Общее понятие о личных местоимениях
план-конспект урока по русскому языку (3,4 класс) по теме

Шульга Елена Владимировна

Урок русского языка по теме: "Общее понятие о личных местоимениях". На уроке учащиеся знакомятся с понятием личные местоимения, упражняются в замене существительных личными местоимениями, в конце урока дети пишут экспресс-опрос, позволяющий выявить первичное восприятие темы.В материал входит конспект урока, презентация, экспресс-опрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lichnye_mestoimeniya.zip493.13 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык "Общее понятие о личных местоимениях" (4-й класс)

Цель: познакомить с личными местоимениями

Задачи:

  • закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
  • замене существительных местоимениями в речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
  • развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете   настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.

II. Словарная работа

Презентация.

- Внимательно прочитайте предложения. (слайд № 3)

У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.

Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.

Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .

На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые.

Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.

- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик

  • березы - (они)
  • ученик - (он)
  • девочка - (она)
  • помидоры - (они)
  • путешествие - (оно)

- Что общего между этими словами? (Они все словарные)

III. Изучение нового.

  • Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
  • Какие еще местоимения встретили в предложениях?
  • Какие слова они заменили?

Место какой части речи заняли в предложении слова? (место имени существительного)

- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 4)

Я и мы, 
Ты и вы, 
Он, она, оно, они - 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения.

(Вывешивается тема урока: Личные местоимения).

Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения.

Письмо по памяти.

Я и мы, 
Ты и вы, 
Он, она, оно, они.

- Запомните первые три строчки стихотворения.

- Запишите их по памяти.

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

- Сегодня мы исследуем эти местоимения.

- Нам нужно заполнить таблицу (слайд № 6)

 

Ед. число

Мн. число

1 лицо

 

 

2 лицо

 

 

3 лицо

 

 

- Сначала распределим личные местоимения по числам (слайд № 7)

(дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют)

Ед. число

Мн. число

Я, ты, он, она, оно

Мы, они, вы

- Теперь нам надо распределить их по лицам.

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица.

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица.

А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо.

(заполняем таблицу слайд № 8)

- Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам.

(проверка)

Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы)

При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа.

Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица)

- Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. (слайд № 9)

- Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род)

- Личные местоимения, заменяют в предложениях   имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями?

(Подлежащее, дополнений, обстоятельство.)

IV. Закрепление

- Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Личные местоимения (перечислить) :::::::::::..

Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::,

В предложении бывают :::::::::::::::::..

Физминутка.

  • Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
  • Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
  • Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).  

1. Загадки. (слайд № 10)

- Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Утром - 
Так заведено - 
Разомкнёшь ресницы, 
И к тебе идёт ОНО 
Розовой жар - птицей: ( Солнце )

А стемнеет - ОН придёт: 
Тоненький, 
Смущённый, - 
Он на цыпочках войдёт 
Долькою лимонной. (Месяц)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка)

И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
ОНИ - морские ... (Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам Я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)

2. "Четвёртое - лишнее"

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд № 11)

  1. Он, она, оно, я
  2. Я, ты, они, он
  3. Ты, к, от, за

- Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).

3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение"

- Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род.

Когда __(:) приедете?

__ (:) нарисую елочку.

Почему __ (:) улетают?

Куда __ (:) идешь?

Завтра __ (:) пойдем в кино.

Какую задачу __ (:) решает?

- Проверка.( слайд № 12)

4. Экспресс-опрос "Местоимение".

Приложение.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1) я, мы

2) ты, вы

3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1) я   2) он   3)ты   4) она   5) мы    6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени  существительного;

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;

2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.

Целый день он занят делом, 
Двух минут не отдохнет: 
То он парту мажет мелом, 
То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 

Конец формы

IV. Итог урока.

- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14)

Рефлексия "Светофор" (слайд № 15)

Ребята приклеивают на лист сигналы.

http://festival.1september.ru/articles/583132/img1.gif

Домашнее задание.

С. 30 № 8, выучить таблицу личных местоимений.

Дополнительный материал.

Задания на смекалку.

  • Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
  • Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
  • Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
  • Шарада.
    Первый слог - личное местоимение, 
    Второй - детская болезнь. 
    А целое - тот предмет, который 
    Выбрасывают, когда он нужен 
    И поднимают, когда он не нужен. 
    Что это? (Я - корь).
  • Ребус. 7 я (семья)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Общие сведения о личных местоимениях"

Открытый урок был дан  врамках проведения аттестации на высшую категорию...

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"...

Конспект урока по русскому языку "Общее понятие о личных местоимениях"

Данный конспект разработан к уроку русского языка в 4 классе. Программа "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка «Общее представление о личных местоимениях» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: закрепление понятие о местоимении как части речи, умения находить и определять местоимение в тексте.Задачи урокаДидактические:1.     Закрепить знания о местоимении;2....