Типические трудности младших школьников при овладении письменной речью.
занимательные факты по русскому языку (1 класс) по теме

Материал для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_detey_k_ovladeniyu_pismom_i_pismennoy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типические  трудности младших школьников при овладении письменной  речью.

     

    Многие связывают готовность детей к школьному  обучению

только с умением читать и писать. Думаю, что это большое заблуждение. Чтение и письмо – это  сложные  психофизические  

процессы. И  не  следует  ставить  эти  процессы  как главный

показатель  готовности к обучению в  школе.

     В условиях школы учитель имеет дело с двумя процессами:

развитие устной речи и формирование письменной. Долгое время

считалось ,что  письменная речь это запись устной речи. К. Линке

в процессе изучения речи детей обнаружил, что многие ученики

пишут сочинения значительно хуже устных высказываний, а их

письменная речь по уровню соотносится с устной речью  двухлетних детей. Выявленные  факты привели к возникновению

теории отставания  на начальных ступенях обучения  письменной

речи  ребёнка от его же устной речи на 6-8 лет. Л.С. Выготский

выделил четыре главных отличия:

   Во- первых , письменная речь требует высокой степени абстракции. Письменная речь  лишена звуковой стороны ,она

протекает в представлении.

   Во-вторых , письменная речь осуществляется без  собеседника.

Это речь наедине с тетрадью.

   В- третьих ,мотивы  обращения к письменной речи мало доступны младшим школьникам, а ведь именно мотивация стоит

в начале речевой деятельности. Поэтому , устная речь протекает

по типу ситуационных процессов, а при  письменной речи  ребёнок

сам вынужден создавать ситуацию.

   В четвёртых, письменная речь состоит в иных отношениях с внутренней речью, чем устная. Письменная речь  появляется

после внутренней. Это речь для других.

    Л.С. Выготский  писал: « …письменная речь есть  совершенно

иной с точки зрения психической  природы образующих её функций  процесс ,чем устная. Она есть алгебра  речи, наиболее

трудная и сложная  форма намеренной и сознательной речевой деятельности. Этот вывод позволяет нам сделать два заключения:

1.мы  находим в нём  объяснение  того, почему  так   у школьника

такое резкое  расхождение  между  его  устной  и  письменной речью: это  расхождение определяется  и  измеряется расхождением в уровнях развития  спонтанной, непроизвольной  и  неосознанной

деятельности, с  одной стороны, и  абстрактной, произвольной  и

осознанной деятельности , с другой;

2.к началу  обучения  письменной речи все её основные  психические функции, лежащие  в  её  основе, не закончили и

даже ещё не  начали  настоящего  процесса своего развития .

Обучение  опирается  на  незрелые  ,только  начинающие  первый

и  основной  циклы развития  психические  процессы.

   Письменная речь протекает медленнее, чем  устная. Процесс

записи растягивает   высказывание во  времени  и  пишущему  более  трудно,  чем говорящему. Говорящему  приходится постоянно  отслеживать полноту  высказывания. Также

письменная  речь  осложнена  правописанием – это  порождает

определённые  трудности особенно  в  начальной  школе.

  Одной из  существенных  трудностей  письменной речи  является  расчленение высказывание на  отдельные  слова  и  предложения .

В  письменной  речи  есть  необходимость делить  поток  речи  на

смысловые  отрезки,  т.е. на  предложения. Предложения делятся  на слова. При передаче  информации  на  письме  мысль  течёт  непрерывным   потоком. Ребёнок знает,  что  между  словами  существуют  пробелы. Таким  образом  ,  при  записи   связного  высказывания  возникают  два типа  ошибок:

1.нарушение границ  слова  в  составе  предложения;

2.нарушение  границ  предложений  в  составе  текста.

(по  шлинареку, пошли на  реку)

(и  дут -  идут)

(лежит настоле – лежит  на  столе)

   Причина  этого   явления кроется  в  путях  введения  учеников  

в письменную  речь. Также  дело  обстоит  и  с  преложением.

(Муровей   пошол  кручью. Муровей не удерж и  шлёпнулся.Над

ним летела птица . С прутком она кинула прутик  ему.)

   Предложение  письменной  речи отличается от  устной  фразы.

Отсутствие жестов и  интонации требует большего  количества

слов для  выражения мысли. Наиболее  распространёнными  ошибками признаются  несоответствие содержания текста по теме;

отсутствие сюжета; нарушение  логической  последовательности;

    Обучение  младших  школьников  письменной речи  следует  строить  таким  образом:

- если механизмы  нарушений  создания  связного  высказывания  кроются   в  том, что  в  начале  обучения письменная  речь  младших  школьников  представляет  собой  вариант  устной  .

и поэтому его письменные  высказывания   копируют устную речь;

-если неумение правильно построить  предложение  или  текст  вызвано  недостаточным осознанием  синтаксических  правил  и  законов, то при  формировании письменной  речи  учителю  следует  акцентировать  внимание на  обучении детей синтаксису  

предложения и текста, на  осмыслении  структурно- композиционных правил, позволяющих точно, ясно, доступно для  

восприятия   читающего фиксировать  на бумаге  информацию,

не  искажая  её   замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос...

Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"

Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их  устранению, а также показаны результаты исследова...

Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку

Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...

Трудности младших школьников в овладении чтением и письмом.

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Игры и задани...