Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка проведен в 4 "В" классе по теме"Знакомство с орфограммой - Буква "Ь" после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.4kl.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»
Цели: 1) Обобщить знания о роли «Ь» в слова, познакомить учащихся с грамматической ролью «Ь» после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.;
2) Развивать орфографическую зоркость, умения находить и доказывать изученные орфограммы, пользоваться алгоритмом при написании личных окончаний глаголов, развивать внимание, мышление, творческие способности учащихся;
3) Воспитывать любовь к природе, к ее бережному отношению;
4) Развитие умения работать коллективно в группах
Оборудование: иллюстрации с первоцветами, грамзапись, сигнальные веера, учебник, тетрадь.
Ход урока
1.Организация класса
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Но давайте поскорее
Наши уроки начинать!
2. Чистописание
Ь Ь Ь Ь Ь Ь мья вья вьи
- Вспомните, какую грамматическую работу выполняет «Ь» в словах, приведите примеры (по рядам)
1) «Ь» - смягчитель (денЬ, пенЬ…)
2. «Ь» - разделитель (деревЬя, семЬя…)
3) «Ь» - после шипящих у существительных женского рода (дочЬ, ночЬ,…)
- Сегодня мы рассмотрим еще одну грамматическую роль «Ь», но немного попозже. А пока познакомьтесь со стихотворением.
3. Повторение изученного материала
- Прочитайте стихотворение (на доске). Найдите слова с «Ь» и выясните его грамматическую роль.
Апрел.! Апрел.!
(На)дв.ре звенит к.пел. .
(По)п.лям б.гут руч.и,
(На)д.рогах луж. …
- Текст списать, орфограммы доказать.
(В это время работа у доски):
а) Апрел. (фонетический разбор)
б) П . ляны зап . стрели (от)душ . стых цв . тов. (синтаксический разбор)
- Проверка с/р
Апрель – средний месяц весны, месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы. А что такое первоцветы?
Ученик:
Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег.
Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.«Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Учитель
Какие первоцветы вы знаете?
(Мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, ветреница, чистяк, голубая пролеска….- показать иллюстрации)
- Стоит ли губить эти растения из-за нескольких дней красоты? Конечно, ведь недаром говорится:
Поймал я бабочку – она погибла,
Сорвала я цветок – он увял.
И тогда стало понятно –
К красоте можно прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
- Давайте постараемся не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы! Пусть они растут и благоухают, радуют нас своим ароматом и ярким нарядом!
4. Физминутка (под фоно)
- Представьте шаги весны и расскажите о них
5. Актуализация знаний
- Отгадайте загадку, о какой части речи говорится в ней?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и рожь в полях растет.
- Какая часть речи может о себе так сказать? (Глагол)
- обобщим наши знания о глаголе по плану:
1) Глагол – это самостоятельная часть речи
2) Обозначает действия предметов
3) Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?...
4) Изменяется по временам, (в прошедшем времени – по родам), по числам, по лицам
5) Глаголы в н.ф. отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют суффиксы ть, ти, чь.
6) Глаголы бывают I и II спряжения
-Как определить спряжение глаголов и написать правильно личные окончания?
- Определите спряжение глаголов в данном стихотворении (с использованием веера – I – II)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует (I) с юга,
Капли падают (I), звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет (I) повсюду,
Гонит (II –искл.) зиму со двора.
Итог: Как определить безударную гласную в личном окончании глаголов?
6. Знакомство с орфограммой и правилом
а) Упр. 277 (с.160) – 1 ученик работает у доски
- Подчеркнуть глаголы 2 лица ед.ч. и выписать в тетрадь (ходишь, видишь, не можешь, пойдешь, ошибешься, заблудишься, заголодаешь ).
На глаголы посмотри и на группы раздели!
1) Чем отличаются глаголы?
(время, спряжение)
2) Что общего в данных словах?
(лицо, число) – на конце – «Ь»
- Какую роль играет буква «Ь»?
3) Чтение правила на с.160
- Как называется орфограмма?
(буква «Ь» после шипящей в глаголах 2л.ед.ч.)
- Как она обозначается?
- Запишите еще 2 глагола с этой орфограммой и обозначьте ее.
- Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
7. Закрепление материала
а) Упр. 278 на с. 160
Вывод: Какую роль играет буква «Ь» в данных глаголах?
8. Коллективная творческая работа
- С каждым днем мы можем наблюдать изменения в природе с приходом Весны, которая начала хозяйничать в ней и устанавливать свои порядки. Вот об этом вы и попытаетесь рассказать в своих творческих коллективных работах.
(учащиеся работают в группах)
Проверка коллективной работы
9. Итог урока
- Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?
10. Домашнее задание
Упр.279 (по вариантам)
1вар.-1 строфа
2вар.- 2 строфа
Записать 5 глаголов 2л. ед.ч., по желанию записать 5 предложений о приходе Весны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....