Урок по кубановедению «Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека»
план-конспект урока (3 класс)

Гвоздюкова Рената Равшановна

Урок по кубановедению «Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека»

Предмет: кубановедение

Класс: 4

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с разнообразием водоёмов Краснодарского края, раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • обучающие – сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края; познакомить с видами водоёмов;
  • развивающие - развивать познавательный интерес; умение работать с картой; творческие способности;
  • воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю, личную ответственность за сохранение и приумножение природных богатств родного края.

Прогнозируемый результат: учащиеся узнают типы водоёмов, встречающиеся в Краснодарском крае, будут уметь показывать их на карте. Будут уметь составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

Оборудование:  компьютер, проектор, физическая карта Краснодарского края, раздаточный материал; рабочая тетрадь (у учеников физическая карта Краснодарского края в тетрадях).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный (2 мин) (подготовиться к продуктивной работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой)

Ребята заходят в класс, готовятся к уроку, звенит звонок… Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель: «Здравствуйте, ребята, сегодня отличный день для того, чтобы отправиться в невероятное путешествие и узнать много нового и интересного. Вы согласны со мной?»  (ученики с удовольствием соглашаются и становятся главными участниками урока)

  1. Подготовка к изучению нового материала. Мотивация (2мин) (настроить учащихся на активную работу, подвести к изучению нового материала)

Учитель:  

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?  

- Послушайте сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса:

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина – 1940м. Волга занимает 17 – место в мире по протяженности среди других рек.

- Так о чём пойдет речь на уроке?

«О реках, морях, озёрах и т.д. Водоемах» - уверенно отвечают ученики.

Учитель: «Вы совершенно правы! Молодцы!»

  1. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. (3мин) (формирование и развитие умения определять и формулировать проблему)

Учитель: «Что такое водоем?»

Ученики: «Место скопления и хранения воды»

Учитель: «Назовите известные вам водоемы от самых больших до самых маленьких».

Возможные ответы учащихся: « Черное море, Атлантический океан, Азовское море, водохранилище Братское, водохранилище Иркутское, река Кубань, река Иртыш, река Ока, Река амур и т.д.» ( ответы детей могут быть различными)

Учитель: «Пользуясь физической картой Краснодарского края, назовите  какие водоемы есть в нашем крае».

Ответы учащихся: « Азовское и Черное море; озера – Абрау, Кардывач, Ханское; реки – Белая, Пшеха, Кубань».

Учитель: «Чем они богаты? Какую роль в жизни человека играет вода?»

Ученики: « Без воды, как и без воздуха, не может существовать жизнь на земле. Водоемы служат для перевозки грузов, ловли рыбы, отдыха людей. Поэтому реки, озера и другие водоемы должны быть чистыми и охраняемы».

Вывод: Нельзя допускать, чтобы сточные воды заводов, фабрик и ферм, ядохимикаты с полей, мусор попадали в водоёмы. От грязной воды погибают растения, животные, нарушается природное равновесие, заболевают люди. Водоемы надо беречь!  (Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу)

  1. Изучение нового материала ( включение нового в активное использование в сочетании с раннее изученным, освоенным) (23 мин) (создать условия для формирования учащимися темы и задач урока, формировать умения обобщать знания)

Учитель: «Итак, мы определили с Вами тему нашего урока: Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека»

- « А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по физической карте Краснодарского края»

(Учащиеся работают с картой; учитель называет водоём, который ученики показывают на карте, после чего учитель даёт краткое представление о источнике, с которым работает класс)

Учитель: «Чёрное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским. Площадь моря 422 тыс. кв.км, самая большая глубина – 2245 м. в море водится свыше 1000 видов животных. Среди них – удивительные и красивые млекопитающие. Это дельфины. Обитает в море примерно 170 видов рыб. Чёрное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира. На черноморском побережье нашего края расположены города: Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи. В санаториях, турбазах, находящихся на берегу моря, лечатся и отдыхают взрослые и дети.

Азовское море Оно резко отличается от Чёрного моря и находится на северо-западе нашего края. Площадь моря 38800 кв.км, в 11 раз меньше Чёрного моря. Глубина не превышает 14 метров. Вода опресняется реками Кубанью и Доном, поэтому содержит мало соли и легко замерзает. Азовское море – уникальный водоем, ещё недавно считался самым богатым по рыбным запасам. На Азовском побережье расположены города: Ейск, Темрюк, Приморско-Ахтарск.

- Найдите на контурной карте Чёрное и Азовское моря и нанесите на карту.

- Посмотрите на карту края, она покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это показаны наши реки. Одни из них горные – бегут быстро, бурно, другие равнинные, текут медленно, спокойно.

- Какие реки вы знаете? Покажите и нанесите на контурную карту.

- горные реки коротки, быстры и текут по глубоким ущельям. Из рек впадающих в Чёрное море, наиболее значимы Музымта, Сочи, Туапсе, Вулан, Пшада и др.

В северной части Азово-Кубанской равнины в сторону Азовского моря текут степные реки. Наиболее крупные: Кирпили, Бейсуг, Челбас, Сосыка, Ея и др.

- Кубань – одна из крупнейших и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под горы Эльбрус. Длина реки Кубань 870 км, площадь бассейна 57900 кв.км. Более 700 км находится в пределах Краснодарского края.  У хутора Тиховского Кубань разделяется на два рукава: Кубань и Протока. Река имеет притоки, которые стекает с северных склонов Большого Кавказа. Это Уруп, лаба, Белая, Пшит, Псекупс, впадающие в Краснодарское водохранилище.

Кубань и степные реки в жизни населения имеют большое значение. Воды реки Белой вращают турбины гидроэлектростанций: Майкопской и Белореченской.

Озера. У Азовского моря есть озеро Ханское, Голубицкое, Соленое, Чембурка (около Анапы), Суджукское (около Новориссийска). Все эти озера соленые. Грязь озер используется в лечебных целях. А вот озеро Абрау (у Новороссийска) и озеро кардывач (у Красной Поляны) привлекают туристов необычайной красотой.

Плавни образовались от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды.

Лиманы – неглубокие водоемы, созданные деятельностью  Азовского и Чёрного морей , степных рек и Кубани. Наиболее крупные Ахтанизовский, Восточный, Кирпильский, Ейский.

Искусственные водоемы: Шапшугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское водохранилища. С помощью водохранилищ поддерживает уровень воды, необходимый для судоходства, орошаются территории, бедные влагой, обеспечивается нормальный полив посевов риса».

  1. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание (10 мин) (умение соотносить цели и результаты собственной деятельности)

Работа с физической картой Краснодарского края (учитель задаёт вопрос, ученики находят ответ на карте и отвечают)

Учитель: «Самое большое водохранилище»?

Ученики: «Краснодарское»

Учитель: «Ответвление, отходящее от главного русла реки»?

Ученики: «Рукав»

Озеро, которое находится около Анапы, известное своими целебными грязями»?

Ученики: «Чембурка»

Учитель: «Образования от разливов степных и горных рек, от скопления дождевой воды»?

Ученики: «Плавни»

Учитель: «Неглубокие водоемы, созданные деятельностью Азовского и Черного морей»?

Ученики: «Лиман»

Учитель: «Из-под ледников какой горы берет свое начало река Кубань»?

Ученики: «Эльбрус»

Учитель: «Что вы можете рассказать о водоемах нашего края»?

Домашнее задание:

Учитель: «Подготовить рассказ по плану об одном водоеме Краснодарского края (план прилагается на раздаточном материале)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Водоёмы Краснодарского края: моря, реки, озёра, водохранилища, лиманы"

Формирование у детей представления о водоёмах края, ознакомление с растительным, животным миром водоёмов. Воспитание бережного обращения к природе....

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Значение воды в природе и жизни человека.

Исследовать влияние воды на жизнь растений и животных. Формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы....

Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека

Презентация по теме "Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека"...

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....