Значение воды в природе и жизни человека.
план-конспект урока по зож (3 класс) на тему

Кетова Ольга Александровна

 Исследовать влияние воды на жизнь растений и животных. Формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Значение воды в природе и жизни человека.

Цели:

  • Исследовать влияние воды на жизнь растений и животных. Формировать осознанное представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи:

  • Создать условия развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к воде.

ХОД УРОКА

НАСТРОЙ: Что вы ждёте от урока? ( Новых знаний, возможности поработать в паре, проверить есть ли у меня знания по теме урока, углубить их, учиться слушать и слышать и др. варианты детей, которые они высказывают вслух.)

  1. Начало исследований

На доске записаны тема урока, цитаты. Тема урока и слово «вода» во всех значениях закрыты.

Вода – это чудо природы, самое её драгоценное ископаемое

 А.П. Карпиненский, учёный- геолог

Вода – самое необыкновенное вещество из всех веществ Земли.

 И.В. Пеирянов- Соколов, учёный- химик

Вода – это жизнь.

 А. де Сент -  Экзюпери

- Прочитайте запись на доске.

- Я не буду пока открывать название вещества, о котором идёт речь. Я думаю, Вы сами определите, что это такое, в ходе различных исследований на сегодняшнем уроке.

2. Организация наблюдений

  • Детям предлагается рассмотреть два растения - одинаковые комнатные растения, одно из которых 3-4 дня не поливали. Листья подвяли и повисли.

- Рассмотрите эти растения. Сравните их.

- Как Вы думаете, это произошло?

 – А теперь посмотрите на результаты опыта, который мы заложили неделю назад.

(Суть опыта: в двух банках лежат семена в салфетках. В первую банку мы не налили воду, во вторую наливали столько, чтоб салфетка с семенами была влажной.)

- Что заметили?

- Как  вы думаете, почему одни семена проросли, другие- нет?

Обсуждаем результаты наблюдений. Делаем выводы.

 – Сейчас мы медленно совершим два путешествия. Побываем в лесу, но в различных частях земного шара.

У детей на карточках на столах два описания. Чтение сопровождается фотографиями через проектор.

Читают дети.

  1. Солнце жжёт беспощадно. Воздух сухой и горячий. Мы в лесу. Но лес ли это? Деревья без листьев. Нет тени. Уродливые деревья с растресканными и вывернутыми ветвями стоят редко-  в восьми- десяти шагах одно от другого. Под этими низкорослыми уродцами нет ни мха, ни травы, ни зелёного кустика, только песок, такой горячий, что жжёт подошву ботинка. Редко заметишь что- либо живое.

  1. Нас окружает полумрак. Высокие столбы громадных деревьев подпирают на высоте 50 метров плотную зелёную массу листьев. Неба не видно, и ослепительный свет жаркого тропического солнца еле проникает вглубь. Воздух влажный и тёплый. Каждое растение здесь разрастается до огромных размеров. Лес буквально кишит разной живностью, от крохотных лягушек, похожих на живые драгоценности, до гигантских змей и огромных крокодилов.

- Что вы можете сказать об этих лесах?

Выслушиваются рассуждения детей.

Дети обнаруживают общее: жаркое солнце, горячий воздух, и причины различий: есть или нет вода.


- Предлагаю найти и прочитать в первом и во втором тексте подтверждения нашим суждениям.

  1. Выводы из наблюдений

– Почему завяло растение?

- Почему не все семена проросли?

- Почему такие разные бывают леса?

- Давайте поразмышляем, только ли для растений важна вода. Высказывания детей, примеры.

- Посмотрите на доску. Вставьте нужное слово и прочитайте эти замечательные высказывания.

- Какова же тема нашего урока? (ВОДА)

Открываю слова и тему урока на доске.

- Мы сегодня только начинаем разговор о воде. Это чудо природы настолько многогранно, что на одном уроке невозможно охватить всё.

- Что о воде может рассказать глобус? (Вода занимает большую часть земной поверхности. Это почти 2/3 поверхности Земли.)

Обсуждаем, как можно нарисовать диаграмму.

                1/3

            2/3             2/3

1/3

  1. Продолжение исследования

- Какая из трёх записей на доске более всего подходит к теме нашего урока?

Дети обсуждают и приходят к выводу, что «Вода- это жизнь».

Выслушиваются рассуждения детей.

  1.  Итог урока

- Что вы узнали нового о воде? Выслушиваются ответы детей.

- Сделайте предположения, что мы будем изучать на  следующем уроке?  Выслушиваются  и фиксируются ВСЕ варианты предположений детей на специальной «Доске открытий»

Вода - очень важный компонент неживой природы. Без воды нет жизни на Земле.

Что же особенного в воде?

Какими свойствами она обладает?....

Вопросов, которые вы предложили. И на последующих уроках мы обязательно найдём на них ответы. Если вы нашли ответ на вопрос с «Доски открытий» обязательно поделитесь с классом. А по поводу нашей следующей темы я могу лишь сделать подсказку в виде 3-х слов: ВКУС, ЦВЕТ, ЗАПАХ. Некоторые Ваши предположения полностью совпадают с материалом работы следующего урока.

  1. Рефлексия

- Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока? (Свободные ответы- мнения детей)

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО НА УРОКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Роль воды в природе и жизни человека. "

Свойства воды  и три её состояния...

Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека.

Разработка урока по природоведению на тему: Вода и ее свойства. Значение воды в природе и жизни человека....

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека

Презентация по теме "Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека"...

Материал урока по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека»

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека» во 2 классе. УМК А.А. Плешакова....