Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку, на котором формируется умение определять род в процессе выполнения практических заданий, происходит развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, навыков самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАСС 2
Тема: Формы рода имён существительных (система Л.В.Занкова)
Задача: познакомить учащихся с формой рода имен существительных
Цели:
- Ознакомление с понятием «РОД» имен существительных через моделирование таблицы.
- Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
- Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.
- Формирование экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.
Оборудование: учебник С.Нечаевой «Русский язык» 2 класс, тетради на печатной основе по русскому языку С.Яковлевой.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Мы многое знаем!
Мы многое умеем!
У нас все получиться!
Посмотрите на изображение снежинок. Какое у вас настроение? Покажите снежинку.
Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? Тогда вперед!
Кто угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки
Над миром пушинки?
Сегодня гостей нашего урока будет Зимушка – зима.
(cлайд 2)
Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
2. Минутка чистописания
(звучит магнитофонная запись звука ветра)
у уу ууу уууу
- Прислушайтесь, какой звук вы слышите? (У)
- Давайте охарактеризуем его! (Гласный, обозначающий твердость)
- Определите закономерность написания. (Каждый раз количество букв увеличивается на 1)
- Что должны помнить при написании? (наклон букв, ширину, высоту и расстояние между буквами)
- Продолжите до конца строки.
- Самооценка
Оцените свою работу
Молодцы!
3. Словарно-орфографическая работа.
А) знакомство с новыми словарными словами.
- Переходим к следующему этапу.
- Посмотрите внимательно на два прямоугольника. Определите два слова, с которыми мы будем знакомиться на уроке.
(слайд 3)
1 вариант ваш код сердечки,
2 вариант ваш код солнышки
- Какие слова составили?
- Запишите слова, укажите сильную и слабую позиции.
… запиши первое слово.
… запиши второе слово.
Мороз, иней
- Прочитаем орфографически.
- Давайте составим предложение с одним из этих слов.
Б) Письмо по памяти.
Я хочу вам предложить строчку из стихотворения А.С.Пушкина.
Мороз и солнце день чудесный.
- Прочитай … предложение.
- Давайте назовем все орфограммы.
- Прочитаем орфографически (хором)
- Повтори …, … .
- Запишите предложение.
- Давайте проверим.
- Самооценка.
Оцените свою работу.
4.Изучение нового материала.
- Слова, какой части речи мы использовали во время словарной работы?
- О чем дальше будем вести речь на уроке?
- Что вы знаете об имени существительном?
- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще грамматический признак.
Зимушка зима приготовила вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.
(слайд 4)
- Прочитай … вопрос.
Как определить род имен существительных?
- Кто - то знает ответ на поставленный вопрос?
- Давайте проверим и докажем.
Вот сейчас об этом поговорим.
Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.
- Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?
- Разделите данные существительные на три группы ориентируясь на таблицу.
1 ряд выписывает имена существительные к которым можно подставить слова ОН МОЙ
2 ряд – ОНА МОЯ
3 ряд – ОНО МОЁ
(слайд 5)
-К доске от 1 ряда идет ….
От 2 ряда …, от 3 ряда….
(3 ученика работают у доски, остальные в тетради)
- Приготовили сигнальные карточки. Проверяем.
(слайд 6)
1 ряд так у вас? 2 ряд? 3 ряд так?
- Кто заметил, где записаны слова мужского рода,
….женского рода
…. Среднего рода
- Кто сможет сделать вывод как определить род имен существительных?
(слайд 7)
Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на странице…
Прочитайте текст, помещенный в 1 столбик.
Правильный вывод мы сделали?
Чувствуете удовлетворение от работы. Покажите снежинки. Я довольна вами!
5. Физминутка
(учащиеся исполняют песню «Ну, что за мороз!» и выполняют движения_
6.Работа над развитием речи.
-Вспомните и назовите слова, которые обозначают ветер. (Буран, метель, ураган, вьюга)
Верно.
Возьмите карточку и …прочитай задание.
Прочитайте слова и покажите стрелочками верные значения слов
Метель снежная буря
Буран сильный ветер в степи
(слайд 8)
Проверим по экрану.
(слайд 9)
Оцените свою работу.
7.Первичное закрепление изученного материала
а) работа в тетрадях на печатной основе
- Откроем тетради с печатной основой. Прочитай… задание.
- Для определения рода имен существительных обратимся к памятке.
Начинай …
- Слова Саша, жадина, неряха можно отнести только к женскому или мужскому роду?
Эти существительные относятся к общему роду.
Б) Домашнее задание
Домашнее задание аналогично выполненному. Разбирать не будем, я уверена, вы справитесь.
В) Графический диктант
- Сейчас вы будете определять род имен существительных самостоятельно. Мы проведем графический диктант.
͡ женский род
мужской род
_ средний род
Шуба, шапка, валенок, воробей, снегопад, вьюга, сено, мороз, пальто.
Проверяем работу.
͡ ͡ ͡ __
Оцените её.
Г) Упражнение в определении четвертого лишнего
- А сейчас нам предстоит собраться, чтобы выполнить следующее задание.
- В каждой строке определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
(слайд 10)
- Какое предложение получилось?
- Как оформляем предложение на письме?
Давайте запишем его.
- А теперь проверьте и обратите внимание на выделенные орфограммы. Оцените свою работу.
(слайд 11)
Д) воспитательный момент
-Как вы думаете, что боится птица зимой голода или холода?
Чем бы вы могли помочь?
Мы с вами уже принесли кормушки, повесим их. Принесите хлебные крошки.
7. Итог
Наш урок заканчивается. Вспомним проблемный вопрос Зимушки зимы. Сумели мы на него ответить?
(слайд 12)
- Как определить род имен существительных?
- Расскажите о своих чувствах?
- Зимушка довольна вашей работой и говорит вам МОЛОДЦЫ!
(слайд 13)
-Я тоже довольна вашей работой и особенно хочу поблагодарить ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...