Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.
план-конспект урока (3 класс)

Исмаилова Селиме

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока № 22

Дата:  17.02. 2025

Предмет: Родной язык (русский)

Класс: 3-А

Учитель: Исмаилова С.М.

Тема: Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов.

Цели: научить распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся.

Планируемые результаты:        

Предметные: развитие умения отличать предлоги от других частей речи, правильно употреблять их в речи и писать;

регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

высказывать свое предложение

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы,

Личностные результаты:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал – карточки для работы в парах, наглядные пособия.

Ход урока.

I.Организационный момент. (1-2 мин.)

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II.Актуализация опорных знаний учащихся (10мин)

  1. Проверка домашнего задания. (Стр.109 упр. 11).
  2. Выполним здания по карточкам:

1 ряд: Запишите слова во множественном числе: окно-…, рука- …., дверь - …, пальто-…, яблоко- …, облако-…

2 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме единственного числа: пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы, домино.

3 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме множественного числа: пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы, домино.

  1. Как изменяются существительные по числам?
  2. Все ли существительные имеют форму единственного и множественного числа.?

Оформление тетради.

Чистописание. Создание проблемной ситуации.

( в, на, под ,из, с, около, возле, перед, от ,по.).

– Почему эти слова объединили в одну группу?

Словарный диктант. (взаимопроверка).

В лесу, на елке, под диваном, к окну, у Оли, перед игрой, под столом, за домом, для мамы, от брата. (взаимопроверка)

III.Самоопределение к деятельности. (5мин)

- Посмотрите на доску и прочитайте запись:

… дворе трава, … траве дрова.

Не руби дрова … траве двора!

- Скажите, что вы прочитали?

- Что не хватает в записи?

- Вставим в пропущенных местах предлог на.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

- Как вы думаете, можно ли поставить другой предлог?

- Вы правы, другие предлоги в данном случае не подходят, давайте сверим наш ответ с представленным образцом.

 Работа по учебнику стр. 111 упр.1

-Замените в каждом предложении выделенный предлог.

-Что еще изменится?

- Определите падеж имен существительных с предлогами.

IV.Целеполагание. (2мин)

- Итак, ребята, тема нашего урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?» 

Подумайте, чему мы должны с вами сегодня научиться?

Цели урока:

Повторить: что уже знаем о предлоге.

Узнать: новые предлоги  и  наиболее употребительные предлоги.

Научиться: писать предлоги с именами существительными.

- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?

- Где нам пригодятся полученные знания?

V.Изучение нового материала. (5мин)

Предлоги относятся к служебным  частям  речи. Они служат для связи слов в предложении. Зачастую употребляются с именами существительными, прилагательными, местоимениями, числительными. С глаголами они не употребляются. Глаголы со словами пишутся раздельно.

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.

C:\Users\Admin\Desktop\235.jpgC:\Users\Admin\Desktop\208.jpg 

VII. Физминутка (1-2 мин)

«Злую тучку наказали»

VIII.  Первичное закрепление знаний. (10мин)

-Так для чего нужны предлоги?  Давайте попробуем составить предложение, вставив предлог, подходящий по смыслу. Любое предложение запишите и подчеркните предлог со словом.

Кот Васька лежит … (окно).

Гриб растет … (дерево).

Птенцы сидят … (гнездо)

Лодка отчалила … (берег)

Лев готовится … (прыжок)

Работа по учебнику упр.2 на стр. 111-112 (Выписать предлоги с существительными и указать падеж)

К заставе (Д.п), по горам (Д.п.), по долам (Д.п.), за леса (В.п.), за горы (В.п.), про ключи (В.п.), о грибы(В.п.), по ягоды (В.п), в избушку (В.п.), через реки (В.п.), из глаз (Р.п.), с печи (Р.п.), из под дуба (Р.п.), из-за туч (Р.п.),  у речки (Р.п.), по-над Доном (Т.п.), между небом, (Т.п.), за горами (Т.п.), в теремочке (П.п.), о яблоках (П.п.), о воде (П.п.),во саду (П.п.),в огороде (П.п.), на траве-мураве(П.п.).

В конце этого упражнения есть вывод, давайте его дополним нужными словами.

Упр. 3 стр. 112 (устно)

Так же существительные можно заменить местоимением.

Упр.5 стр. 113

Упр. 6 стр. 114 (устно)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0090/0003e4a7-1dc5549b/img5.jpg

Игра «лото» (групповая работа)

-Перед вами лото, подберите к картинкам предлоги.

IХ Закрепление материала.  Работа в парах. Тест. (5мин)

 Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы.

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

- Проверяем по образцу.

  - Оцените свою работу.

Х. Итог урока. (2мин)

Учитель задает  вопросы на повторение.

- Что такое предлоги?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги?

- Откуда вы так много знаете о предлогах? 

- Почему так важно правильно употреблять предлоги в речи?

ХI. Рефлексия. (1-2мин)

- Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы все поставленные задачи?

- Оцените свои знания по этому уроку.

ХII. Домашнее задание. Оценивание. (2-3мин)

1 ряд - составить 6 словосочетаний с предлогами.

2 ряд - составить 5 предложений с предлогами.

3 ряд -   стр.115 упр.7. Списать предложения. Найти и подчеркнуть существительные с предлогами и определить их падеж.

1 ряд: Запишите слова во множественном числе:

Окно-……., рука- ……, дверь - ……, пальто-….., яблоко- ..…, облако-…..

2 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме единственного числа:

Пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, домино.

3 ряд: Из данных слов выберите те, которые используются только в форме множественного числа:

Пальто, джинсы, брюки, кофе, очки, кино, сахар, ножницы, шахматы.

Окно-…., рука- ……

Дверь - ……, пальто-…..

Яблоко- ..…, облако-…..

Пальто, джинсы,

брюки

Кофе,

очки,

кино

Сахар, ножницы,

домино

Пальто, джинсы,

брюки

Кофе,

очки,

кино

Сахар, ножницы, шахматы

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

из

в

на

до

за

перед

под

над

из

в

на

до

за

перед

под

над

из

в

на

до

за

перед

под

над

?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

родной язык (Русский) 3-А класс Исмаилова С.М.

Слайд 2

Словарный диктант В лесу, на ёлке, под диваном, к окну, у Оли, перед игрой, под столом, за домом, для мамы, от брата.

Слайд 3

… дворе трава, … траве дрова. Не руби дрова … траве двора!

Слайд 4

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

Слайд 5

Кошка бежит по дорожке к дом у . от дом а . Кошка бежит по дорожке между дом ами .

Слайд 6

« ЗАчем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов » Цели : Повторить: что уже знаем о предлоге. Узнать: новые предлоги и наиболее употребительные предлоги. Научиться: писать предлоги с именами существительными.

Слайд 7

Физминутка «Злую тучку наказали»

Слайд 9

Д.п. по горам, по долам. Д.п. Д.п. За леса, за горы, В.п. В.п. про ключи, В.п. К заставе, про луга, про леса, В.п. В.п. по грибы, В.п. по ягоды, В.п. в избушку, В.п. через реки В.п.

Слайд 10

Сделаем выводы: И.п. предлогов В.п. и Д.п. - по В.п. и П.п. - в

Слайд 11

Бе з брежный – без берега, бе з ветренный – бе с страшный – бе с корыстный – бе з душный – бе с сердечный - без ветра, без страха, без корысти, без души, без сердца

Слайд 12

Разные предлоги нужны для: пояснения направления расположения

Слайд 13

Домашнее задание Прием «Идеальное домашнее задание» 1 уровень. Составить 6 словосочетаний с предлогами. 2 уровень. Составить предложения с предлогами. 3 уровень. Упр. 7 на стр. 115 Все предлоги выделить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение на вставку орфограмм, употребление слов в требуемом падеже».

Цель данного урока - совершенствование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных....

Урок русского языка во 2 классе на тему "Упражнение в употреблении местоимений в речи"

Технологическая карта открытого урока  русского языка во втором классе....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Разработка урока по родному русскому языку в 3 классе....