стихотворения. Если вы научились это делать хорошо – наклейте большой. Поднимите листы с текстом, покажите друг другу.

- Вы молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.

Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.          Сочинение – это первые попыт...

: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...

Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ....

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...

Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»

Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»...

Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза". Приём звукописи как средство создания образа.

Цель:показать, как с помощью приема звукописи автор передает читателю свои явления природы, выраженные в поэтическом тексте.Задачи:Дидактическая: изучить и показать на примере стихотворения Ф. И. Тютч...