Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению по программе "Школа 2100"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus._yazyku_i_lit._chteniyu.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система «Школа 2100»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» во 2 классе составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
-авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык, 2009;
-учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе - часть единого кур са обучения в девятилетней школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятель ности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в на чальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирова ния функционально грамотной личности, обеспечить языковое и ре чевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); читать и произно сить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать загла вие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоя тельно озаглавливать текст и его
части. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей типа правильной
читательс кой деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чте ния и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка чтения.
Раздел «Слово»
Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; соглас ные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлени ем схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического ис пользования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для разви тия следующих орфографических умений:
- видеть орфограмму в слове;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4)находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводиться понятие орфо грамма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш, ж, ч, щ; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
- разделительные ъ и ь;
- безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
- звонкие и глухие согласные на конце слова;
- пробел между предлогом и другим словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и ор фограммой-черточкой при переносе.
Во 2-м классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выяв ление признаков, по которым слова являются однокоренными (оди наковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с оп ределенными суффиксами имен существительных: ок, ик, тель, ушк, юшк, ёнок, онок, ят, ищ, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происхо дит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с пред логами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над од нокоренными словами и их значением, задания на нахождение од нокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2-м классе для анализа пред лагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб -дубок, кот - котенок, стол - столик и т.п., а для наблюде ния над приставками и образования слов с помощью приставок -глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
В курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что де лал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? - что? могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.
Содержание программы
2 класс - 102 часа.( 3 часа в неделю)
Слово (введение ) (1 час) Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.
Слово( продолжение) (70 часов)
1. Звуки речи, их обозначение буквами. Звуки гласные и соглас ные. Буквы гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, зна ние и умение произносить парные звонкие и глухие согласные; глу хие шипящие ж, ш, ч, щ; согласные твердые и мягкие. Слог. Слогооб разующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги и для пере носа. Правила переноса слов.
Ударение. Роль ударения в устной речи. Правильная постановка ударения в словах (типа звонит, звонят, позвонят), роль ударения в словах типа замок - замок. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.
Умение слышать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова, составлять схему.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, с помощью буквы ь.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й] после соглас ных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
- буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
- ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
- ь и ь разделительные;
- безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
- звонкие и глухие согласные на конце слова;
- пробел между предлогом и другим словом.
Развитие умений видеть эти орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и ус ловия выбора.
2. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (опре деление). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале су ществительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
- Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особен ности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
- Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выража ющие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междо метие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (ор фограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту ор фограмму.
Предложение. (10 час.)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выража ет законченную мысль, произносится с повествовательной, вопроси тельной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложе ния (определять границы предложений на основе смысла и интона ции, оформлять предложение на письме). Конструирование предло жений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его граммати ческую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем гово рится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (10 час.)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмыслять текст до чтения (с помощью за главия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе поста новки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Разви тие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с загла вием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных).
Повторение. (4 час.)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направ лениях:
- обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качес твенное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составле ние предложений и небольших текстов), письменной речи (состав ление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложе ний, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной под готовкой);
- обучение правильному произношению слов, ударению, инто нированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соеди нений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
Результаты 2-го года обучения.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носите лями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, ус пешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы по нимать других и самому быть понятым.
Ученики должны знать:
- признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звон кие, твёрдые и мягкие;
- пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- названия, порядок букв русского алфавита;
- правила переноса слов;
- названия частей слова (кроме окончания);
- признаки предложения и текста;
- изученные орфограммы.
Ученики должны уметь:
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;
- переносить слова по слогам;
- производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить коли чество звуков и букв в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять на писанное, сравнивая с образцом;
- правильно оформлять предложение на письме;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание со впадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы
- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фами лиях людей, кличках животных, географических названиях; безудар ные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; звонкие и глухие согласные на конце слов; сочетания чк, чн в сло вах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные про граммой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употреб ления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, назы вающие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после чтения текста; выбирать подходя щее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
Методическое обеспечение курса
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник, 2 класс.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2 класс.
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2 класса.
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку». (вар. 1 и 2) для 2 класса.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4 классов.
М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4 классов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Календарные сроки | |
Раздел 1. СЛОВО ( 4 часа) | ||||
1. | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова). | 1 | ||
2. | Как устроен наш язык? | 1 | ||
3. | «Опасные места» в словах русского языка. | 1 | ||
4. | Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово». | 1 | ||
Раздел 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов) | ||||
5. | Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения | 1 | ||
6. | Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам | 1 | ||
7. | Признаки предложения. Оформление предложений на письме | 1 | ||
8. | Конструирование предложений | 1 | ||
9. | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||
10. | Административная входная контрольная работа | 1 | ||
11. | Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией | 1 | ||
12. | Что мы знаем о предложении? (Обобщение) | 1 | ||
13. | Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» (40 минут) | 1 | ||
Раздел 3. ТЕКСТ ( 8 часов) | ||||
14. | Признаки текста | 1 | ||
15. | Связь заглавия с главной мыслью текста | 1 | ||
16. | Восстановление деформированного текста Л.Н.Толстого «Чиж» | 1 | ||
17. | Работа над ошибками, Озаглавливание текстов | 1 | ||
18. | Конструирование текстов | 1 | ||
19. | Конструирование текстов, предложений | 1 | ||
20. | Проверка ЗУН по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа №2 | 1 | ||
21. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||
Раздел 4. слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? (5 часов) | ||||
22. | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | 1 | ||
23. | Объединение слов в тематические группы | 1 | ||
24. | Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Ёлка в лесу» | 1 | ||
25. | Работа над ошибками, Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что? | 1 | ||
26. | Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам. | |||
Раздел 5. слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (7 часов) | ||||
27. | Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы | 1 | ||
28. | Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки | 1 | ||
29. | Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки | 1 | ||
30. | Связь слов-названий и слов-признаков | 1 | ||
31. | Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? | 1 | ||
32. | Проверочная работа по теме «Слова-названия и слова-признаки» | 1 | ||
33. | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | ||
Раздел 6. слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал? (4 часа) | ||||
34-35 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам | 2 | ||
36. | Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета | 1 | ||
37. | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения | 1 | ||
Раздел 7. связь слов в предложении (4 часа) | ||||
38. | Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении | 1 | ||
39. | В предложении от слова к слову можно задать вопрос. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении | 1 | ||
40. | Конструирование предложений с опорой на вопросы | 1 | ||
41. | Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении» | 1 | ||
Раздел 8. слова, к которым нельзя задать вопрос (4 часа) | ||||
42. | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | 1 | ||
43. | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | ||
44. | Роль предлогов в предложении | 1 | ||
45. | Проверочная работа по теме « Слова, к которым нельзя задавать вопрос» | 1 | ||
Раздел 9. части слова. корень (3 часа) | ||||
46. | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов | 1 | ||
47. | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | 1 | ||
48. | Упражнения в распознавании однокоренных слов | 1 | ||
Раздел 10. части слова. суффикс (4 часа) | ||||
49. | Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса | 1 | ||
50. | Развитие умения находить в словах суффиксы. | 1 | ||
51. | Обучающее изложение по обобщённым вопросам | 1 | ||
52. | Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание | 1 | ||
Раздел 11. части слова. приставка (4часа) | ||||
53. | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки | 1 | ||
54. | Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах . | 1 | ||
55. | Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги. | 1 | ||
56. | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова» | 1 | ||
Раздел 12. алфавит. написание большой буквы в словах (8 часов) | ||||
57. | Закрепление знаний порядка букв русского алфавита | 1 | ||
58. | Развитие умения писать большую букву в фамилиях именах и отчествах людей | 1 | ||
59. | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. | 1 | ||
60. | Большая буква в названиях рек и морей. | 1 | ||
61. | Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке. | 1 | ||
62. | Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы | 1 | ||
63. | Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы» | 1 | ||
64. | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
Раздел 13. правописание буквосочетаний жи-ши, ща-ща, чу, щу (10 часов) | ||||
65. | Написание букв и, у, а после шипящих (повторение). | 1 | ||
66. | Что такое орфограмма. Орфографическое правило | 1 | ||
67. | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм | 1 | ||
68. | Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща | 1 | ||
69. | Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу. | 1 | ||
70. | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу. | |||
71-72 | Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих. | 2 | ||
73. | Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 1 | ||
74. | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
Раздел 14. правописание букв ь и ъ (10 часов) | ||||
75. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | ||
76. | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине. | 1 | ||
77. | Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. | 1 | ||
78. | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн. | 1 | ||
79. | Звук [й] и его обозначение на письме. | 1 | ||
80. | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. | 1 | ||
81. | Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 1 | ||
82. | Упражнения в написании слов с Ь и разделительным Ъ. | 1 | ||
83. | Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут). | 1 | ||
84. | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
Раздел 15. безударные гласные в корне (9часов) | ||||
85. | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 | ||
86. | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
87. | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 | ||
88. | Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы. | 1 | ||
89. | Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила). | 1 | ||
90. | Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне» | 1 | ||
91. | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
92. | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне» (40 минут). | 1 | ||
93. | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | ||
Раздел 16. правописание звонких и глухих согласных на конце слова (5 часов) | ||||
94. | Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова. | 1 | ||
95. | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм. | 1 | ||
96. | Упражнение в подборе проверочных слов. | 1 | ||
97. | Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | 1 |
| |
98. | Проверочный диктант | 1 | ||
Раздел 17. повторение (4 часа) | ||||
99. | Повторение по теме «Текст»,«Предложение» | 1 | ||
100. | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
101. | Повторение по теме «Слово». | 1 | ||
102. | Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова». | 1 | ||
Итого: | 102 часа |
Проверочных работ – 8 часов
Контрольных диктантов – 5 часов
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для школ с русским языком обучения составлена на основе:
-федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
-авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2009;
-учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе даётся распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)формирование техники чтения и приёмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому чтению, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4)развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей.
На уроках детской литературы во 2 классе мир , который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины. загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбии е и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в книгу для чтения «Маленькая дверь в большой мир» специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Система уроков чтения во 2-ом классе – это игра-путешествие в сказки. «Сквозные герои» книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки.
Программа 2 класса содержит следующие разделы:
«Там на неведомых дорожках…» Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи М. Цветаевой, Б. Заходера о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки. Сказочные повести Т. Янсон, Д.Р.Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри. Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата…» Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка – сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г.Сапгира, В.Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо». Сказки А. де Сент-Экзюпери, Д. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книгу для чтения, а также небольшие ( от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
Во втором классе на изучение литературного чтения отводится 68 часов за учебный год ( 2 часа в неделю)
Основные развивающие и воспитательные цели
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и Татарстана.
Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения
2. Техника чтения
3. Формирование приёмов понимания прочитанного
4. Формирование литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
6. Развитие устной и письменной речи
Содержание программы
1. Тематика чтения
«Там на неведомых дорожках…» 12ч. Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи М. Цветаевой, Б. Заходера о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки. 12ч. Сказочные повести Т. Янсон, Д.Р.Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри. 8ч.Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата…» 9ч. Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»11ч. Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка – сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г.Сапгира, В.Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо». 13ч.Сказки А. де Сент-Экзюпери, Д. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова
2. Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В ! полугодии темп чтения вслух – 40-50 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов больше, чем при чтении вслух.
2 полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух – 55-60 слов и выше, про себя – на 10 и более слов быстрее.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного
Формирование умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Формирование умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Формирование умения делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Формирование умения формулировать основную мысль текста ( частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. Формирование литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтения и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя, как она помогает понять его характер; размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышлений по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эстетическое переживание детьми прочитанных стихотворений ( что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная ( авторская) сказка; повесть- сказка.
Стихотворение ( мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя; портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами ( хоббиты, мумии-тролли и др.)
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений ( какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. Развитие устной и письменной речи
Обучение:
-подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
-выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
-устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
Составление устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения – миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
Требования к умениям по литературному чтению
( программный минимум)
Уметь
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами подготовленные тексты;
-выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению составить образ автора;
-определять речевую цель создания произведения; сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
-выявлять авторское отношение к персонажам;
-размышлять о характере и поступках героя;
-определять, от какого лица (автора, персонажа) ведётся повествование;
-характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
-выделять эпизод из текста;
-озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
-восстанавливать деформированный картинный план;
-пересказывать с опорой на картинный план;
-последовательно перечислять картины или события произведения;
-составлять подробный и творческий пересказ;
-заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
-правильно называть книгу (автор, заглавие);
-составить представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста;
-ориентироваться в книге;
-работать с содержанием (оглавлением);
-говорить с разной интонацией ( повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
-читать по ролям;
-инсценировать прочитанное в форме живых картин и произносить отдельные реплики за действующих лиц; инсценировать небольшой текст или фрагменты литературного произведения;
-составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
-готовить творческий пересказ в форме продолжения текста;
Методическое обеспечение
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение: Маленькая дверь в большой мир: книга для чтения во 2 классе. -Ч.1.2.- М.: Баласс.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. – М.: Баласс.
3. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. Методические рекомендации. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А.- М.: Баласс
Тематическое распределение учебных часов
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Всего уроков | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Календарные сроки |
Раздел 1. «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» (12 часов) | |||
1 | Вводный урок. Мир сказок нашего детства. М Цветаева «В субботу» | 1 | |
2 | Русская народная сказка «Царь-девица» | 1 | |
3-4 | П. Ершов «Конёк-Горбунок» | 2 | |
6 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |
7 | В.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | |
8 | П.Бажов «серебряное копытце» | 1 | |
10 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 2 | |
11 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках» | 1 | |
12 | Волшебные сказки | 1 | |
Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ (12 часов) | |||
13-14 | Т.Янсон «Шляпа Волшебника» | 2 | |
15-17 | Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | 3 | |
18 19 | А.Милн «Вини-Пух» Песенки Вини- Пуха | 1 | |
20 | А.Н.Толстой «Приключения Буратино». (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» | 1 | |
21 | А.Н.Толстой «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке. | 1 | |
22 23 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино» Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». Составление характеристики Чиполлино | 1 | |
24 | А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон» | 1 | |
25 | Любимые герои сказочные человечки | 1 | |
26 | Коротышки-сказочные человечки Цветочного города (роман-сказка Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). Выбор книги. | 1 | |
Раздел 3. Сказочные богатыри ( 8 часов) | |||
27 | Былина - фольклорный жанр | 1 | |
28 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | 1 | |
29 | Отрывок из буквы «Илья Муромец и Святогор» | 1 | |
30 | Сравнения богатырской сказки и былины | 1 | |
31 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | 1 | |
32 | Дагестанская сказка «Богатырь назнай» | 1 | |
33 | Обобщающий урок по разделу. Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки» | 1 | |
34 | Проверка умений и навыков чтения | 1 | |
Раздел 4. «Сказка мудростью богата» (9 часов) | |||
35 | Татарская сказка «Мудрый старик» | 1 | |
36 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | 1 | |
37-38 | Русская сказка «Мудрая дева» | 2 | |
39 | «Как появились разные народы» (долганская сказка) | 1 | |
40 | Японская сказка «Настоятель и служка» | 1 | |
41 | Русская сказка «Три калача и одна баранка». «Сказка о глупости» | 1 | |
42 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата» | 1 | |
43 | Какие вопросы задают сказки? | 1 | |
44 | Загадки, песни | 1 | |
Раздел 5. «Сказка-ложь, да в ней намёк…» (11 часов) | |||
45 | Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц» | 1 | |
46 | Русская народная сказка «Напуганный медведь и волки» | 1 | |
47 | Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы» | 1 | |
48-49 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | 2 | |
50 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | 1 | |
51 | Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!» | 1 | |
52 | Генрих Сапгир «Песня». Л.Квитко «Весёлый жук» | 1 | |
53 | Борис Заходер. «Считалия». Литературные герои | ||
54 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказка – ложь, да в ней намёк». | 1 | |
55 | Читаю стихотворения и слышу сказку. Литературные стихи-сказки | 1 | |
Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (13 часов) | |||
56 | Г.Горбовский «Розовый слон» | 1 | |
57 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1 часть) | 1 | |
58 | Антуан де Сент-Экзюпери.(3-4 части). «А как это- приручить?» | 1 | |
59 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала» В.Орлов «Я рисую море» | 1 | |
60 | В.Берестов «Честное гусеничное» | 1 | |
61 | В.Хмельницкий. «Гора». «Снег и скрипка» | 1 | |
62 | Г.Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка» | 1 | |
63 | Б.Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик» | 1 | |
64 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо» | 1 | |
65 | Сказки-миниатюры | 1 | |
66 | Творческий урок-конкурс | 1 | |
67 | Весёлые стихи Ю. Владимирова и Г.Остера | 1 | |
68 | «По дорогам сказки» | 1 | |
Итого: | 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.
В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...
Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению
Данные программы по основным предметам включают в себя характеристики основной деятельности ученика, тексты контрольных работ, пояснительную записку....
Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению. 4 класс "Школа России"
Данные программы по русскому языку и литературному чтению включают в себя характеристики основной деятельности ученика, тексты контрольных работ, пояснительную записку....
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению. 3 кл. Обучение на дому по программе Школа России
Календарно - тематическое планирование...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"
Учебные рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса Школа 2100
Рабочие программы для 2 класса по всем предметам составлены в соответствии с ФГОС с описанием УУД....
Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению 2 класс Школа 2100
С началом учебного года у учителя много забот и хлопот. Одна из них - сотавление рабочей программы на учебный год....