БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

 

Познакомить учащихся  с орфограммой«Безударная гласная в корне слова» с использованием ИКТ и тетрадей "Секреты правописания" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon saveleva_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                         ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                                     2/4 КЛАСС

МОУ « РОМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

             

УЧИТЕЛЬ – Мартьянова Татьяна Геннадьевна.

ТЕМА:      «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА» (1 УРОК)        

УЧЕБНИК:  Т. Г. РАМЗАЕВА  «Русский язык»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся  с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»

          

ЗАДАЧИ УРОКА:          

-формировать умение обнаруживать орфограмму по совокупности признаков в разных условиях деятельности;

-проверять безударную гласную путем подбора однокоренного проверочного слова;

-совершенствовать умение определять тему текста и озаглавливать его;

-контроль теоретических  и практических умений и навыков с использованием ПМК

«Школьный наставник»;

                                       

                                                      ХОД   УРОКА.  

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ  И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

       

 На доске:  за.ц     в.р.бей   м.дведь    п.тух    с.рока     в.рона    

-Спишите, вставьте пропущенную букву.

-Чем  похожи слова? / Имена существительные, обозначают животных - одушевленные, словарные слова./

-Можно ли  в словах проверить написание пропущенных букв?  /Нет./

-Можно ли эти буквы в словах  назвать орфограммой и почему? /Да, потому что есть выбор./

-Сегодня на уроке мы будем работать с очень похожей орфограммой, которую можно проверить.

-Кто из вас догадался, как называется  эта орфограмма? /Безударные гласные в корне слова./

-Научиться находить эту орфограмму и отличать её от других орфограмм поможет тетрадь «Секреты правописания».

3.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЗНАКАМИ ОРФОГРАММЫ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»  

Работа по тетради.

Упражнения  №4- №7.  (Рабочая тетрадь по русскому языку «Секреты правописания», автор Л. В. Савельева)

№ 4. Работа в паре.

-Прочитайте с ударением.

-Какие однокоренные слова  вы подобрали?

-Назовите корень.

№5. Работа в паре.

-В каких словах вы услышали похожие безударные гласные звуки? /Шкафы и столы – звук а, а в словах мячи, следы и листы - звук и./    

-Какой ответ вы обвели?  /Ответы детей./

-Кто был  прав, мы  выясним позже.

 

№6. Самостоятельная работа.

-Проверим первую часть работы.

- Какой звук нужен слева?  /Звук а./

-Какой звук справа?  /Звук   и./

-Какие буквы вы указали под звуком   а?  /Буквы а и о./

-Какие под звуком и?  /Буквы и,  е,  я./

-Вернёмся к заданию №5.  Кто же был прав при выборе ответа?

-Прочитайте задание под схемой.

-Как вы будете выбирать примеры и узнавать звук, если слово уже написано? /Произносить слово вслух./

-Выполните задание.  / Дети выполняют./

-Проверим. В каких словах слышим звук  а? Назовите их.

-В каких словах слышим звук  и? Назовите их.

-Выделим корень.

-Кто записал свои примеры?

 

№7. Коллективная работа  с комментарием по заданию.

-Обратите внимание, как называется эта  таблица.

-Посмотрите на человечка с большими ушками слева. Что он делает? /Слушает звуки./

-Посмотрите на человечка с большими глазками справа. Что делает он? / Он видит буквы./

-Заполните таблицу самостоятельно.

Подведение итогов работы по тетради.

-Давайте повторим и проверим по таблице признаки орфограммы «Безударные гласные в корне слова».

-Какие безударные звуки мы слышим, если в слове  есть эта орфограмма? /Звуки а или  и./

-Какими буквами они могут быть обозначены?   /Звук  а может быть обозначен буквами а или о, а звук и можно обозначить на письме буквами я, и или е./

-В какой части слова находится орфограмма?   /В корне./

         В результате повторения на доске учитель выставляет карточки: СЛЫШУ…

                                                                                                                         ВИЖУ…

                                                                                                                         ДУМАЮ…

4.ФИЗМИНУТКА.

 5. УПРАЖНЕНИЕ В ОБНАРУЖЕНИИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ.

 ( У учеников карточки с заданием.)

           Карточка.

 -Прочитайте слова вслух!!!!!

-Обозначьте ударение.

-Отметьте знаком   (+)  только те слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные

 в корне слова».

-Подчеркните эту орфограмму и устно подберите проверочные слова.

 Трава                          лесной                   глядит                  смех

зимний                       кормит                   ходить                  дупло

-Прочитайте и выполните задание на карточке. /Дети читают задание./

  Самостоятельная работа.

 -Проверяем.  Назовите, какие слова вы отметили и докажите, что в них есть орфограмма.

    / Трава - слышу  в корне безударный  звук а, могу обозначить буквами а  или  о, т. е. есть выбор, значит, есть орфограмма.  И т. д. /

-Кто отметил эти слова?

-В каком слове буква, обозначающая безударный гласный не является орфограммой?  / В слове дупло./

-Почему не является орфограммой? /Потому что нет выбора написания буквы. / Не слышим звуки  а  или и./  

-Какие  признаки помогли найти орфограмму «Безударные гласные в корне»?  Посмотрите в таблицу задания №7.  /Слышали безударные звуки а   или   и, которые на письме были обозначены соответствующими  буквами и обращали внимание, где они находятся./

6. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

         

У детей  карточки с текстом.

                                ___________________________

 Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом  чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.

    Нашли проказники  длинную грязную трубу. Залезли туда один за другим.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Прочитайте  текст   вслух.

-Найдите слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова» в 1-4 предложениях и подчеркните их.

-На какие признаки орфограммы будете смотреть? Вам поможет таблица или плакат.

-Работаем в паре. Для вас подсказка: здесь 8 слов с этой орфограммой.

          Самостоятельная  работа.  

-Проверим.  Какие слова вы подчеркнули?

Проверка.

 -О чём  текст?

-Почему его надо продолжить?  /Он не закончен./

-Когда  лучше озаглавить, сейчас или после того, как вы допишите рассказ.

-Почему? / Заголовок будет точнее./

-Продолжение текста вы напишите после выполнения теста на компьютере.

7. ТЕСТ НА КОМПЬЮТЕРЕ.

Тест на компьютере включает 2 упражнения:

1.В каком слове гласную нужно проверить (7 случаев)

2.Какую гласную нужно проверить (5 слов)

-Давайте потренируемся находить слова с орфограммой и безударную гласную букву,

которая  требует проверки.

----=----Как будете искать орфограмму в словах?------------- /Буду  произносить слово, посмотрю, какой буквой на письме обозначен  этот безударный звук, и подумаю, в какой части слова он находится./

         Выполнение теста.

8.ПРОДОЛЖЕНИЕ  РАБОТЫ  НАД ТЕКСТОМ.

            Слушание детских рассказов.

Дополнительное задание.

----------------------------------Прочитайте слова на доске:   травка - трава

                                                   поход

                                                   маленький                                                    

                                                   дворник

                                                   щиплет

                                                   ищет

                                                   он

-Выпиши из текста  слова, которые можно проверить при помощи данных. Обозначь орфограмму, как это показано в первой паре.

-Проверим, какие слова с орфограммой вы  выписали. Прочитайте – пары.

9. ИТОГ  РАБОТЫ  НА  КОМПЬЮТЕРЕ.

-Кто выполнил безошибочно?

-С 1 ошибкой?

-С 2 ошибками.

-Какое слово вызвало затруднение?

10. ИТОГ УРОКА.

-Над какой орфограммой мы сегодня работали?

-Какие признаки орфограммы помогают найти её в слове?

- А как её  проверять мы поговорим на следующих уроках.

 11.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 Упражнение №319.

____________________________

___________________________

       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1  ЗАДАНИЕ.

-Прочитайте слова вслух!!!!!

-Обозначьте ударение.

-Отметьте знаком   (+)  только те слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные

 в корне слова».

-Подчеркните эту орфограмму и устно подберите проверочные слова.

 Трава                          лесной                   глядит                  смех

зимний                       кормит                   ходить                  дупло

2. ТЕКСТ

                    _______________________________________________

 Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом  чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.

    Нашли проказники  длинную грязную трубу. Залезли туда один за другим.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

-Выпиши из текста  слова, которые можно проверить при помощи данных. Обозначь орфограмму, как это показано в первой паре.

травка – трава

поход -_________________________

маленький -_____________________                                                    

дворник-________________________

щиплет-_________________________

ищет-___________________________

он-_____________________________



       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1  ЗАДАНИЕ.

-Прочитайте слова вслух!!!!!

-Обозначьте ударение.

-Отметьте знаком   (+)  только те слова, в которых есть орфограмма «Безударные гласные

 в корне слова».

-Подчеркните эту орфограмму и устно подберите проверочные слова.

Грач               дарить                       тёплый                     тянуть

Ружьё             ледяной                     сова                         грибок

2.  ТЕКСТ                            _____________________________________

        Отбился от дома  кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глаза у Васьки заблестели. Влез он на большое дерево и запустил лапу в гнездо.                     _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

-Выпиши из текста  слова, которые можно проверить при помощи данных. Обозначь орфограмму, как это показано в первой паре.

блёстки - заблестели

деревья -______________________

дрозд-________________________

гнёзда -____________________________
глаз -________________________
больше -______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...