Звук [й] и буквай.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
На этом уроки дети знакомятся с новым звуком и буквой, научаться отличать звук и букву от других звуков и букв. Встретятся лесными и домашними героями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y_ibukva_y..doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №2 г.Мамадыш»
Тема урока: «Звук [й] и буква й».
Учитель начальных классов: Фазлеева Гульнур И.
Тема урока: «Звук [й] и буква й».
Цель урока: Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает, формирование интеллектуальных качеств у младших школьников, развитие мышления, памяти, воображения.
Задачи урока: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки Зайчика для награждения, презентация «Буква Й», лента букв.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Минимобилизирующий этап.
(Звучит г/з «Лесные голоса», появляется Мудрая Сова)
- Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я, Мудрая Сова! (С.2) С одним из моих друзей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. (С.3) Он просит помочь ему найти дорогу домой.(С.4) Вы поможете Зайчику, ребята, найти дорогу до дома ? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам, подскажет куда идти.
(Звучит г/з «Голоса леса»)
- Посмотрите, кто это? (С.5) Сорока очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Сороке?
- Формулирование темы и цели урока.
-Ребята, посмотрите внимательно и назовите предметы, которые здесь изображёны.
(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.) (С.6)
- Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.
- В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».
- Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.
(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)
Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.
- А теперь сформулируйте тему урока полностью.
Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает».
- Сорока сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?
(Звучит г/з «Голоса леса»).
- Физминутка.
- Ребята, Зайчик устал идти. (С.7) Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру на внимание «Капуста-морковь!».Если я скажу «капуста» вы открываете руки. Если скажу «морковь»-руки закрываете. Я буду показывать движения, вы будете повторять их за мной, но будьте очень внимательны.(Победителем остается один ученик. Награда- морковь (С.8)
- Знакомство с новым звуком.
-Молодцы! Все хорошо отдохнули. Продолжим наш урок.
- Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Муравей (С.9) Муравей сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове Муравей. Поможем, ребята?
- Произнесите слово муравей, выделяя в нём последний звук.
Муравей-й.
- Назовите выделенный звук.
- Это звук [й].
- Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
- При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.
- Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.
- При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
- Охарактеризуйте коротко звук [й].
- Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
- Муравей послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Муравей просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым.
(Дети называют слова со звуком [й].)
- Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?
- Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
- А что мы можем сказать о слове «муравей»?
- В слове муравей –3 слога, 7 букв, 7 звуков.
-Очень хорошо ребята. Продолжим наш путь дальше. К нам навстречу идет мышонок.(С.10)
- Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.
(Звучит г/з «Голоса леса».)
- Знакомство с новой буквой.
- Вот и мы и дошли до соснового леса.(С.11) Где же Белка? А вот она.(С.12) Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?
- Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
- Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы, вам встретится знакомая буква, хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши. (С.13)
(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям).
- Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?
- Это буква «Й краткое».
- На какую букву похожа буква Й?
- Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.
- Вместе с Белкой скажем дружно,
Букву Й запомнить нужно,
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут «Й кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты её шапку подари –
Станет краткой буква И.
- Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й?
- Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная.
- А как вы думаете, почему букву так назвали?
- При произношении произносим коротко [й].
- Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья! (С.14)
- Чтение слов с новой буквой.
- Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. (С.15) Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах. (С.16)
(Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором.
Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)
- Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке.(С.17) На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?
- Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.
- Составьте из слогов слова.
(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:
Во-ро-бей, сой-ка.)
- Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.
- По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
- Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.
- Физкультминутка.
- Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?
Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.
1. Работа в прописях.
- Ёжику понравился, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовался Зайчик.
-Ребята, а мы с вами сейчас научимся писать строчную букву й. (.С18)
- Показ буквы.
На какую букву похожа?
Чем отличается?
2. Игра «Доскажи словечко»
Дом на рельсах, тут как тут,
Всех умчит он в 5 минут,
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай)
Что нам пели?
Угадай?
Кара (вай)
Что нам пели?
Угадай?
Баю (бай)
Что за месяц?
Угадай?
Месяц (май)
Что в стакане?
Угадай?
Сладкий (чай)
Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы? С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
- Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.
- Дайте характеристику звука [й].
- Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
- Что больше всего запомнилось на уроке?
- За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь!
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...