Как делают слова. Что такое суффикс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.zip | 72.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-познавательная компетентность подразумевает формирование следующих умений:
- ставить цель и организовывать ее достижение;
- добывать знания из непосредственно окружающей действительности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме;
- выполнять действия в нестандартных ситуациях;
- отличать факты от домыслов;
- владеть измерительными навыками;
- использовать вероятностные и статистические методы познания;
- описывать результат деятельности, формировать выводы;
- выступать с результатами своего исследования;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Самоанализ урока.
- Характеристика класса. В классе обучается 27 человек (13 мальчиков и 14 девочек). Посещали д/с – 78%, занимались в студии раннего творческого развития «Колокольчик» - 15%, воспитывались дома – 7%. В начале обучения до 40% учащихся отличались повышенной возбудимостью, 20% - чрезмерной заторможенностью. Если развитие интеллектуальной сферы у большинства учащихся было на среднем уровне, то развитие мотивационной и эмоциональной сферы довольно слабое. У 30% довольно устойчивый познавательный интерес, остальные учатся только благодаря внешним мотивам. Иногда в классе возникают проблемы при общении учащихся. Культура поведения еще не достаточно сформирована.
- Внешние связи урока. На данном уроке продолжается знакомство с составом слова. Это урок изучения и первичного закрепления знаний о новой части слова: суффиксе и его значении.
- Постановка и соотнесение целей.
Познакомить учащихся со способом образования новых слов, ввести понятие «суффикс», показать его значение.
Развивать умение сравнивать, выделять закономерности, обобщать, делать выводы.
Воспитывать гражданско-патриотические качества через любовь к русскому языку.
4. Замысел урока (план). Отбирая содержание, старалась придерживаться принципа доступности, научности, осознанности, учета возрастных особенностей, опиралась на ранее сформированные знания и умения учащихся, их субъектный опыт, создавала ситуации, в которых учащиеся могли проявить самостоятельность. Старалась подвести учащихся к самостоятельной формулировке задачи. Для достижения цели выбрала следующие методы преподавания: побуждающий и инструктивный. Методы учения по степени познавательной активности: частично-поисковый, практический, репродуктивный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная. На уроке были использованы технологии по формированию познавательной самостоятельности учащихся, общеучебных умений и навыков, проблемного и развивающего обучения. Дифференцированный подход к учащимся на данном уроке осуществлялся через организацию взаимопомощи. Все это способствовало формированию ключевых компетенций: коммуникативной, учебно-познавательной. Степень активности на уроке была довольно высокой. Урок целей достиг.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Как делают слова. Что такое суффикс? (1-ый урок)
Цель: познакомить учащихся с образованием новых слов, ввести понятие
«суффикс», показать его значение; развивать умение сравнивать,
выделять закономерности, обобщать, делать выводы; воспитывать
гражданско-патриотические качества через любовь к русскому языку.
1.) Организационный момент: приветствие учащихся.
2.) Звуко-буквенная зарядка:
Щит пустил большой фонтан,
Погрузился в океан.
- Какая буква заблудилась?
- Произнесите слова «щит» и «кит».
- Сравните звуки по твёрдости - мягкости, по звонкости – глухости.
3.) Минутка чистописания:
щк – щк – щк –
4.) Постановка задачи:
На доске:
. . . . . – гр…бок
. . . . . – п…нёк
. . . . . – л…шадка
. . . . . – сл…ниха
- Объясните ошибкоопасные места.
- Какое правило надо помнить? (проверка б/у гласных)
- Запишите в тетрадь с проверочными словами.
Дети работают самостоятельно, один человек за прикрытой доской.
- Выделите окончание и основу. А что нужно сделать, чтобы правильно выделить окончание? (изменить форму слова)
- Выделите корень. Что такое корень?
- Кто знает, как называется оставшаяся невыделенная часть?
5.) Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Если никто не знает, то сообщаем, что это тоже часть слова, которая называется «суффикс».
- Посмотрите на пары записанных слов и объясните, где находится суффикс? Для чего он нужен?
Открываем учебник на с.23, читаем правило, обращаем внимание на обозначение суффикса.
6.) Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий.
Откройте обратный словарь.
- На какой страничке он находится? (с.135)
* Найдите слова на букву к. ( с.143)
Слова, оканчивающиеся на –ик.
От каких слов образовались: лобик, зубик, кубик, клювик?
- Что помогло образовать новые слова? (суффикс –ик)
- Как он выделен в словаре? (голубым цветом)
Миша предлагает показывать образование новых слов следующим образом: лобик – лоб, …
Запишите в столбик 3 своих примера образования слов с помощью суффикса – ик.
* Найдите в словаре слова с основой на –ёк.
Покажи образование этих слов письменно.
Уголек – уголь, …
- Как получились новые слова? (при помощи суффиксов – ик,- ёк,)
- Какие оттенки смысла придают словам эти суффиксы?
Если дети затрудняются, то зачитываю на с.23 в 3 части учебника диалог Миши и Маши.
Миша: «Уголёк – это маленький уголь.»
Маша: «Уголёк – это ласковое название угля.»
Вывод: суффиксы –ик, -ёк придают словам уменьшительно-ласкательное значение.
7.) Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Откройте учебник на с.24 Найдите упражнение №22.
Прочитайте задание.
Рассмотрите образец. Обратите внимание на подсказку Летучей мыши.
Дети работают самостоятельно, советуясь в парах.
День – денёк, тень – тенёк, парень – паренёк, соболь – соболёк, тополь – тополёк.
8.)Контроль за процессом и результатом учебной деятельности:
Самостоятельная работа по карточкам:
Образуй новые слова с помощью данных суффиксов:
- ик -ёк -ок
гном - … день - … кулак - …
корабль - … окунь - … жук - …
журавль - … зверь - … паук - …
9.) Рефлексия
- Чему мы учились на уроке?
- С помощью чего можно образовывать новые слова?
- Что же такое суффикс?
10.) Домашнее задание: ТПО с.18 № 23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...
Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы
Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...
Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...
Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»
Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....
Конспект урока по теме "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы".
Цель: учить распознавать суффиксы в словах. Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторить...