Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter.chteniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема урока: «Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».
(по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)
(3 класс)
ТИП УРОКА: ОНЗ
ЦЕЛЬ УРОКА:
- познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением;
ЗАДАЧИ:
- формировать умение находить в художественном произведении олицетворение;
- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;
- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;
- воспитывать в детях учебную активность, терпеливость, дружелюбие.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте! Меня зовут Шогик Шаликоевна, и сегодня урок чтения проведу с вами я.
- Каким разделом литературного чтения вы закончили первую часть учебника? (поэтическая тетрадь)
- Что входило в этот раздел?
- Хотите узнать что-то новое о стихах? (да)
- Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи!
II. Актуализация знаний.
На доске (экране слайд №1) в строчку записаны слоги:
ча чо чи че чу
- Посмотрите на экран. Что там записано? (слоги)
- Прочитайте слоги чётко и ритмично.
- А теперь прочитайте, выделяя голосом первый ударный слог.
- А теперь выделите голосом второй слог.
- А теперь последний слог.
На доске (экране слайд №2) в столбик записаны слова:
Ча
Чай
Чаша
Чайник
- Прочитайте хором слова этого столбика четко и ритмично.
- Прочитайте слова с увеличением громкости от первого к последнему.
- А теперь с уменьшением громкости.
На доске (экране слайд №3) записана чистоговорка:
Чайник, чашки, поварешки,
Вот тарелочки, вот ложки,
Плошки, полные сластей,
Плюшки, пышки для гостей.
- Прочитайте чистоговорку хором медленно.
- Прочитайте скороговорку хором быстро.
На доске (экране слайд №4) записано предложение:
Пузатый чайник я люблю!
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте это предложение с интонацией удивления.
- Прочитайте с интонацией сомнения.
- Прочитайте с чувством хвастовства.
III. Проблемный диалог.
- Цитата «Пузатый чайник я люблю!» взята из стихотворения, с которым мы будем сегодня работать. Что это? (чайник)/слайд №5/
- Подберите к этому чайнику слова, которые отвечают на вопрос какой.
Он какой?
- Что делает чайник? Назовите его работу (…)
- Посмотрите на экран/слайд№6/ .Какой предмет здесь лишний? Почему? (лишний мальчик, потому что он является одушевлённым предметом)
- А чайник какой предмет? (одушевлённый)
- Легко ли назвать действия неодушевлённого предмета?
- Молодцы! А теперь достаньте большие белые листы. Что здесь написано? (стихотворение)
- Как оно называется? (Пузатый чайник )
- Назовите автора. (Юнна Мориц)
- Я прочитаю вам стихотворение, а после прочтения вы расскажите о своих впечатлениях.
ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК
Пузатый чайник я люблю! Он жарким делом занят, Свистит он песенку свою И крышкой барабанит! Пых-пых, веселый вкусный пар Из чайника летит, как шар, А иногда из носа Торчит, как знак вопроса. Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Тогда варенье или мед В два счета мама достает И две большие плюшки Для маленькой пирушки! Я улыбаюсь до ушей, А чайник мой грохочет, Хохочет, Словно муравей До слез его щекочет! Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он – с медом, он – с вареньем, С чудесным настроением! И пляшет чайник на столе, Пируя вместе с нами, А я пою в его тепле Про чайник песню маме: «Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он – с медом, он – с вареньем, С чудесным настроением!» (Ю.П. Мориц) |
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Расскажите о чём это стихотворение? (…)
- Взрослый или ребёнок рассказывает историю? (ребёнок)
- Кто является главным героем этого стихотворения?
- А теперь закройте глазки и представьте героя именно этого стихотворения.
- Открыли. Послушайте задание. Вам нужно нарисовать такой чайник, каким вы его увидели. Но будете выполнять это задание в группах.
- Организуйте группы.
- Какие правила работы в группе вы знаете? (работать тихо, дать возможность поработать каждому)
- Распределите роли в группе, кто будет читать стихотворение, кто рисовать, кто будет давать советы.
- Итак, ещё раз задание: опираясь на текст стихотворения, изобразите чайник. На выполнение вам три минуты.
- Закончили. Расскажите, каким вы увидели чайник. Выберите того человека, который будет защищать ваш проект.
После выполненного задания рисунки вывешиваются на доске и начинается обсуждение.
Ученики называют определения «характера» необычного героя: живой, веселый, дымящийся, пузатый, радостный, удивленный.
- Все молодцы! Ни один чайник не похож на другой.
- Как вы думаете, какое средство используют авторы, чтобы показать, что один предмет (признак, действие предмета) похож на другой? (сравнение)
- Какие используют слова, когда сравнивают один предмет с кем-то или
чем-то? (Это слова как, будто, словно, точно, что).
- Как мы действуем, чтобы найти в тексте сравнения? (Находим объект или предмет, который сравнивают. Находим слова как, будто, словно, точно. Находим предмет, с которым сравнивают).
- Давайте найдём сравнения в этом тексте.
Пых-пых, веселый вкусный пар
Из чайника летит, как шар,
А иногда из носа
Торчит, как знак вопроса.
- Молодцы! Сравнение находить умеете.
- В шуточном стихотворении Ю.П. Мориц «Пузатый чайник» создается картина «жизни» чайника как живого существа, для этого поэт использует особый прием, помогающий создать картину, происходящую на кухне.
- Я приготовила вам это название, но оно рассыпалось. Постарайтесь собрать это слово. (олицетворение)
- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы читает это слово? Что оно вам напоминает? (…)
- А кто может творить, изображать? (художник)
- Верно, но только он изображает красками. А поэт в стихотворении изображает словами.
IV. Знакомство с новым изобразительным средством – олицетворением.
- Про себя прочитайте, что называется олицетворением? (слайд №6)
Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.
- Какие предметы олицетворяют авторы? (Неодушевлённые)
- Какими свойствами живых существ наделяются неодушевлённые предметы? (Даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать)
- Для чего автор использует эти изобразительные средства? (…)
- Используя олицетворение, автор хочет, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтобы поднялось настроение).
- Хотите научиться определять олицетворение в тексте? (да)
V. Физкульт-минутка.
- Но вначале давайте немного отдохнём!
- Игра «Выполни команду». Следующая игра «Чайник-самовар».
VI. Составление плана действия.
- Молодцы. Продолжаем работу в группах. Организуйтесь.
У вас на столах лежат конверты. Достаньте всё, что в них лежит. Это план действий по нахождению олицетворений. Скажите, какой будет первый шаг? (прочитать стихотворение)
- Молодцы! Расположите следующие шаги нашего плана действий по порядку. На работу вам две минуты. Ребята работают в группе. Получается следующий алгоритм.
- Стоп. Давайте посмотрим, что у вас получилось? (одна группа проговаривает, а остальные исправляют свой алгоритм)
Да Нет
Нет
Да
- Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. Теперь давайте по плану действий найдём в тексте олицетворение.
- Какой буквой будем отмечать олицетворение? («О»)
VII. Работа по плану.
В тексте много олицетворений: «чайник занят», «пар летит», «чайник знаменит», «чайник мой грохочет, хохочет», «чай разгонит скуку и печаль», «и пляшет чайник на столе, пируя вместе с нами).
- Молодцы. Теперь можем ли мы ответить на вопрос, что делает чайник?
- Какой приём использовал автор?
VIII. Самостоятельная работа.
- Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Пользуясь планом действий, найдите в стихотворении Якова Акима «Апрель» олицетворение. Время выполнения одна минута.
- Стоп. Проверяем. Если у вас также как на образце – поставьте плюс. Если не так – знак вопроса (Идёт проверка)
- Поднимите руку, кто поставил знак вопроса.
- Вы молодцы, честно признали свои ошибки. Проговорите ещё раз, как будете действовать, чтобы найти в тексте олицетворение? (проговаривают алгоритм)
IX. Включение в систему знаний.
- И сравнение, и олицетворение автор использует для того, чтобы читатель легко мог представить то, о чём он читает. Однако задача читателя состоит в том, чтобы прочитать произведение выразительно. Посмотрите на экран. Давайте рассмотрим, как нужно работать, чтобы читать стихотворение выразительно.
- Выделяем ключевые слова в каждой строке, а чёрточкой между ними обозначаем паузы.
Пузатый чайник / я люблю! // (Эта строка читается радостно, спокойно, восхищенно).
Он жарким делом занят, / (В этой строке как бы объясняется, что чайник выполняет очень важное дело. Строка читается важно, медленно).
Свистит он / песенку свою / (Прием звукописи – повторы «с», «ст» - помогает передать звучание, свист чайника, который рад тому делу, которое выполняет. Строка читается весело, приподнято).
И крышкой барабанит! // (В данной строке звукопись – повторы «р» - создает ощущение шума, грохота, веселья, происходящего на кухне, там, где обитает пузатый чайник).
- Давайте проведём такую же работу в песенке про чайник. Сколько это четверостиший? Первый вариант работает с первым четверостишием, второй – со вторым.
- Прочитайте друг другу в паре эти четверостишия.
X. Рефлексия учебной деятельности.
- С каким изобразительным средством вы познакомились на уроке? (олицетворение)
- Какие предметы олицетворяют авторы? (неодушевлённые)
- Какие свойства неодушевлённых предметов с ними соотносятся? (…)
- Как найти в тексте олицетворение? (по алгоритму)
- Какой буквой будем обозначать олицетворение? («О»)
- Вы молодцы! Очень хорошо поработали на уроке.
- Вашим домашним заданием будет выучить песенку из этого стихотворения.
- А теперь оцените себя. Если вы не очень хорошо усвоили, как найти в тексте олицетворение – наклейте маленький смайлик с голубого листочка на текст стихотворения. Если вы научились это делать хорошо – наклейте большой. Поднимите листы с текстом, покажите друг другу.
- Вы молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.
Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Сочинение – это первые попыт...
: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...
Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и при проведении творческих работ....
Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова
Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...
«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».
Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...
Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»
Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»...
Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза". Приём звукописи как средство создания образа.
Цель:показать, как с помощью приема звукописи автор передает читателю свои явления природы, выраженные в поэтическом тексте.Задачи:Дидактическая: изучить и показать на примере стихотворения Ф. И. Тютч...