Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мишина Елена Викторовна

Конспект урока по русскому языку, на котором формируется умение определять род в процессе выполнения практических заданий, происходит развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, навыков самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc691.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС  2

Тема: Формы рода имён существительных (система Л.В.Занкова)

Задача: познакомить учащихся с формой рода имен существительных

Цели:

  1. Ознакомление с понятием «РОД» имен существительных через моделирование таблицы.
  2. Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
  3. Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.
  4. Формирование экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.

 

Оборудование: учебник С.Нечаевой «Русский язык» 2 класс, тетради на печатной основе по русскому языку  С.Яковлевой.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Мы многое знаем!

Мы многое умеем!

У нас все получиться!

Посмотрите на изображение снежинок. Какое у вас настроение? Покажите снежинку.

Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? Тогда вперед!

Кто угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки

Над миром пушинки?

Сегодня гостей нашего урока будет Зимушка – зима.

(cлайд 2) 

Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?

2. Минутка чистописания

вучит магнитофонная запись звука ветра)

у уу ууу уууу

- Прислушайтесь, какой звук вы слышите?        (У)

- Давайте охарактеризуем его! (Гласный, обозначающий твердость)

- Определите закономерность написания. (Каждый раз количество букв увеличивается на 1)

- Что должны помнить при написании? (наклон букв, ширину, высоту и расстояние между буквами)

- Продолжите до конца строки.

  • Самооценка

Оцените свою работу

Молодцы!  

3. Словарно-орфографическая работа.

А) знакомство с новыми словарными словами.

- Переходим к следующему этапу.

- Посмотрите внимательно на два прямоугольника. Определите два слова, с которыми мы будем знакомиться на уроке.  

 (слайд 3) 

1 вариант ваш код сердечки,

2 вариант ваш код солнышки

- Какие слова составили?

- Запишите слова, укажите сильную и слабую позиции.

… запиши первое слово.

… запиши второе слово.

Мороз, иней

- Прочитаем орфографически.

- Давайте составим предложение с одним из этих слов.

Б) Письмо по памяти.

Я хочу вам предложить строчку из стихотворения А.С.Пушкина.

Мороз и солнце день чудесный.

- Прочитай … предложение.

- Давайте назовем все орфограммы.

- Прочитаем орфографически (хором)

- Повтори  …, … .

- Запишите предложение.

- Давайте проверим.

  • Самооценка.

Оцените свою работу.

4.Изучение нового материала.

   

- Слова, какой части речи мы использовали во время словарной работы?

- О чем дальше будем вести речь на уроке?

- Что вы знаете об имени существительном?

- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще грамматический признак.

Зимушка зима приготовила вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.

(слайд 4) 

- Прочитай … вопрос.

Как определить род имен существительных?

- Кто - то знает ответ на поставленный вопрос?

- Давайте проверим и докажем.

Вот сейчас об этом  поговорим.

Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.

- Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?

- Разделите данные существительные на три группы ориентируясь на таблицу.

1 ряд выписывает имена существительные к которым можно подставить слова ОН МОЙ

2 ряд – ОНА МОЯ

3 ряд – ОНО МОЁ

(слайд 5)

-К доске от 1 ряда идет ….

От 2 ряда …, от 3 ряда….

(3 ученика работают у доски, остальные в тетради)

- Приготовили сигнальные карточки. Проверяем.

(слайд 6)

1 ряд так у вас? 2 ряд? 3 ряд так?

- Кто заметил, где записаны слова мужского рода,

                                ….женского рода

                                …. Среднего рода

- Кто сможет сделать вывод как определить род имен существительных?

(слайд 7)

Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на странице…

Прочитайте текст, помещенный в 1 столбик.

Правильный вывод мы сделали?

Чувствуете удовлетворение от работы. Покажите снежинки. Я довольна вами!

5. Физминутка

(учащиеся исполняют песню «Ну,  что за мороз!» и выполняют движения_

6.Работа над развитием речи.

-Вспомните и назовите слова, которые обозначают ветер. (Буран, метель, ураган, вьюга)

Верно.

Возьмите карточку и …прочитай задание.

Прочитайте слова и покажите стрелочками верные значения слов

Метель        снежная буря

Буран                сильный ветер в степи

(слайд 8)

 Проверим по экрану.

(слайд 9)

Оцените свою работу.

7.Первичное закрепление изученного материала

а) работа в тетрадях на печатной основе

- Откроем тетради с печатной основой. Прочитай… задание.

- Для определения рода имен существительных обратимся к памятке.

Начинай …

- Слова Саша, жадина, неряха можно отнести только к женскому или мужскому роду?

Эти существительные относятся к общему роду.

Б) Домашнее задание

Домашнее задание аналогично выполненному. Разбирать не будем, я уверена, вы справитесь.

В) Графический диктант

  • Сейчас вы будете определять род имен существительных самостоятельно. Мы проведем графический диктант.

͡    женский род

 мужской род

_   средний род

Шуба, шапка, валенок, воробей, снегопад, вьюга, сено, мороз, пальто.

Проверяем работу.

͡  ͡   ͡  __

Оцените её.

Г) Упражнение  в определении четвертого лишнего

- А сейчас нам предстоит собраться, чтобы выполнить следующее задание.

- В каждой строке определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

(слайд 10)  

- Какое предложение получилось?

- Как оформляем предложение на письме?

Давайте запишем его.

- А теперь проверьте и обратите внимание на выделенные орфограммы. Оцените свою работу.

(слайд 11)

Д) воспитательный момент

-Как вы думаете, что боится птица зимой голода или холода?

Чем бы вы могли помочь?

Мы с вами уже принесли кормушки, повесим их. Принесите хлебные крошки.

7. Итог

Наш урок заканчивается. Вспомним проблемный вопрос Зимушки зимы. Сумели мы на него ответить?

(слайд 12)  

- Как определить род имен существительных?

- Расскажите о своих чувствах?

- Зимушка довольна вашей работой и говорит вам МОЛОДЦЫ!

(слайд 13)  

-Я тоже довольна вашей работой и особенно хочу поблагодарить ….



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...