Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.
план-конспект урока (3 класс)
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока № 22
Дата: 17.02. 2025
Предмет: Родной язык (русский)
Класс: 3-А
Учитель: Исмаилова С.М.
Тема: Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.
Цели: научить распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умения отличать предлоги от других частей речи, правильно употреблять их в речи и писать;
регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
высказывать свое предложение
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы,
Личностные результаты:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Тип урока: освоение новых знаний.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал – карточки для работы в парах, наглядные пособия.
Ход урока.
I.Организационный момент. (1-2 мин.)
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II.Актуализация опорных знаний учащихся (10мин)
- Проверка домашнего задания. (Стр.109 упр. 11).
- Выполним здания по карточкам:
1 ряд: Запишите слова во множественном числе: окно-…, рука- …., дверь - …, пальто-…, яблоко- …, облако-…
2 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме единственного числа: пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы, домино.
3 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме множественного числа: пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы, домино.
- Как изменяются существительные по числам?
- Все ли существительные имеют форму единственного и множественного числа.?
Оформление тетради.
Чистописание. Создание проблемной ситуации.
( в, на, под ,из, с, около, возле, перед, от ,по.).
– Почему эти слова объединили в одну группу?
Словарный диктант. (взаимопроверка).
В лесу, на елке, под диваном, к окну, у Оли, перед игрой, под столом, за домом, для мамы, от брата. (взаимопроверка)
III.Самоопределение к деятельности. (5мин)
- Посмотрите на доску и прочитайте запись:
… дворе трава, … траве дрова.
Не руби дрова … траве двора!
- Скажите, что вы прочитали?
- Что не хватает в записи?
- Вставим в пропущенных местах предлог на.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!
- Как вы думаете, можно ли поставить другой предлог?
- Вы правы, другие предлоги в данном случае не подходят, давайте сверим наш ответ с представленным образцом.
Работа по учебнику стр. 111 упр.1
-Замените в каждом предложении выделенный предлог.
-Что еще изменится?
- Определите падеж имен существительных с предлогами.
IV.Целеполагание. (2мин)
- Итак, ребята, тема нашего урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»
- Подумайте, чему мы должны с вами сегодня научиться?
Цели урока:
Повторить: что уже знаем о предлоге.
Узнать: новые предлоги и наиболее употребительные предлоги.
Научиться: писать предлоги с именами существительными.
- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?
- Где нам пригодятся полученные знания?
V.Изучение нового материала. (5мин)
Предлоги относятся к служебным частям речи. Они служат для связи слов в предложении. Зачастую употребляются с именами существительными, прилагательными, местоимениями, числительными. С глаголами они не употребляются. Глаголы со словами пишутся раздельно.
ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.
VII. Физминутка (1-2 мин)
«Злую тучку наказали»
VIII. Первичное закрепление знаний. (10мин)
-Так для чего нужны предлоги? Давайте попробуем составить предложение, вставив предлог, подходящий по смыслу. Любое предложение запишите и подчеркните предлог со словом.
Кот Васька лежит … (окно).
Гриб растет … (дерево).
Птенцы сидят … (гнездо)
Лодка отчалила … (берег)
Лев готовится … (прыжок)
Работа по учебнику упр.2 на стр. 111-112 (Выписать предлоги с существительными и указать падеж)
К заставе (Д.п), по горам (Д.п.), по долам (Д.п.), за леса (В.п.), за горы (В.п.), про ключи (В.п.), о грибы(В.п.), по ягоды (В.п), в избушку (В.п.), через реки (В.п.), из глаз (Р.п.), с печи (Р.п.), из под дуба (Р.п.), из-за туч (Р.п.), у речки (Р.п.), по-над Доном (Т.п.), между небом, (Т.п.), за горами (Т.п.), в теремочке (П.п.), о яблоках (П.п.), о воде (П.п.),во саду (П.п.),в огороде (П.п.), на траве-мураве(П.п.).
В конце этого упражнения есть вывод, давайте его дополним нужными словами.
Упр. 3 стр. 112 (устно)
Так же существительные можно заменить местоимением.
Упр.5 стр. 113
Упр. 6 стр. 114 (устно)
Игра «лото» (групповая работа)
-Перед вами лото, подберите к картинкам предлоги.
IХ Закрепление материала. Работа в парах. Тест. (5мин)
Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы.
Тест.
Что такое предлоги?
А) слова
Б) части слова
Как пишутся предлоги с другими словами?
А) слитно
Б) раздельно
Какую роль выполняют предлоги в речи?
А) Не служат для связи слов в предложении
Б) Служат для связи слов в предложении
- Проверяем по образцу.
- Оцените свою работу.
Х. Итог урока. (2мин)
Учитель задает вопросы на повторение.
- Что такое предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего служат предлоги?
- Откуда вы так много знаете о предлогах?
- Почему так важно правильно употреблять предлоги в речи?
ХI. Рефлексия. (1-2мин)
- Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы все поставленные задачи?
- Оцените свои знания по этому уроку.
ХII. Домашнее задание. Оценивание. (2-3мин)
1 ряд - составить 6 словосочетаний с предлогами.
2 ряд - составить 5 предложений с предлогами.
3 ряд - стр.115 упр.7. Списать предложения. Найти и подчеркнуть существительные с предлогами и определить их падеж.
1 ряд: Запишите слова во множественном числе: Окно-……., рука- ……, дверь - ……, пальто-….., яблоко- ..…, облако-….. |
2 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме единственного числа: Пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, домино. |
3 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме множественного числа: Пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы. |
Окно-…., рука- …… | Дверь - ……, пальто-….. | Яблоко- ..…, облако-….. |
Пальто, джинсы, брюки | Кофе, очки, кино | Сахар, ножницы, домино |
Пальто, джинсы, брюки | Кофе, очки, кино | Сахар, ножницы, шахматы |
Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении |
Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении |
Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении | Тест. Что такое предлоги? А) слова Б) части слова Как пишутся предлоги с другими словами? А) слитно Б) раздельно Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении |
из | в | на | до |
за | перед | под | над |
из | в | на | до |
за | перед | под | над |
из | в | на | до |
за | перед | под | над |
? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарный диктант В лесу, на ёлке, под диваном, к окну, у Оли, перед игрой, под столом, за домом, для мамы, от брата.
… дворе трава, … траве дрова. Не руби дрова … траве двора!
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
Кошка бежит по дорожке к дом у . от дом а . Кошка бежит по дорожке между дом ами .
« ЗАчем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов » Цели : Повторить: что уже знаем о предлоге. Узнать: новые предлоги и наиболее употребительные предлоги. Научиться: писать предлоги с именами существительными.
Физминутка «Злую тучку наказали»
Д.п. по горам, по долам. Д.п. Д.п. За леса, за горы, В.п. В.п. про ключи, В.п. К заставе, про луга, про леса, В.п. В.п. по грибы, В.п. по ягоды, В.п. в избушку, В.п. через реки В.п.
Сделаем выводы: И.п. предлогов В.п. и Д.п. - по В.п. и П.п. - в
Бе з брежный – без берега, бе з ветренный – бе с страшный – бе с корыстный – бе з душный – бе с сердечный - без ветра, без страха, без корысти, без души, без сердца
Разные предлоги нужны для: пояснения направления расположения
Домашнее задание Прием «Идеальное домашнее задание» 1 уровень. Составить 6 словосочетаний с предлогами. 2 уровень. Составить предложения с предлогами. 3 уровень. Упр. 7 на стр. 115 Все предлоги выделить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение на вставку орфограмм, употребление слов в требуемом падеже».
Цель данного урока - совершенствование умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных....

Урок русского языка во 2 классе на тему "Упражнение в употреблении местоимений в речи"
Технологическая карта открытого урока русского языка во втором классе....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...

Урок русского языка в 3 классе по теме :"Значение и употребление имён прилагательных в речи"
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе....

Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Разработка урока по родному русскому языку в 3 классе....