Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ломова Елена Ивановна

Урок русского языка проведен в 4 "В" классе по теме"Знакомство с орфограммой - Буква "Ь" после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_.4kl.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа»

Цели: 1) Обобщить знания о роли «Ь» в слова, познакомить учащихся с грамматической ролью «Ь» после шипящих в глаголах 2 лица ед.ч.;

2) Развивать орфографическую зоркость, умения находить и доказывать изученные орфограммы, пользоваться алгоритмом при написании личных окончаний глаголов, развивать внимание, мышление, творческие способности учащихся;

3) Воспитывать любовь к природе, к ее бережному отношению;

4) Развитие умения работать коллективно в группах

Оборудование: иллюстрации с первоцветами, грамзапись, сигнальные веера, учебник, тетрадь.

Ход урока

1.Организация класса

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Но давайте поскорее

Наши уроки начинать!

2. Чистописание

Ь  Ь  Ь  Ь  Ь  Ь            мья    вья    вьи

- Вспомните, какую грамматическую работу выполняет «Ь» в словах, приведите примеры (по рядам)

1) «Ь» - смягчитель (денЬ, пенЬ…)

2. «Ь» - разделитель (деревЬя, семЬя…)

3) «Ь» - после шипящих у существительных женского рода (дочЬ, ночЬ,…)

- Сегодня мы рассмотрим еще одну грамматическую роль «Ь», но немного попозже. А пока познакомьтесь со стихотворением.

3. Повторение изученного материала

- Прочитайте стихотворение (на доске). Найдите слова с «Ь» и выясните его грамматическую роль.

Апрел.! Апрел.!

(На)дв.ре звенит к.пел. .

(По)п.лям б.гут руч.и,

(На)д.рогах луж. …

- Текст  списать, орфограммы доказать.

(В это время работа у доски):

а) Апрел.  (фонетический разбор)

б) П . ляны зап . стрели (от)душ . стых цв . тов. (синтаксический разбор)

- Проверка с/р

Апрель – средний месяц весны, месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы. А что такое первоцветы?

Ученик:

 Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не везде растаял снег.

Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.«Красной» она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Учитель

 Какие первоцветы вы знаете?

(Мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, ветреница, чистяк, голубая пролеска….- показать иллюстрации)

- Стоит ли губить эти растения из-за нескольких дней красоты? Конечно, ведь недаром говорится:

Поймал я бабочку – она погибла,

Сорвала я цветок – он увял.

И тогда стало понятно –

К красоте можно  прикоснуться лишь сердцем.

Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

- Давайте постараемся не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы! Пусть они растут и благоухают, радуют нас своим ароматом и ярким нарядом!

4. Физминутка (под фоно)

- Представьте шаги весны и расскажите о них

5. Актуализация знаний

- Отгадайте загадку, о какой части речи говорится в ней?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и рожь в полях растет.

- Какая часть речи может о себе так сказать?  (Глагол)

- обобщим наши знания о глаголе по плану:

1) Глагол – это самостоятельная часть речи

2) Обозначает действия предметов

3) Отвечает на вопросы что делать? Что сделать?...

4) Изменяется по временам, (в прошедшем времени – по родам), по числам, по лицам

5) Глаголы в н.ф. отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Имеют суффиксы ть, ти, чь.

6) Глаголы бывают I и  II спряжения

-Как определить спряжение глаголов и написать правильно личные окончания?

- Определите спряжение глаголов в данном стихотворении (с использованием веера – I – II)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня

Теплый ветер дует (I) с юга,

Капли падают (I), звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идет (I) повсюду,

Гонит (II –искл.) зиму со двора.

Итог: Как определить безударную гласную в личном окончании глаголов?

6. Знакомство с орфограммой и правилом

а) Упр. 277 (с.160) – 1 ученик работает у доски

- Подчеркнуть глаголы 2 лица ед.ч. и выписать в тетрадь  (ходишь, видишь, не можешь, пойдешь, ошибешься, заблудишься, заголодаешь ).

На глаголы посмотри и на группы раздели!

1) Чем отличаются глаголы?

(время, спряжение)

2) Что общего в данных словах?

(лицо, число) – на конце – «Ь»

- Какую роль играет буква «Ь»?

3) Чтение правила на с.160

- Как называется орфограмма?

(буква «Ь» после шипящей в глаголах 2л.ед.ч.)

- Как она обозначается?

- Запишите еще 2 глагола с этой орфограммой и обозначьте ее.

- Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!

7. Закрепление материала

а) Упр. 278 на с. 160

Вывод: Какую роль играет буква «Ь» в данных глаголах?

8. Коллективная творческая работа

- С каждым днем мы можем наблюдать изменения в природе с приходом Весны, которая начала хозяйничать в ней и устанавливать свои порядки. Вот об этом вы и попытаетесь рассказать в своих творческих коллективных работах.

(учащиеся работают в группах)

Проверка коллективной работы

9. Итог урока

- Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?

10. Домашнее задание

Упр.279 (по вариантам)

1вар.-1 строфа

2вар.- 2 строфа

Записать 5 глаголов 2л. ед.ч., по желанию записать 5 предложений о приходе Весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....