Звук [й] и буквай.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Фазлеева Гульнур Ильдусовна

На этом уроки дети знакомятся с новым звуком и буквой, научаться отличать звук и букву от других звуков и букв. Встретятся лесными и домашними героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_y_ibukva_y..doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ «Лицей №2  г.Мамадыш»

Тема урока: «Звук [й] и буква  й».

                                                     Учитель начальных классов: Фазлеева Гульнур И.

 

Тема урока: «Звук [й] и буква  й».

Цель урока:      Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает,  формирование интеллектуальных качеств у младших школьников,  развитие мышления, памяти, воображения.

Задачи  урока:     1.  Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

                             2.  Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

                             3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки Зайчика для награждения, презентация «Буква Й», лента букв.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Минимобилизирующий этап.

(Звучит г/з «Лесные голоса», появляется Мудрая Сова)

-   Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я,  Мудрая Сова! (С.2) С одним из моих друзей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. (С.3) Он просит помочь ему  найти дорогу домой.(С.4) Вы поможете Зайчику, ребята, найти дорогу до дома ? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам,  подскажет куда идти.

(Звучит г/з «Голоса леса»)

-  Посмотрите, кто это? (С.5) Сорока очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно  задание. Поможем выполнить задание Сороке? 

  1. Формулирование  темы и цели урока.

-Ребята, посмотрите внимательно и назовите предметы, которые здесь изображёны.

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.) (С.6)

-  Назовите новый для вас звук, который вы услышали  в словах, и сформулируйте 1 часть  темы нашего сегодняшнего урока.

- В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».

-  Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём  признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.

(На доске буквы:  а,  о,  и,  у,  Й,  ё,  ы)

  Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные;  эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.

-  А теперь сформулируйте тему урока полностью. 

 Тема сегодняшнего урока «Звук [й]  и буква, которая его обозначает».

- Сорока сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?

(Звучит г/з  «Голоса  леса»).

  1. Физминутка.

- Ребята, Зайчик устал идти. (С.7) Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру на внимание «Капуста-морковь!».Если я скажу «капуста» вы открываете руки. Если скажу «морковь»-руки закрываете. Я буду показывать движения, вы будете повторять их за мной, но будьте очень внимательны.(Победителем остается один ученик. Награда- морковь (С.8)

  1. Знакомство с новым звуком.

-Молодцы! Все хорошо отдохнули. Продолжим наш урок.

-  Вот наконец-то, мы дошли. А вот и  Муравей (С.9)  Муравей сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове Муравей.   Поможем, ребята? 

-  Произнесите слово муравей, выделяя в нём последний звук. 

  Муравей-й.

- Назовите выделенный звук.

-  Это звук [й].  

- Произнесите несколько раз звук  [й]. Что происходит с губами и языком  при его произношении?

- При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

- Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении;  как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

-  При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный.  При его произнесении слышится голос и шум.  В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко,  значит, он мягкий.

-  Охарактеризуйте коротко звук [й].

- Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

- Муравей  послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить.  Он предлагает,  чтобы уточнение вы внесли сами. Муравей просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым. 

(Дети называют слова со звуком [й].)

-  Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?

- Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

- А что мы можем сказать о слове «муравей»?

-  В слове муравей –3 слога, 7 букв, 7 звуков.

-Очень хорошо ребята. Продолжим наш путь дальше. К нам навстречу идет мышонок.(С.10)

-  Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.

(Звучит г/з «Голоса  леса».)

  1. Знакомство с новой буквой.

-  Вот и мы и дошли до соснового леса.(С.11) Где же Белка? А вот она.(С.12) Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?

-  Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

-  Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы, вам встретится знакомая буква,  хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то  захлопаете в ладоши. (С.13)

(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде  букву Й, учитель показывает эту букву детям).

-  Вот вы и поприветствовали новую букву.  А как она называется?

-  Это буква «Й краткое».

-  На какую букву похожа буква Й? 

-  Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

-  Вместе с Белкой скажем дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Это буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Букву Й зовут «Й кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты её шапку подари –

Станет краткой буква И.

-  Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й?

-   Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная.

-   А как вы думаете, почему букву так назвали?

-  При произношении произносим коротко [й].

-  Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья! (С.14)

  1.  Чтение слов с новой буквой.

-  Ох,  как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. (С.15)  Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах. (С.16)

(Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й,  дети читают хором.

Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)

-  Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке.(С.17) На яблоках  вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?

-  Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.

-  Составьте из слогов слова.

(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:

Во-ро-бей, сой-ка.)

 - Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.

-  По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?

 - Эти слова можно объединить в одну  группу – так как это названия птиц.

  1. Физкультминутка.

-  Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили? 

Каравай, герой,  портфель, чай,  бой,  тарелка,  скамейка,  скакалка,  лейка,  аптека,  чайка,  муравей,  трамвай.

1.  Работа в прописях.

-  Ёжику понравился, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда  вот и домик.  Обрадовался Зайчик.

-Ребята, а мы с вами сейчас научимся писать строчную букву й. (.С18)

                 - Показ буквы.

                  На какую букву похожа?

                  Чем отличается?

                 2. Игра «Доскажи словечко»

Дом на рельсах, тут как тут,
Всех умчит он в 5 минут,
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай)

Что нам пели?
Угадай?
Кара (вай)

Что нам пели?
Угадай?
Баю (бай)

Что за месяц?
Угадай?
Месяц (май)

Что в стакане?
Угадай?
Сладкий (чай)
Итог урока.

-   Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы?  С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

-  Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.

-  Дайте характеристику звука [й].

-  Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

                   -  Что больше всего запомнилось на уроке?

-  За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь!

-  Урок окончен.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....