«Буква Д , д. Звук [ д ] , [ д , ]».
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Цели: <?xml:namespace prefix = o /??>

1.  Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.

2.  Научить выделять их из устной и письменной речи.

3.  Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою речь.

4.  Научить изображать графически эти буквы.

5.  Продолжать обучение слоговому чтению.

6.  Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.

7.  Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.

8.  Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.

9.  Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость,  любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_i_zvuk_-d.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Д , д. Звук  [ д ] ,  [ д , ]».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками.
  2. Научить выделять их из устной и письменной речи.
  3. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою речь.
  4. Научить изображать графически эти буквы.
  5. Продолжать обучение слоговому чтению.
  6. Развивать фонематический слух, память и речь учащихся.
  7. Продолжать развивать моторику мелкой мускулатуры ведущей руки.
  8. Способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.
  9. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость,  любознательность.

Методические рекомендации по ведению урока, используя наглядное пособие для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данные уроки предусмотрены для учащихся 1 класса общеобразовательной школы в период обучения грамоте.

Система обучения: традиционная.

Программа обучения: индивидуальная.

Уроки чтения и письма проводятся интегрировано.

Пособие для учащихся содержит материал  для работы детей совместно с учителем или родителями.

Условные обозначения:

        

 

                


Тема: «Буква Д, д. Звук [ д ], [ д, ]».   Урок № 83 - 84

[ д ], [ д, ]


Как дудят в дудочку?

                                        ду – ду – ду…

                                                

Что нарисовано на картинках?

С какой буквы начинаются эти слова?

  • Нарисуй картинку, название которой начинается с этой буквы.

Прочти слова:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь) 

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

(Дым)

                                        Неживая, – а идёт,

                                        Неподвижна, - а ведёт.

                                                                        (Дорога)

Друзья познаются в беде.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Дятел дуб долбит, да не додолбит.

Дарья дарит Дине дыни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери пару и произнеси правильно. Дополни.

Девочка

Друг

Дорога

День

Доска

Долг

Диван

Директор

Дедушка

Душистый

Дырявый

Дорогой

Дальний

Дубовый

Длинный

Деревянный

Добрый

Деловой

Прочитай слова по слогам и поставь ударение.

е-да

до-ля

ди-тя

де-ло

да-ры

ря-ды

са-ды

дуп-ло

дуд-ка

сед-ло

лод-ка

у-доч-ка

Говорим мы всем при встрече:

«Добрый День»» иль «Добрый вечер!»

Часто слышим на прощанье:

«В Добрый час!» иль «До свиданья!»

                                        Слов на Д ты встретишь много,

                                        Слов на Д – полно вокруг:

                                        Дом, Долина, День, Дорога,

                                        Доброта, Доверье, Друг.

Буква Д – в числе согласных

И, конечно, не напрасно!

Не было б без Д – Деревьев,

Декабря, Дождей, Деревни,

Добрых  Дум, Детей, и Детства,

Буква Д, тебя приветствуем!


Поставь в словах ударение. Что общего? В чём отличие?

Сады – сади – сад;

Ряды – ряди – ряд;

Рады – рад – наряды.

Найди закономерность и прочитай слова:

         ДОХОД                                ДОМ        МОД

дорога        садок                                дома

543216                                 35124                                3214

Дым-на-я  ха-та.  Чёр-на-я  ха-та.  Род-на-я  ха-та  и  пло-ха,  да  ми-ла,  кра-ше  хо-ром.  Дом – как  пол-на-я  ча-ша.  У-чись  хо-ро-ше-му,  а  не  ху-до-му.

        Дом.

Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома или чинить старые. Ласточка для своего дома ищет глину.

 Целые дворцы, с множеством комнат, кладовок, спален, входов и выходов, выкопали под землёй кроты и мыши.

Прозрачный замок из пузырьков воздуха сделал себе под водой паук – серебрянка.

Но самые большие и сложные дома, из перетёртой древесины и склеенной слюной земли, строят маленькие белые термиты.


Примерный план проведения урока.

(образец печатного пособия для детей прилагается)

  1. Организационный  момент.

Учитель читает стихотворение:

Доброе слово.

Слышим повсюду мы снова и снова

Слово «пожалуйста», доброе слово.

Слово без крыльев по сету летает,

Взрослым и детям сердца согревает.

  1. Работа над новой темой.
  • Выделение звуков:

Как дудят в дудочку?

Что нарисовано на картинках?

С какой буквы начинаются эти слова?

Нарисуй картинку, название которой начинается с этой буквы.

  • Работа с учебным пособием:

  • Чтение слогов нижней строки.
  • Чтение слов по схеме.
  • Послушайте стихотворение и определите на слух слова, в которых есть знакомый звук. Какой звук вы узнали? Назовите слова, которые вы запомнили.

Говорим мы всем при встрече:

«Добрый День»» иль «Добрый вечер!»

Часто слышим на прощанье:

«В Добрый час!» иль «До свиданья!»

                                        Слов на Д ты встретишь много,

                                        Слов на Д – полно вокруг:

                                        Дом, Долина, День, Дорога,

                                        Доброта, Доверье, Друг.

Буква Д – в числе согласных

И, конечно, не напрасно!

Не было б без Д – Деревьев,

Декабря, Дождей, Деревни,

Добрых  Дум, Детей, и Детства,

Буква Д, тебя приветствуем!

  • Графическое изображение звуков буквами:

Показ печатной и письменной буквы – Д, д.

Сравнительный анализ графического изображения:

Что общего? Чем отличается? Из каких элементов состоят эти буквы?

  1. Работа в тетради для печатания по образцу:
  • Графическое изображение буквы – Д, д –
  • Графическое изображение слова  - ДОМ –
  • Деление двухсложных слов на слоги и их графическое изображение по образцу: ДО-ЛЯ, ДУД-КА.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Потешка «Дружба» (1.- хлопки в ладоши. 2 - по очереди загибаем пальчики ведущей руки в кулачок).

Дружат в нашей группе

Девчонки и мальчишки.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

  1. Работа над развитием речи, памяти, мышления.

Друзья познаются в беде.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Дятел дуб долбит, да не додолбит.

Дарья дарит Дине дыни.

  1. Работа в прописи построчно:
  • учитель самостоятельно выбирает задание для учащихся.
  • образец заранее прописывается учителем в прописи для детей.
  • работа начинается стоя, под руководством учителя «письмо в воздухе»: «от плеча, от локтя, кистью, пальчиками» с ручкой в руках.
  • самостоятельная работа по образцу в индивидуальной прописи.
  1. Общая физминутка.

Медвежата в чаще жили.

Головой своей кружили.

Вот так – вот так –

Головой своей кружили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так – вот так –

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так – вот так –

И из речки воду пили…

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так – вот так-

Выше лапы поднимали.

  1. Отгадывание загадок. Из набора картинок, выбрать картинку с изображением правильного ответа.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь) 

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

(Дым)

Неживая, – а идёт,

Неподвижна, - а ведёт.

                                (Дорога)

  1. Закрепление изученного материала.
  • Прочитай слова по слогам и поставь ударение.

е-да

до-ля

ди-тя

де-ло

да-ры

ря-ды

са-ды

дуп-ло

дуд-ка

сед-ло

лод-ка

у-доч-ка

  • Подбери пару и произнеси правильно. Дополни.

Девочка

Друг

Дорога

День

Доска

Долг

Диван

Директор

Дедушка

Душистый

Дырявый

Дорогой

Дальний

Дубовый

Длинный

Деревянный

Деловой

Добрый

  • Поставь в словах ударение. Что общего? В чём отличие?

Сады – сади – сад;        

Ряды – ряди – ряд;

Рады – рад – наряды.

  • Найди закономерность и прочитай слова:

         ДОХОД                                ДОМ        МОД

  • дорога                                садок                                дома

543216                                35124                        3214

  • Прочитайте предложения и объясните смысл:

Дым-на-я  ха-та.  Чёр-на-я  ха-та.  Род-на-я  ха-та  и  пло-ха,  да  ми-ла,  кра-ше  хо-ром.  Дом – как  пол-на-я  ча-ша.  У-чись  хо-ро-ше-му,  а  не  ху-до-му.

  1. Общая физминутка.
  1. Дополнительный энциклопедический материал для расширения общего кругозора детей, способствовать расширению зрительно – пространственной ориентации и  актуального развития учащихся.

Дом.

Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома или чинить старые. Ласточка для своего дома ищет глину.

 Целые дворцы, с множеством комнат, кладовок, спален, входов и выходов, выкопали под землёй кроты и мыши.

Прозрачный замок из пузырьков воздуха сделал себе под водой паук – серебрянка.

Но самые большие и сложные дома, из перетёртой древесины и склеенной слюной земли, строят маленькие белые термиты.

  1. Подведение итога урока.
  • Отгадывание ребусов (предполагает работу с ПК и интерактивной доской).
  • Домашнее задание учителем не задаётся, но детям предлагается на выбор индивидуальное творческое задание, аналогично заданиям печатного пособия. Составить ребусы на изученную букву.

(дрова)                (дерево)                        (дом)                        (дятел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...