Русский язык. 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шарипова Алия Ирековна
Урок по русскому языку в начальной школе (2-й класс): "Снова о мягком знаке. Мягкий знак - показатель мягкости согласных."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_nachalnoy_shkole.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в начальной школе (2-й класс):

"Снова о мягком знаке. Мягкий знак - показатель мягкости согласных."

Цели:         

  • Предметные:  научить писать слова с мягким знаком на конце слова, выработать орфографическую зоркость, расширять знания о животных нашего леса.
  • Деятельно - коммуникативные: закреплять навык работы в паре, группе,  закреплять навык работы с книгой, тетрадью.
  • Ценностно - ориентированные: воспитывать бережное отношение к природе, прививать желание изучать русское народное творчество,  через проведение релаксационных пауз учить следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

Ход урока.

1. Валеологический массаж.

-Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей.

-Опустите свободно.

-Теперь поочерёдно одно плечо вверх, другое - вниз.

-Разотрите шейный отдел позвоночника.

-Погладьте себя по головке и скажите: "Какие мы хорошие. Мы всё сможем".

2. Первичное введение нового материала.

-Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами сами сочиним сказку.

Сказка по лесу идёт,

Сказка за руку ведёт,

Сказка умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

3. Чистописание.  

-Путь у нас не близкий, дорога трудная - чистописание. Для того, чтобы начать писать, надо повторить правила посадки.

1 слайд

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

( у каждого на столе чистописание )

4. Работа по учебнику. (стр79)

-Давайте откроем учебник на стр.79

-С нами идёт наш постоянный спутник. Кто? ( Почемучка.)

-И как всегда он приготовил для нас вопрос (Уч с.79.)

-Что мы знаем уже об обозначении мягкости?

-Как вы думаете, как еще можно обозначать мягкость?

5. Сообщение темы и цели.

-Какая задача урока? (Узнать, как еще можно обозначать мягкость согласного).

-Мы не только будем учиться обозначать мягкость согласного, но больше узнаем о животных нашего края будем учиться работать в паре , правильно работать с книгой и тетрадью, учиться следить за своим здоровьем.

6. Введение нового материала.

-Ребята, слышите, кто-то стрекочет, Сорока новость для нас несёт, уже растрезвонила по всему лесу.

2 слайд ( на экране рисунок сороки.)

В.р.на   в.р.ненка   выучила   верёвки вить.

-Ребята, вы поняли, какую новость она принесла?

-Какие гласные пропущены?

-Почему вы это утверждаете? (Запись чистоговорки).

-В названии каких птиц ещё пишется -оро-?

-Что это за птицы?

-Как вы считаете, легко ли живётся птицам зимой ?

-Как вы можете им помочь?

3слайд  

Сорока Ворона Воробей

-Назовите слово с мягким знаком на конце. ( вить.)

-Сколько букв?

-Сколько звуков?

Почему?

4 слайд (Высвечивается тема урока)

Вывод: как может обозначаться мягкость согласных? (Делают вывод учащиеся).

Чтение правила с. 79

- Насколько важно правильно писать слова с мягким знаком расскажет (Ф.И. ученика).

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться

Если будешь забывать мягкий знак в словах писать.

5 слайд  (стих)

-Как вы поняли, что может произойти, если в слове забыли написать мягкий знак?

(Изменится смысл)

-Разберём это на примере.        

-Назовите пару слов, где меняется смысл, только из-за одной буквы.

-Запишите в тетрадь:

6 слайд

Есть - ест;

Пеньки - пенки;

Угольки - уголки;

Банька - банка.

Шест- шесть.

Мел- мель.

- Поднимите зелёный сигнал, кто считает, что очень важно научиться правильно писать слова с мягким знаком.

7. Закрепление нового материала.

-Продолжаем сочинять сказку. Действующие лица мы с вами. И ещё с нами попросилась девочка.

7 слайд

-Кто она? (Белоснежка)

-Как она попала в лес?

-Все вместе заходим в лес. Идём тихо, тихо.

8 слайд

-Почему? (Повторение правил поведения).

-Идём мы по лесу и увидели красивый домик.

9слайд

-Как вы думаете, кто там живёт?

-Гномы доделывают свой дом, хотите помочь?

8. Физминутка

10 слайд

Дин, дон, Дин, дон,

Гномы строят новый дом,

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают всё кругом,

Пока в доме убирали,

В школу чуть не опоздали,

Торопились и успели,

Со звонком за парты сели.

9. Продолжение закрепления.

-Гномики всё время трудились, но не умели читать и писать. Белоснежка решила их научить.

11 слайд

Сейчас у них такой же урок русского языка, как и у нас.

- Повторите задачу урока.

- У каждого гномика своё задание, которое мы будем выполнять вместе с вами.

1 гном

-Чтобы помочь первому гному выполнить задание нужно вспомнить зимние месяцы.

12 слайд

Декабр.

Январ.

Феврал.

-Посмотрите внимательно правильно я записала?

-Почему? ( правило) исправления у доски. Упр.146. стр. 79

-Подумайте, о каком месяце говорится в предложении?

-Чем является это предложение? (Пословицей). Разбор смысла пословиц.

Запись по выпору учащихся одной пословицы.

10. Словарная работа.

2 гном

-2 гномик хочет нам что-то рассказать: "Ребята, я недавно гулял по лесу и повстречал там.. Кого вы думаете?"

13 слайд

-Отгадайте загадку.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой   (медведь)

14 слайд

Работа со словом из словаря.

-Медведь - какой звук слышится?

-Как обозначается мягкий согласный в конце слова?

-Как вы думаете, почему медведя так называют?

-А вот я из словаря "Откуда пришли слова" узнала, что у греков и у многих других народов медведь назывался арктос. Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным на их взгляд. (Медоед - медведь, мёд едящий).

-Составьте предложение со словом "медведь". (Медведица, медвежата). ( Устно)

-Запишите новое словарное слово в словарик.

-Как вы думаете, почему гном принёс загадку именно про медведя?

3 гном 

11. Упражнение для глаз.

15 слайд

-Постреляем глазками вверх, вниз, вправо, влево, круговые движения, похлопали.

16 слайд

4 гном

-Пришёл к нам за помощью. Он не смог выполнить упражнение.

- Помогите ему.

Упражнение 147.

-Задание. Выписать слова с мягким знаком на конце.

Взаимопроверка.( поменялись тетрадями. Исправили карандашом.)

- Что написали в конце слова?

- Для чего?

5 гномик.

-Он приехал на паровозике.

- Составьте слова с окончаниями оль, ель.   (устно)

17 слайд

18 слайд   ( проверь себя)

Моль, ель, Соболь, Соль, апрель, метель, Фасоль, Пароль, Тополь,

Картофель, мель, мебель и т.д.

6 гномик. 

19 слайд

12. Домашнее задание.

- В школе гномов Белоснежка тоже задаёт домашнее задание. Оно написано на карточке у 6 гнома.

  • -Упражнение 149.
  • - Записать загадку о медведе

7 гномик 

13. Итог урока.

- Вот и заканчивается урок в школе гномов, и наше путешествие в сказку подходит к концу.

- Седьмой гном предлагает нам игру "Поймай мягкий знак".

20 слайд

- Хлопайте в ладоши, если на конце услышите мягкий знак.

Слова: мыл, моль, дал, даль, медведь, пенал, портфель, шест, роль, лук, рубль, конь, сыр, мыло и т.д.

- Что нового узнали на уроке.(повтор правила.)

- Хотите узнать, довольны ли Белоснежка и гномы вами?

21 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....