Звук {й} и буква й.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Этот урок предназначен для 1 класса. Урок обяснения нового материала. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно- коммуникативных технологий

Предмет: русский язык, открытия новых знаний.

Тема: « Звук [й] и его обозначение на письме».

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 1

Технологии: презентация.

Аннотация:

Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды,- яркие и эффективные. Даже дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начали рассуждать, высказываться. Волшебная магия экрана завораживает. Из мира статических рисунков в учебнике дети вместе с учителем совершат путешествие в динамический мир, где предметы летают, двигаются. Экран притягивает внимание ребенка, которого порой не можем добиться при фронтальной работе. Только так можно «выжать» из мультимедиа все возможности: активация деятельности обучающихся, включение в активное взаимодействие при выполнении заданий, мотивация.

Практическая реализация:

Хороший  урок. Углубленно изучена тема урока. Смена видов длительности, разнообразие форм и методов работы – все подчинено единой цели: использование мультимедийного оборудования. Урок познавательный, внятный, поучительный. На уроке царила доброжелательная атмосфера.

Цели урока достигнуты. Урок эмоционально насыщенный, богатый. Дети активно участвовали на уроке. Материал урока богат разнообразием видов деятельности. Урок очень понравился.

Конспект урока:

Тема урока: «Звук [й,] и его обозначение на письме».

Цели урока: 

  • Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука ,] на письме.
  • Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука ,]  на письме.
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
  • Совершенствование коммуникативных умений учащихся.                                                                                                                                                                                                
  • Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

Задачи урока:

  • Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения ,]  на письме.
  • Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
  • Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Тип урока:  урок – открытия новых знаний

Форма проведения урока- традиционная, с мультимедийной презентацией.

Формы обучения- фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, презентация PowerPoint.
  • Раздаточные листы для детей.

                          План – конспект урока

«Звук [й,] и его обозначение на письме.»

1. Орг. момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

2. Вход в урок.

Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))

Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей.)

Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем  секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.

- Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.

- Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети:  писать, сочинять)

3. Введение в тему. Активизация знаний.

Слайд 3  – появляется деформированный текст:

Я поэт, зовусь Незнака,

От меня вам балалака!

                              Незнака

Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)

- Вот он и насочинял...!!!

- Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.

- О какой букве совершенно забыл Незнайка?

(Дети:  «О букве й»)

Я поэт, зовусь Незнайка,

От меня вам балалайка!

                              Незнайка

Учитель.  Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Выслушиваются предположения детей.)

  Слайд 4 

3.1 Оглашение учителем темы, целей  и задач урока

Учитель:  Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?   

(Выслушиваются предположения детей)

Слайд 5

3.2 Активизация знаний, полученных ранее на уроке родного языка.

 Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?

(Выслушиваются предположения детей)

Учитель.  Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?

(Выслушиваются высказывания детей.)

При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков ,] и [и].

Учитель.  Проверим, что о себе «расскажут» звуки.

Слайд 6

3.3  Работа с раздаточными материалами .

Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске

Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?

-Каким звуком они оканчиваются?

-Какой буквой на письме обозначается звук [и]?

- Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком ,]. Какой буквой обозначим звук ,]?

Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук  ,]обозначается буквой й (и-краткое).

Слайд 7

4. Постановка проблемы. 

Слайд 8

 Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.

4.1 Индивидуальная работа на раздаточных листах

Раздаточный лист зад. №2

- Проверьте.

- Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.

 - Проверьте.

- Какой буквой на письме обозначается звук ,]?

(Выслушиваются предположения детей)

Вывод: Звук [й,] на письме обозначается буквой Й.

Берегите зрение. Игра « Строй глазки»

  • зажмурьте глаза, потом откройте (5-6 раз);
  • делайте круговые движения (5-6 раз);
  • вытяните руки вперед, следите за пальцем, медленно приближайте его к носу, а потом медленно отодвигайте обратно(2-3 раза);
  • посмотрите вдаль (30 секкунд).

Слайд 9-10

4.2 Постановка проблемы:

 Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук ,]?

(Выслушиваются предположения детей.)

- Давайте проверим вместе с Незнайкой....

5. Исследование проблемы. Открытия.                                                  

 (Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук ,])

Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи? 

(Ответы детей: звуковая запись слова)

- Запишите слова, заменив звуки буквами.

Слайд 11

5.1 Индивидуальная работа на раздаточных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)

Раздаточный лист зад. №3

- Проверьте.

- Что вы заметили?

- Какими буквами вы заменили звукосочетания?

- Почему эти буквы обозначают звук ,] в этих словах?

(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)

- Так какими же еще буквами на письме обозначается звук ,]?

Вывод делают сами учащиеся, после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

Динамическая пауза «Лови звук [й,

(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу –  в конце)

Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....

Слайд 12

6. Практическое применение полученных знаний. Постановка  новой проблемы. ( Появляется Незнайка с новым заданием)

6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й,]  на письме) 

Учитель. Незнайка получил задание  от Знайки и не справился. Поможем ему? 

- Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук ,]обозначен буквой й, а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я

 Раздаточный лист зад. №4

Слайд 13

6.2  Взаимопроверка - появляются столбцы слов на экране

- Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.

- Все слова вы распределили по столбикам?

-Все. Молодцы!

7. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия. 

появляется Карта урока и Незнайка.

Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали  сегодня на уроке?

- Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й,]?

Слайд 14

Рефлексия.

- Что тебе запомнилось больше всего? Почему?

- Что понравилось /не понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке

Слайд 15

8. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)

1. Традиционное задание: упражнение из учебника

2.  Творческое задание: поискового характера  «задает» Незнайка

 (Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока -  достигнута! Слайд 16


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки?

Слайд 3

Я поэт, зовусь Незна ка От меня вам балала ка! Незна ка й й й

Слайд 4

Тема урока: « Звук [ й ] и его обозначение на письме.» й

Слайд 5

й и Согласный Звонкий Мягкий Гласный

Слайд 6

Работа с раздаточным материалом №1 Вывод: в данных словах звук [ й } обозначается буквой й.

Слайд 7

Обозначение [й`] на письме айка од ог огурт М Г З Л Ш Звук [ й , ] на письме обозначается буквой Й

Слайд 8

Берегите зрение!

Слайд 10

[ й , о ] лка- [ й , э ] ли - [ й , а ] ма - [ й , у ] ла - ё лка е ли я ма ю ла по [ й , о ] т - по [ й , э ] ли - ма [ й , а ] к - по [ й , у ] т - по ё т по е ли ма я к по ю т э о у а я Звук [ й , ] на письме может обозначаться гласными буквами ё, е, я, ю в начале слова после гласной

Слайд 11

Динамическая пауза «Лови звук [й , ]» (Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу – в конце) Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....

Слайд 12

Ёжик, мойка, дают, йогурт, ясли, лай, поехали, зайка. й е, ё, ю, я мо й ка й огурт ла й за й ка ё жик д аю т я сли п ое хали

Слайд 13

Различия од ог огурт Угадай-ка э е у ю а о ё я Что нового я узнал на уроке?

Слайд 15

1. Рассказ « Будем играть вместе»стр.80 2. Придумайте свои примеры с разными способами обозначения звука [ й , ] на письме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....