Методический семинар на VII открытом педагогическом конкурсе-фестивале «Янтарная сова - 2019». Выполнила: Римша Алла Вениаминовна
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Римша Алла Вениаминовна

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/d/KXXEb3ii7vialA
 

       Метод проектов по моим наблюдениям помогает активизировать учеников больше, чем требования родителей и учителей хорошо учиться. Проектное обучение не должно             вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод               проектов наряду с другими активными методами обучения ДОЛЖЕН  эффективно применяться уже в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар на VII открытом педагогическом

конкурсе-фестивале «Янтарная сова - 2019»

                                                              Выполнила: Римша Алла Вениаминовна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                       МАОУ СОШ № 24 г. Калининграда

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт поставил перед нами новые цели, неизбежно требующие поиска новых решений.  Теперь  уже в начальной школе ребенок должен овладеть УУД, которые составляют основу умения учиться, овладеть навыками решения творческих задач и навыками поиска, анализа информации; у детей должна формироваться мотивация к обучению, саморазвитию.

Одной из важнейших проблем настоящего времени является проблема формирования личностных УУД. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность.  Сегодня уже никого не приходится убеждать в ее важности и необходимости.

Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Она ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности. Учитель же выступает не носителем готовых знаний, а  организатором познавательной деятельности.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для достижения воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий, способствует овладению обучающимися основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

С 2014 года я использую метод проектов.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.

Предполагаемые результаты от применения метода проектов:

1.        Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.
2.        Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.
3.        Умение планировать работу над проектами.
4.        Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов.
5.        Умение доводить начатое дело до конца.

Нужно понимать, что использование метода проектов в начальной школе имеет свои особенности. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие темы проектной деятельности, содержание и форма презентации которых были бы адекватны возрасту.
Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов.
Но даже они могут считаться проектами.
Главное требование - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило.

Какая роль отводится здесь учителю?

Проектная деятельность имеет характер сотрудничества ученика и учителя, а также учеников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).

Педагог может выступать в той или иной роли:
«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
«Специалист»: компетентен во всём.
«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
«Координатор»: организовывает сотрудничество.
«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.

В этом году участниками проектной деятельности стали все ученики класса.
Авторы проектов – 8 учеников (20 %)
Активно вовлеченные – 20 учеников (67%)
Пассивные слушатели – 2 ученика (6 %)

Как возникают проекты в моём классе?

Одно из главных условий: тема проекта – выбор самого ученика. Только тогда тема проекта будет ребенку интересна и  у него будут «гореть» глаза. Только тогда ребенок естественным образом соединит теорию и практику, что делает теорию более интересной и более реальной. Это одно из условий роста учебной мотивации.

Вот несколько тем проектов, выросших из детских идей:
1.«Кенигсберг – Калининград». В ходе проекта мы заучивали словарные слова, создали герб класса, выпустили книгу «Из прошлого в настоящее» об история родного города.
2.«Бишкек – Калининград». Продуктом этого проекта  стала книга «Бишкек – Калининград», по которой можно проследить основные вехи в истории России.
3.«Прозвища, оскорбления, обидные слова… А давайте попробуем жить дружно!?». Этот проект позволили нашему классу нетривиально поговорить о проблеме взаимного уважения, был разработан
дидактический материал учителю для групповой работы.
4.«Кто «сильнее» в современном мире…». Продукты – памятки читателям школьной библиотеки, фотоальбом «Памятники и монументы, посвященные книгам».
5. Изучая «Влияние шума на здоровье и работоспособность учеников начальной школы», ученики моего класса стали ответственнее относиться к соблюдению дисциплины на уроках, были разработаны знаки «тишины», что позволило всем детям, а не только авторам проекта, проявить свои творческие способности.
6. «Пойте и развивайтесь на здоровье». Продуктом этого проекта стали плакаты для кабинета музыки, разработаны памятки с
физминутками и упражнениями для укрепления здоровья.
7. Проект «Гепард» неожиданно превратился в дидактический материал  по основным предметам. Создана книга «Гепард».
8. Проект «Ненужные» страхи позволили не только автору победить свои фобии, но и стал основой для создания памятки, плаката для учеников начальной школы «Пауки, польза или вред?»

Таким образом, можно говорить, что  в результате проектной деятельности учащиеся моего класса уже несколько лет вносят свой вклад в создание образовательной среды школы. Продукты наших проектов можно найти в школьной библиотеке, классных кабинетах, в холле, у педагогов начальной школы (дидактический материал для проведения уроков и работы в группах).

Видеоролики как один из результатов проектной деятельности.

Не секрет, что современные дети увлечены  просмотром роликов из youtube, сети – Интернет. Всегда ли это хорошо? И нужно ли с этим бороться?

Часто на просторах Интернета можно встретить снятые примитивные бессмысленные ролики. Мы решили снимать свои видеоролики, которые несут познавательный уклон и воспитательный характер. Ролики – «зеркало», которое отражает, чем мы занимаемся, к чему стремимся, о чем думаем, мечтаем, что нас волнует.

Для создания роликов я пользуюсь программой Windows Movie Maker (Виндовс Муви Мейкер). Это популярная бесплатная программа, предназначенная для создания и редактирования видео. Редактор для монтажа видео входит в состав программного обеспечения.
Программа позволяет создать целый видеофильм на основе имеющихся фотографий и видеозаписей. Есть возможность добавлять спецэффекты, звуковое сопровождение, плавные переходы, подписи и заголовки. Windows Movie Maker тесно интегрирован с социальными сетями – можно обмениваться через интернет своими видеозаписями с родственниками, друзьями или знакомыми. Кроме того, программа может сохранять исходные видеофайлы на компьютере, мобильном телефоне или DVD-диске.

Алгоритм работы над созданием ролика:

1.Понять, что мы хотим сказать людям.
2. Провести классный  час: выслушать предложения детей о том, как это снять; распределить главные роли.
3. Съёмки в любое время на камеру обычного телефона.
4. Всем классом отсматриваем эпизоды, отбираем более удачные.

5. Учитель монтирует,  подбирает и накладывает музыку.
6. Всем классом просматриваем ролик, оцениваем полученный результат, строим планы на будущее.
Ролик готов к демонстрации

Анализируя свою педагогическую деятельность,  я могу сказать, что на сегодняшний день у обучающихся остаются следующие проблемы:
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;

- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- отсутствие навыков переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации - в жизненную.

По моим наблюдениям, работа над проектами:

- повышает вероятность творческого развития ученика;

- развивает навыки монологической речи,  артистические способности, навыки интервьюирования, устного опроса;

-формирует умение отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, находить компромисс, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы.

Именно поэтому я продолжаю работу над проектной деятельность. Метод проектов по моим наблюдениям помогает активизировать учеников больше, чем требования родителей и учителей хорошо учиться. Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод  проектов наряду с другими активными методами обучения ДОЛЖЕН  эффективно применяться уже в начальных классах.



Предварительный просмотр:

                                 СЛАЙД 1

Сегодня мне предстоит поделиться с Вами своим опытом, рассказать, услышать ваше мнение о всем известной ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Несмотря на то, что, скорее всего все с ней знакомы, данная технология является инновационной, т.к. ее можно унифицировать (т.е. внести какие-то изменения), ее продолжают осваивать и усовершенствовать.

2. Перед Вами четыре позиции. Я предлагаю Вам выбрать ту, которая на сегодняшний день вам наиболее близка.

     

3.Для меня это своеобразные ступени, по которым нам пришлось пройти вверх, для того, чтобы получить то, что мы имеем на сегодняшний день.                      СЛАЙД  2

Проектной деятельностью я занимаюсь  с 2013 года. Этот метод имеет свои особенности, свои «плюсы» и свои трудности. Мы должны понимать, что роль учителя, при организации ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  - велика.                     СЛАЙД 3
Будь то 1 класс или 4 –ый, учитель выступает в роли  «Энтузиаста», «Специалиста»,
«Консультанта»,  «Руководителя», «Модератора», «Координатора», «Эксперта».

В школу я пришла работать в 2012 году, как раз тога, когда был введен ФГОС. Проектной деятельностью не занималась, но эту технологию стала осваивать, т.к. этот метод позволяет формировать УУД,…… Так я перешла на вторую ступень.

Со временем я получила определенный опыт, стала понимать, что данный метод позволяет детям развиваться в разных направлениях. Заметила, что дети стали больше взаимодействовать между собой, плодотворно работать в группах, выполнять определенные задания, затем успешно реализовывать, защищать ПРОЕКТЫ.
Это и стало переходом на следующую ступень.

В этом году участниками проектной деятельности стали все ученики моего класса.
Авторы проектов – 8 учеников (27 %)                                                                              СЛАЙД 4
Активно вовлеченные – 20 учеников (67%)
Пассивные слушатели – 2 ученика (6 %)

Все 8 проектов мы успешно выставили на конкурс в школе, если представится возможность, примем участие в городских, областных конкурсах

4. Именно на этой ступени, я, как учитель, столкнулась с определенными трудностями.
СЛАЙД 5

Ученику предстоит: а) доверится с выбором темы учителю
                                   б) предложить свою тему

Как правило, темы учеников в начальной школе довольно просты и не столь актуальны.
В этот раз я пошла на поводу у детей, и мы стали работать над теми темами, которые были выдвинуты детьми.                                        
СЛАЙД 6  (Темы проектов)

5.Какую пользу можно извлечь,  работая над данными темами?

Чтобы облегчить задачу, рассказать о двух проектах (о продуктах):
СЛАЙД 7 («Кто «сильнее» в современном мире»)
СЛАЙД 8 (.«Прозвища, оскорбления, обидные слова… А давайте попробуем жить дружно!?»).

(2-3 мин) Работа в парах над темами проектов: «Гепард», «Страхи», «Бишкек», «Геральдика», «Пение..», «О вреде шума»
обсуждение предложен. идей.

5. Я хотела бы поделиться теми идеями, продуктами, которые получились у нас с ребятами.

СЛАЙД  9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

6. Одним из продуктов проектной деятельности может стать видеоролик. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Современные школьники  увлечены просмотром видеороликов из ютуб и сети – Интернет. Ролики примитивные и бессмысленные. Дети не только просматривают их, но и сами снимают такие же примитивные, порой глупые ролики.                                    СЛАЙД 16, 17.
В какой- то момент мы решили сами снимать и на сегодня у нас целая коллекция видеороликов, которые несут познавательный уклон и воспитательный характер.
Ролики – «зеркало», которое отражает, чем мы занимаемся, к чему стремимся, о чем думаем, мечтаем, что нас волнует.

Для создания роликов я пользуюсь программой Windows Movie Maker
(Виндовс Муви Мейкер). Это популярная бесплатная программа, предназначенная для создания и редактирования видео. Программа позволяет редактировать любые видео, фотографии, есть возможность добавить спецэффекты, звуковое сопровождение, плавные переходы.

7. Заключение

По моему мнению, начальная школа является ПЕРВЫМ ЭТАПОМ вхождения в ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, где закладывается фундамент дальнейшего овладения ею. И здесь очень важно, чтобы дети формировали не только УУД (что, конечно, немаловажно), не только реализовывали идеи своего наставника, но и важно, чтобы дети реализовывали свои идеи, свои мечты, планы и получали от этого максимум удовольствия. И пусть их идеи будут просты, незамысловаты, зато у детей будут «гореть» глаза. И как мы убедились, даже самая простая тема, может вылиться в успешный, актуальный и полезный проект.
Благодаря детским идеям, можно говорить, что  в результате проектной деятельности учащиеся моего класса вносят свой вклад в создание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ школы. Продукты наших проектов можно найти в школьной библиотеке, классных кабинетах, в холле, у педагогов начальной школы (дидактический материал для проведения уроков и работы в группах).                                          
СЛАЙД 18

8. Закончить свое выступление мне бы хотелось самым первым нашим роликом, с которого все и началось. Ролик был снят на камеру обыкновенного телефона и возможно, снят еще не столь профессионально, но он является для нас самым значимым и любимым.                                                                     СЛАЙД 19 («Бумеранг добра»)
Приятного просмотра, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Методический семинар "Основные аспекты применения педагогических технологий в 4 классе в рамках ФГОС."

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как моб...

3.3.–3.5. Участие и достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях по профилю деятельности педагогического работника. Форма11.

Представлены данные участия обучающихся в олимпиадах, праздниках регионального и муниципального, международного уровня уровней, а также наличия победителей и призёров....

Янтарная сова - 2018

Мастер-класс на VI педагогический конкурс-фестиваль "Янтарная сова - 2018"...

Методический семинар "Учитель Года 2019"

Формирование экологического образования у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и при изучении курса «Окружающий мир»...

Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"

Данная работа знакомит вас с новой  педагогической  технологией.   Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...