Зачем в русском языке такие разные предлоги?
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Позднякова Анастасия Николаевна

Разработка урока по родному русскому языку в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zachem_v_russkom_yazyke_takie_raznye_predlogi.zip1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского родного языка. 3 класс. Тема: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать представление о смысловой значимости предлогов; уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной и письменной речи; знать наиболее употребительные предлоги;

Развивающие:

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую грамотность, устную связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- овладеть начальными представлениями о роли предлогов в письменной и устной речи.

- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;

- знать наиболее употребительные предлоги;

Метапредметные:

Личностные:

- грамотно употреблять предлоги в речи;

- мотивировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познаватальные:

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

- работать в группах и парах;

- составлять грамотные устные и письменные высказывания.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедиа - проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный этап

Приветствует учащихся.

Ребята, встаньте ровно,

Посмотрите на свои рабочие места,

Всё ли вы приготовили к работе на уроке?

Молодцы!

Повернитесь друг к другу,

Прикоснитесь ладошкой к ладошке,

И получив заряд хорошего настроения

Садитесь по местам.

 - Подберите к каждой букве слова «предлог» слова, рассказывающие, какими вы будете на уроке.

- Молодцы, готовы начать наш урок?

Приветствуют учителя

Называют слова по первым буквам

Например:

Первыми, правильными, послушными

Радостными, работящими, рассудительными, решительными

Естественными, единственными, едиными

Дружными, добрыми, думающими

Любознательными, любезными, любопытными

Общительными, организованными, образованными, обаятельными

Готовыми, гуманными, громкими

Говорят о готовности

2. Актуализация знаний, целеполагание, мотивация к учебной деятельности.

Кто знает, что такое мозаика?  (слайд 1).

Зачитывает значение слова «мозаика»

Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, керамические плитки и пр.). Это одна из древнейших техник живописи, важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света. Так и наши знания мы будем собирать из маленьких частиц и создадим свой узор знаний, которые пригодятся как грамотным и эрудированным людям. 

После выполнения каждого задания вы будете получать элемент мозаики. В конце урока вам нужно будет её собрать.

Вспомните, какое сегодня число? Откройте тетрадь и запишите его.

- Посмотрите на доску и прочитайте запись: (слайд 2 на обратной стороне поворотной доски заранее подготовлена запись)

… дворе трава, … траве дрова.

Не руби дрова … траве двора!

- Скажите, что вы прочитали?

- Что не хватает в записи?

- Вставим в пропущенных местах предлог на.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

- Как вы думаете, можно ли поставить другой предлог?

- Вы правы, другие предлоги в данном случае не подходят, давайте сверим наш ответ с представленным образцом. (слайд 3)

- А кто может назвать ещё другие предлоги?

- Итак, ребята, тема нашего урока: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?» (слайд 4)

 - Подумайте, чему мы должны с вами сегодня научиться?

Посмотрите на опорные слова, изображенные на экране (слайд 5), с их помощью поставьте задачи:

Мы познакомимся с… (новыми  предлогами.)

Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.)

Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.)

Мы сможем поразмышлять… (какой предлог вставить.)

- Молодцы, вы верно поставили задачи.

- Как вы думаете, для чего мы изучаем эту тему?

- Где нам пригодятся полученные знания?

Высказывают свое мнение

Слушают учителя

Открывают тетради, записывают число.

Читают запись на слайде

Отвечают на вопрос (скороговорка)

Не хватает предлогов «на»

Один ученик выходит к доске и вставляет предлог

Высказывают свое мнение о том, что при подстановке других предлогов потеряется смысл у скороговорки

Называют предлоги

Заканчивают предложения

Высказывают свое мнение

3.Изучение нового материала.

Физкультминутка.

4. Закрепление нового материала.

Задает вопросы на повторение

- Что такое предлоги?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги?

- Откуда вы так много знаете о предлогах?

После ответов на вопросы раздает первый элемент мозаики.

Слайд 6 (комментирует учитель).

https://infodoski.ru/images/thumbnails/1181/1034/detailed/8/nsh37_pravopisaniye_predlogov.jpg

Работа в парах (слайд 7) 

- Ребята возьмите карточку с заданием и, работая в паре, выполните задания. Не забываете о том, что время ограничено.

Контролирует время выполнения задания.

- Ребята время закончилось, проверяем задание (слайд 8).

Спрашивает учащихся, как они справились с заданием, раздает второй элемент мозаики.

- Следующее задание по учебнику

  1. Работа по учебнику с. 113 – 114

Упражнение 5.

- Определи, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запиши по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обрати внимание: предлог всегда пишется с буквой з.

Образец: бездонный ← без дна.

Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный.

Что означает слово беспомощный?

БЕСПОМОЩНЫЙ – бессильный, слабый, нуждающийся в поддержке.

 После выполнения задания  раздает третий элемент мозаики.

- Ребята, оглядитесь вокруг. На стенах вы видите картинки с предлогами. Подойдите к одной из картинок и придумайте предложение или словосочетание с этим предлогом.

После ответов учащихся раздает четвертый элемент мозаики.

Работа по сюжетной картинке (слайд 9).

- Рассмотрим сюжетную картинку. Придумайте предложения с предлогами.

После ответов  раздает пятый элемент мозаики.

Работа в группе  по подбору определённых предлогов (слайд 10).

- Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем. В группу входят четыре человека (две соседние парты).  «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.

Контролирует время.

- Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.

- У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)

- Проверим по образцу! (слайд 11)

- У какой группы есть ошибки? Сколько раз ошиблись?

- У какой группы нет ошибок? 

- Молодцы! Раздает шестой элемент мозаики.

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

Читает в учебнике, с. 115

Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.

Мудрость в пословицах (читает из учебника стр. 116)

Не ради красы шуба, а ради тепла.

- Какой смысл у этой пословицы?

Вывод.

 - Ребята, давайте сделаем вывод: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

- Посмотрите на картинки, они помогут вам сделать вывод (слайд 12).

 https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0090/0003e4a7-1dc5549b/img5.jpg       

ВЫВОД:
Разные предлоги нужны нам для того, что связывать части речи в предложении, чтобы был понятен смысл предложения.

Отвечают на вопросы

Слушают комментарий учителя

Работают в парах

Проверяют задание по образцу, комментируют, как выполнили задание.

Открывают учебники выполняют задание, один ученик работает у доски

Встают, подходят к выбранной картинке и называют предложение или словосочетание

Придумывают предложения и озвучивают их по желанию.

Работают в группе

Отвечают, проверяют по образцу

Слушают учителя, следят по учебнику.

Отвечают.

Зимой без шубы холодно.

Высказывают свое мнение.

5. Контроль знаний.

Тест

- Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы.

                                   Тест. (слайд 13)

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

- Проверяем по образцу.(слайд 14)

                                   Тест.

Что такое предлоги?

А) слова

Б) части слова

Как пишутся предлоги с другими словами?

А) слитно

Б) раздельно

Какую роль выполняют предлоги в речи?

А) Не служат для связи слов в предложении

Б) Служат для связи слов в предложении

- Кто выполнил тест без ошибок? Поставьте восклицательный знак.

- Кто выполнил тест с одной ошибкой? Поставьте знак +.

- Кто сделал 2-3 ошибки поставьте знак -.

Раздает седьмой элемент мозаики.

Выполняют тест

Проверяют тест по образцу

Оценивают свою работу.

6. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд 15)

1 уровень. Составить предложения с предлогами.

2 уровень. Написать мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.

Подчеркнуть предлоги.

Записываю домашнее задание, слушают комментарий учителя.

7 Рефлексия

– Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. Настало время собрать мозаику. Работая в парах, вам нужно собрать мозаику и определить, какое слово зашифровано в ней (слайд 16).

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Для чего служат предлоги?

- Почему так важно правильно употреблять предлоги в речи?

- Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы все поставленные задачи?

- Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний.

Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист.

- Спасибо за урок.

Работают в паре, собирают мозаику, определяют зашифрованное слово (слово «предлог»).

Отвечают на вопросы учителя

Выходят и прикрепляют листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

Автор работы:  Суркина Л.Н.                       Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"2 классПНШ...

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык...

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык

Презентация Зачем существуют разные словари? родной русский язык...