Урок русского языка
материал по русскому языку (4 класс) по теме

 

Урок обобщения и систематизации изученного по теме: «Имя существительное». Формирует языковую и речевую компетенции, совершенствует практические навыки в определении основных признаков данной части речи.  Развивает умение сравнивать, классифицировать, обобщать.  Формирует у учащихся коммуникативные умения, воспитывает бережное отношение к природе, любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Urok_Russkiy_yazyk.rar774.92 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№2» г. Кировск

Мурманской области

Учитель: Гавриш Т.И.

Урок русского языка.

Урок – восхождения.

Модель «Школа России».

Тема: Имя существительное (4класс).

Технологии: модульно-блочная, уровневая  дифференциация.

(шестой модуль – итоговый контроль)

Цели:

  1. учебно-познавательные:
  1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»;
  2. формирование языкового и речевой компетенций;
  3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи;
  1. интеллектуально-развивающие:
  1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда;
  3. развивать творческий подход;
  1. воспитывающая:
  1. формировать у учащихся коммуникативные умения;
  2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

- толковые словари;

- блок-опоры;

-музыка («Кировск – мой городок»)

- тесты, карточки (с региональным компонентом)

- конспект по теме «Имя существительное»;

- разноуровневые домашние задания;

- выставка рисунков «Зима в Кировске».

Ход урока.

  1. Орг.момент. Урок русского языка.
  2. Игра.

Прочитайте предложение.

[йа оч’ин’ л’убл’у горат кирафск]

(Я очень люблю город Кировск)

- Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному городу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край».

Задание.

- Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания.

III. Орфографическая пятиминутка.

Зима принесла в наш город много слов.

- Прочитайте эти слова.  

С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель.

- Что вы заметили? (два одинаковых слова)

- Так ли это?

- Что может нам помочь в определении лексического  значения слова?  (толковые словари)

Задание.

1гр. – определяет лексическое значение слова:  иней

2гр. – изморозь

3гр. – изморось

- Назовите слова – синонимы!

(иней – изморозь)

- Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы.

Проверка – ключ

(и,е,е,е,з,е,с,д,е)

- В каком слове допустили ошибки?

- Какие орфограммы мы вспомнили?

- Какое слово лишнее? Почему? (блестит)

- Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да)

IV. Тема: Имя существительное.

Целеполагание:

  1. Повторить всё, что мы знаем об имени существительном.

- Я добавляю ещё одну цель:

  1. Составить открытый конспект по данной теме.

- Работать будем в паре, в группе.

Представление:   1гр. Смекалистые

                                       2гр. Сообразительные

                                       3гр. Догадливые

- Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?

- Что это? (устойчивое сочетание слов)

1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах)

2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать)

3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

«Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино.

- Чтобы бы вы ответили ему?

(Имя существительное -  самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной)

- Давайте докажем Буратино важность имени существительного.

«Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам».

V. Что такое имя существительное?  (ответы уч-ся)  

Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы)

Схема на доске.

- Задание. Подчеркнуть.

1гр.  – явления природы

2гр. – признак, как предмет

3гр. – действие, как предмет.

- Проверка.

VI. Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам?  (ответы)

- Мы это знаем?

- Давайте докажем!

«Снежная атака»

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что?  (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)

- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)

- Физминутка!

(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)

Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь.

- Молодцы!

- Какие существительные называются собственными? (ответы)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (нет)

- В английском, армянском, узбекском, татарском языках рода совсем нет. В Африке у некоторых народов до 48 родов.

- Сколько родов в русском языке?

- Как определить род у имени существительного?

- Что вы знаете о типах склонения?

- Как определить склонение?

-Работа в паре!

Маршрутный лист.  Задание №2.

- Соедини линиями правильные ответы.

Работаем в группе!

(если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами)

Задания:

1гр. – Защищает постоянный признак:  собственное или нарицательное.

Исправь ошибки:

Ждал этот Край человека,

И Люди пришли наконец,

Посеять в долине умптэка

Искры своих сердец. (И. Марченко)

2гр. Род.

- На сколько групп вы бы разделили имена существительные?

Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние.

3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово,

             Мой друг, подумай, не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души».

Вам письмо!

       Уважаемые знатоки!

       Я давно живу в Кировске и очень люблю этот город,  уважаю его жителей.

Вопрос:

- На карточке записаны слова.  Мне бы очень хотелось, чтобы  они никогда не звучали в нашем городе.

Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-антонимы. И пусть они чаще звучат в нашем городе.

Определите склонение!

- Проверка! Защита!

Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь.

Вопрос!

Могу ли я написать слова:  земля, север с заглавной буквы?

(Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера)

VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?

(по числам)

-Найди лишнее:

Ельник, мерзлота, Кировск, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.)

Маршрутный лист. Задание №1.

- Что мы называем склонением?

Вопрос – ловушка?

- Просклоняй имена существительные.

Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е)

- Сколько падежей?  Как определить падеж?  (по вопросу и предлогу)

- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)

- Как различить В.п. и Р.п.?

смотрю на оленя

враги оленя

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п.          кто? что?

И.п.          кем? чем?

Т.п.           кого? что?

П.п.           кому? чему?

Р.п.           о ком? о чём?

В.п.           кого? что?

2группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п.      с, за, между…

Т.п.       к, по

П.п.       через, в, на

В.п.       у, от, до, из…

Д.п.      в, о, при, на

3группа. Маршрутный лист. Задание №7.

- Взаимопроверка. (консультанты)

- Физминутка (музыка)

- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)

- Подберите синоним к слову родник.

- Родник – ключ, источник.

- Ключ! Какое это слово? (многозначное)

(ответы: ключ - дверной, музыкальный)  

- Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного  окончания имён существительных? (ключ – шифр)

- Вспомним слова – ключи!

1скл. – земля, вода

2скл. – конь, вода

3скл. – степь, печь

- Назовите алгоритм для определения безударного  падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ)

Задания! Маршрутный лист.

1группа – задание №5.

2группа – задание №6.

3группа – Исследование.

Вывести правило!

Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц?

«е» или «о»

Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й.

Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е)

Проверка заданий.

  1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?
  2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа?
  3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения е.(дети выводят алгоритм)

- Что ещё мы должны знать об имени существительном?

(синтаксическую роль имени существительного в предложении)

- Ответы.

Творческая работа.

1группа: Определите сами задание.

Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4)

2группа: Составить предложение. Исправить ошибки.

Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3)

3группа:

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.)

3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.)

4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.)

(С первым снегом на Север прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.)

- Каких существительных больше в вашем сочинении?

(существительных во множественном числе)

- Это поиск следующего урока.

Подведение итогов.

- Работа в группах.

- Составить открытый конспект по теме «Имя существительное».

(проверяет консультант из 3 группы)

          Конспект. Имя существительное.

  1.  _______________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы ________________________ , обозначает _________________ .
  2.  Имя существительное имеет свои морфологические      признаки: ______________ и ________________.
  3.  К постоянным признакам относим:                      

  ______________ или _________________ ;

  ______________ или _________________ ;

  _______________ (    ......    ,        .....    ,          .....   );

  _______________ (    .....     ,        .....    ,          .....   ).

  1. К   1 скл. относятся _______________________ ,

ко  2 скл. _______________________ ,

к   3 скл. _______________________ .

  1.  К непостоянным признакам относим : ____________ ,

 _______________ .

  1.  Безударное падежное окончание существительных в    ед.числе можно проверить _______________________

  1.  Окончание  -е  пишется у существительных

_______________________________________________.

  1.  Окончание  -и  пишется у существительных

_______________________________________________.

  1.  В предложении имя существительное может быть

______________________________________________.

  1. Проверка!
  2. Рефлексия.
  3. На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе».
  4. Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным)

Благодарю вас за урок.

Вы – молодцы!

Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

- Домашнее задание. (на выбор)

1-3 балла

2-4 балла

3-5 баллов

- Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Домашнее задание по теме «Имя существительное».

Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить.

Задание №1.

Расставить знаки препинания.

Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере.

Задание №2.

Составить предложение.

Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в.

Задание №3.

Сочинение.

Зимнее утро.

1предложение – морозы (И.п.)

2предложение – берёза (П.п.)

3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.)

4предложение – прилёт (Д.п.)

На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений.

Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности.

2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании данной работы я определила следующую цель- выявление условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

В соответствии с целью были реализованы следующие задачи:

1) изучены концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;

2) выделены особенности технологии личностно-ориентированного обучения;

3) выявлены и обоснованы условия, обеспечивающие применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы.

Приложение.(к уроку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....