Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению по программе "Школа 2100"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus._yazyku_i_lit._chteniyu.doc325.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система «Школа 2100»  

Рабочая программа по предмету «Русский язык» во 2 классе составлена на основе:

-   федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

-авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык, 2009;

-учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

        Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только  ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе - часть единого кур са обучения в девятилетней школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятель ности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

  Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в на чальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирова ния функционально грамотной личности, обеспечить языковое и ре чевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

  Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по  смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знаки или многоточие); читать и произно сить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать загла вие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоя тельно озаглавливать текст и его

части. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей типа правильной

читательс кой деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чте ния и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка чтения.

Раздел «Слово»

Во 2-м классе происходит закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; соглас ные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлени ем схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического ис пользования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для разви тия следующих орфографических умений:

  1. видеть орфограмму в слове;
  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);        

4)находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводиться понятие  орфо грамма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш, ж, ч, щ; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
  4. разделительные ъ и ь;
  5. безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. звонкие и глухие согласные на конце слова;
  7. пробел между предлогом и другим словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и ор фограммой-черточкой при переносе.

Во 2-м классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и  выяв ление признаков, по которым слова являются однокоренными (оди наковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с оп ределенными суффиксами имен существительных: ок, ик, тель, ушк, юшк, ёнок, онок, ят, ищ, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происхо дит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с пред логами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над од нокоренными словами и их значением, задания на нахождение од нокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2-м классе для анализа пред лагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб -дубок, кот - котенок, стол - столик и т.п., а для наблюде ния над приставками и образования слов с помощью приставок -глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы: (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что де лал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы кто? - что? могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.

Содержание программы

2 класс - 102 часа.( 3 часа в неделю)

Слово (введение ) (1 час) Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Слово( продолжение) (70 часов)

1. Звуки речи, их обозначение буквами. Звуки гласные и соглас ные. Буквы гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, зна ние и умение произносить парные звонкие и глухие согласные; глу хие шипящие ж, ш, ч, щ; согласные твердые и мягкие. Слог. Слогооб разующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги и для пере носа. Правила переноса слов.

Ударение. Роль ударения в устной речи. Правильная постановка ударения в словах (типа звонит, звонят, позвонят), роль ударения в словах типа замок - замок. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.

Умение слышать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова, составлять схему.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, с помощью буквы ь.

Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й] после соглас ных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

  1. буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
  2. ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
  3. ь и ь разделительные;
  4. безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
  5. звонкие и глухие согласные на конце слова;
  6. пробел между предлогом и другим словом.

Развитие умений видеть эти орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и ус ловия выбора.

2.        Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (опре деление). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале су ществительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.

  1. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особен ности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
  2. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выража ющие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междо метие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (ор фограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту ор фограмму.

Предложение. (10 час.)

Признаки предложения (предложение состоит из слов, выража ет законченную мысль, произносится с повествовательной, вопроси тельной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложе ния (определять границы предложений на основе смысла и интона ции, оформлять предложение на письме). Конструирование предло жений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его граммати ческую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем гово рится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. (10 час.)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмыслять текст до чтения (с помощью за главия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе поста новки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Разви тие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с загла вием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных).

Повторение. (4 час.)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направ лениях:

  1. обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качес твенное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
  2. развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний);
  3. развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составле ние предложений и небольших текстов), письменной речи (состав ление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложе ний, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной под готовкой);
  4. обучение правильному произношению слов, ударению, инто нированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соеди нений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Результаты 2-го года обучения.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носите лями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, ус пешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы по нимать других и самому быть понятым.

Ученики должны знать:

  1. признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звон кие, твёрдые и мягкие;
  2. пары согласных по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости;
  3. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  4. названия, порядок букв русского алфавита;
  5. правила переноса слов;
  6. названия частей слова (кроме окончания);
  7. признаки предложения и текста;

-        изученные орфограммы.
Ученики должны
уметь:

  1. правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  2. переносить слова по слогам;
  3. производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить коли чество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  4. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять на писанное, сравнивая с образцом;
  5. правильно оформлять предложение на письме;
  6. писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на   слух без ошибок слова, где произношение и написание со впадают;
  7. видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы
  8.  писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фами лиях людей, кличках животных, географических названиях; безудар ные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; звонкие и глухие согласные на конце слов; сочетания чк, чн в сло вах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные про граммой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
  9. находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употреб ления слов;
  10. ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, назы вающие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  11. предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после чтения текста; выбирать подходя щее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по  картинке  или на заданную тему и записывать его  с помощью учителя.

Методическое обеспечение курса

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник, 2 класс.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2 класс.

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2 класса.

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные  работы по русскому языку». (вар. 1 и 2) для 2 класса.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4 классов.

М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4 классов.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п  

Наименование разделов и тем

Всего часов

Календарные сроки

Раздел 1. СЛОВО ( 4 часа)

1.

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова).

1

2.

Как устроен наш язык?

1

3.

«Опасные места» в словах русского языка.

1

4.

Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово».

1

Раздел 2.  ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 часов)

5.

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения

1

6.

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам

1

7.

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

1

8.

Конструирование предложений

1

9.

Знаки препинания в конце предложений.

1

10.

Административная входная контрольная работа

1

11.

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

1

12.

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

1

13.

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение» (40 минут)

1

Раздел 3. ТЕКСТ ( 8 часов)

14.

Признаки текста

1

15.

Связь заглавия с главной мыслью текста

1

16.

Восстановление деформированного текста Л.Н.Толстого «Чиж»

1

17.

Работа над ошибками, Озаглавливание текстов

1

18.

Конструирование текстов

1

19.

Конструирование текстов, предложений

1

20.

Проверка ЗУН по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа №2

1

21.

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Раздел 4. слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? (5 часов)

22.

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

1

23.

Объединение слов в тематические группы

1

24.

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Ёлка в лесу»

1

25.

Работа над ошибками, Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

1

26.

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам.

Раздел 5. слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (7 часов)

27.

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

1

28.

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

1

29.

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки

1

30.

Связь слов-названий  и слов-признаков

1

31.

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

1

32.

Проверочная работа по теме «Слова-названия и слова-признаки»

1

33.

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Раздел 6. слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал? (4 часа)

34-35

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

2

36.

Развитие умения ставить вопрос к словам,

обозначающим действие предмета

1

37.

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1

Раздел 7. связь слов в предложении (4 часа)

38.

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову в  предложении

1

39.

В предложении от слова к слову можно задать вопрос. Развитие умения ставить вопросы от слова  к слову в  предложении

1

40.

Конструирование предложений с опорой на вопросы

1

41.

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»

1

Раздел 8. слова, к которым нельзя задать вопрос (4 часа)

42.

Слова, которые выражают различные  чувства, и их роль

в речи

1

43.

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

44.

Роль предлогов в предложении

1

45.

Проверочная работа по теме « Слова, к которым нельзя задавать вопрос»

1

Раздел 9. части слова. корень (3 часа)

46.

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

1

47.

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

1

48.

Упражнения в распознавании однокоренных слов

1

Раздел 10. части слова. суффикс (4 часа)

49.

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса

1

50.

Развитие умения находить в словах суффиксы.

1

51.

Обучающее изложение по обобщённым вопросам

1

52.

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание

1

Раздел 11. части слова. приставка (4часа)

53.

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки

1

54.

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах .

1

55.

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги.

1

56.

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»

1

Раздел 12. алфавит. написание большой буквы в словах (8 часов)

57.

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

1

58.

Развитие умения писать большую букву в фамилиях   именах и  отчествах людей

1

59.

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень.

1

60.

Большая буква в названиях рек и морей.

1

61.

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке.

1

62.

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы

1

63.

Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы»

1

64.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел 13. правописание буквосочетаний  жи-ши,  ща-ща,  чу, щу  (10 часов)

65.

Написание букв и, у, а после шипящих (повторение).

1

66.

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

1

67.

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм

1

68.

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща

1

69.

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу.

1

70.

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу.

71-72

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

2

73.

Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

1

74.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел 14. правописание букв ь и ъ (10 часов)

 75.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме.

1

 76.

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине.

1

77.

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

1

78.

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн.

1

79.

Звук [й] и его обозначение на письме.

1

80.

Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь.

1

81.

Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме.

1

82.

Упражнения в написании слов с Ь и разделительным Ъ.

1

83.

Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ» (40 минут).

1

84.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел 15. безударные гласные в корне (9часов)

85.

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.

1

86.

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

1

87.

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1

88.

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы.

1

89.

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила).

1

90.

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне»

1

91.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

1

92.

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные

в корне» (40 минут).

1

93.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Раздел 16. правописание звонких и глухих согласных на конце

слова (5 часов)

94.

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

1

95.

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм.

1

96.

Упражнение в подборе проверочных слов.

1

97.

Упражнение в написании парной согласной на конце слова.

1

        

98.

Проверочный диктант

1

Раздел 17. повторение (4 часа)

99.

Повторение по теме «Текст»,«Предложение»

1

100.

Итоговая контрольная работа

1

101.

Повторение по теме «Слово».

1

102.

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова».

1

                                                                                   Итого:

102 часа

Проверочных работ – 8 часов

Контрольных диктантов – 5 часов

        Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для школ с русским языком обучения составлена на основе:

-федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

 -авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2009;

-учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса  по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе даётся распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.

        Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс, календарно-тематическое планирование 

Пояснительная записка

    Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1)формирование техники чтения и приёмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому чтению, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4)развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей.

На уроках детской литературы во 2 классе мир , который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины. загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбии е и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в книгу для чтения «Маленькая дверь  в большой мир» специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Система уроков чтения во 2-ом классе – это игра-путешествие в сказки. «Сквозные герои» книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» - второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки.

    Программа 2 класса содержит следующие разделы:

     «Там на неведомых дорожках…» Волшебные сказки, народные и литературные  (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи М. Цветаевой, Б. Заходера о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

      Сказочные человечки.  Сказочные повести Т. Янсон, Д.Р.Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари, А. Толстого и их герои.

      Сказочные богатыри. Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

     «Сказка мудростью богата…»  Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

     «Сказка – ложь, да в ней намёк…»  Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка – сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г.Сапгира, В.Левина о животных. Считалки.

      «Самое обыкновенное чудо». Сказки А. де Сент-Экзюпери, Д. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книгу для чтения, а также небольшие ( от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Во втором классе на изучение литературного чтения отводится 68 часов за учебный год ( 2 часа в неделю)

Основные развивающие и воспитательные цели

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование  всех видов речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и Татарстана.

    Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения

2. Техника чтения

3. Формирование приёмов понимания прочитанного

4. Формирование литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

6. Развитие устной и письменной речи

        

Содержание программы

1. Тематика чтения

«Там на неведомых дорожках…» 12ч. Волшебные сказки, народные и литературные  (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи М. Цветаевой, Б. Заходера о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

      Сказочные человечки. 12ч. Сказочные повести Т. Янсон, Д.Р.Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Д. Родари, А. Толстого и их герои.

      Сказочные богатыри. 8ч.Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

     «Сказка мудростью богата…» 9ч. Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

     «Сказка – ложь, да в ней намёк…»11ч.  Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка – сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г.Сапгира, В.Левина о животных. Считалки.

      «Самое обыкновенное чудо». 13ч.Сказки А. де Сент-Экзюпери, Д. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова

2. Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В ! полугодии темп чтения вслух – 40-50 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов больше, чем при чтении вслух.

2 полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами  с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух – 55-60 слов и выше, про себя – на 10 и более слов быстрее.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного

          Формирование умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

 Формирование умения находить ключевые слова в тексте.

 Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

            Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

            Формирование умения делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

            Формирование умения формулировать основную мысль текста ( частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

4. Формирование литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтения и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя, как она помогает понять его характер; размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Формирование внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышлений по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эстетическое переживание детьми прочитанных стихотворений ( что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Формирование умения аргументировать свою точку зрения

Высказывание своего отношения к прочитанному.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная ( авторская) сказка; повесть- сказка.

Стихотворение ( мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя; портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами ( хоббиты, мумии-тролли и др.)

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений ( какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:

-подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

-выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

-устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

Составление устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения – миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

        Требования к умениям по литературному чтению

                                        ( программный минимум)

Уметь

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами подготовленные тексты;

-выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению      составить образ автора;

-определять речевую цель создания произведения; сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

-выявлять авторское отношение к персонажам;

-размышлять о характере и поступках героя;

-определять, от какого лица (автора, персонажа) ведётся повествование;

-характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

-выделять эпизод из текста;

-озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

-восстанавливать деформированный картинный план;

-пересказывать с опорой на картинный план;

-последовательно перечислять картины или события произведения;

-составлять подробный и творческий пересказ;

-заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

-правильно называть книгу (автор, заглавие);

-составить представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста;

-ориентироваться в книге;

-работать с содержанием (оглавлением);

-говорить с разной интонацией ( повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

-читать по ролям;

-инсценировать прочитанное в форме живых картин и произносить отдельные реплики за действующих лиц; инсценировать небольшой текст или фрагменты литературного произведения;

-составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

-готовить творческий пересказ в форме продолжения текста;

Методическое обеспечение

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение: Маленькая дверь в большой мир: книга для чтения во 2 классе. -Ч.1.2.- М.: Баласс.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. – М.: Баласс.

3. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. Методические рекомендации. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А.- М.: Баласс

Тематическое распределение учебных часов

1 четверть

2 четверть

 3 четверть

4 четверть

Год

Всего уроков

18

14

20

16

68

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Календарные сроки

Раздел 1. «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ» (12 часов)

1

Вводный урок. Мир сказок нашего детства. М Цветаева «В субботу»

1

2

Русская народная сказка «Царь-девица»

1

3-4

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

2

6

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»      

2

7

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

8

П.Бажов «серебряное копытце»

1

10

Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

2

11

Обобщающий урок по разделу.

Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках»

1

12

Волшебные сказки

1

Раздел 2. СКАЗОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ (12 часов)

13-14

Т.Янсон «Шляпа Волшебника»

2

15-17

Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»

3

18

19

А.Милн «Вини-Пух»

Песенки Вини- Пуха

1

20

А.Н.Толстой «Приключения Буратино». (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»

1

21

А.Н.Толстой «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке.

1

22

23

Дж. Родари. «Приключения Чиполлино»

Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». Составление характеристики Чиполлино

1

24

А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

1

25

Любимые герои сказочные человечки

1

26

Коротышки-сказочные человечки Цветочного города (роман-сказка Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»). Выбор книги.

1

Раздел 3. Сказочные богатыри ( 8 часов)

27

Былина - фольклорный жанр

1

28

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

1

29

Отрывок из буквы «Илья Муромец и Святогор»

1

30

Сравнения богатырской сказки и былины

1

31

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

1

32

Дагестанская сказка «Богатырь назнай»

1

33

Обобщающий урок по разделу. Стихотворение Н.Матвеевой «Пираты». Проверочная работа по разделу «Былины и богатырские сказки»

1

34

Проверка умений и навыков чтения

1

Раздел 4. «Сказка мудростью богата» (9 часов)

35

Татарская сказка «Мудрый старик»

1

36

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

1

37-38

Русская сказка «Мудрая дева»

2

39

 «Как появились разные народы» (долганская сказка)

1

40

Японская сказка «Настоятель и служка»

1

41

Русская сказка «Три калача и одна баранка». «Сказка о глупости»

1

42

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказка мудростью богата»

1

43

Какие вопросы задают сказки?

1

44

Загадки, песни

1

Раздел 5. «Сказка-ложь, да в ней намёк…» (11 часов)

45

Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»

1

46

Русская народная сказка «Напуганный медведь и волки»

1

47

Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»

1

48-49

Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

2

50

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»

1

51

Как создаются мультфильмы. Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»

1

52

Генрих Сапгир «Песня». Л.Квитко «Весёлый жук»

1

53

Борис Заходер. «Считалия». Литературные герои

54

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу  «Сказка – ложь, да в ней намёк».

1

55

Читаю стихотворения и слышу сказку. Литературные стихи-сказки

1

Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (13 часов)

56

Г.Горбовский «Розовый слон»

1

57

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1 часть)

1

58

Антуан де Сент-Экзюпери.(3-4 части). «А как это- приручить?»

1

59

Джанни Родари. «Как  Алиса в море побывала» В.Орлов «Я рисую море»

1

60

В.Берестов «Честное гусеничное»

1

61

В.Хмельницкий. «Гора». «Снег и скрипка»

1

62

Г.Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка»

1

63

Б.Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик»

1

64

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо»

1

65

Сказки-миниатюры

1

66

Творческий урок-конкурс

1

67

Весёлые стихи Ю. Владимирова и Г.Остера

1

68

«По дорогам сказки»

1

        Итого:

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.

В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению

Данные программы по основным предметам включают в себя характеристики основной деятельности ученика, тексты контрольных работ, пояснительную записку....

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению. 4 класс "Школа России"

Данные программы по русскому языку и литературному чтению включают в себя характеристики основной деятельности ученика, тексты контрольных работ, пояснительную записку....

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии для 2 класса Школа 2100

Рабочие программы для 2 класса по всем предметам составлены в соответствии с ФГОС с описанием УУД....

Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению 2 класс Школа 2100

С началом учебного года у учителя много забот и хлопот. Одна из них - сотавление рабочей программы на учебный год....