Методический семинар "Основные аспекты применения педагогических технологий в 4 классе в рамках ФГОС."
опыты и эксперименты (4 класс) по теме
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как мобильные телефоны. Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Время изменяет не только урок, но и педагога, а с ним модифицируется и характер педагогической деятельности. То есть происходит модернизация образования, а соответственно и преподавать в современной школе нужно по-современному
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_aspekty_primeneniya_pedagogicheskih_tehnologiy_v_4_klasse_v_ramkah_fgos.docx | 33.88 КБ |
metodicheskiy_seminar_.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
(МАОУ СОШ № 1)
Альмухаметова Олеся Павловна
учитель начальных классов
(слайд 1)
Методический семинар:
"Основные аспекты применения педагогических технологий в 4 классе в рамках ФГОС."
1.Вступление.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Здесь нельзя не вспомнить слова Российского историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
2. Актуальность выбора.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Все, что включает в себя понятие "современная школа" устаревает так же быстро, как мобильные телефоны. Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Время изменяет не только урок, но и педагога, а с ним модифицируется и характер педагогической деятельности. То есть происходит модернизация образования, а соответственно и преподавать в современной школе нужно по-современному. (Слайд 4)
Важными словами для меня являются слова доктора педагогических наук Надежды Егоровны Щурковой «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы». Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию. (Слайд 5)
Бесспорно, у каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую он старается привить ребёнку. Моя же концепция основывается на любви к профессии, любви к детям. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха.
(Слайд 6)
Цель – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого обучающегося.
(Слайд 7)
Мои основные педагогические задачи и принципы: (Слайд 8)
- Люби детей и будь терпима.
- Доброта – это золотой ключик, подходящий к любой двери.
- Что ни делай, – делай это добросовестно.
- Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей.
- Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.
3. (Слайд 9) Для реализации педагогической деятельности применяю:
1. Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
2. Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно- познавательную деятельность. Формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
4. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
4. В работе использую технологии для развития личности каждого обучающегося класса: (Слайд 10)
Здоровьесберегающие и здровьеразвивающие технологии на уровне не только овладения умениями и навыками, но и формирования у каждого обучающегося внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности.
В структуре урока, применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: (Слайд 11)
Например:
∙положительный эмоциональный настрой на уроке;
∙оптимальный темп ведения урока;
∙подача материала доступным рациональным способом;
∙наглядность;
∙смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
∙физкультминутки, динамические паузы;
∙дифференцированный подход в обучении;
∙групповая работа, работа в парах;
∙игра, игровые моменты;
∙воспитательные моменты на уроке (беседы);
∙санитарно – гигиенические условия.
Часто мною применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. (Слайд 12)
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
-для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль;
-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.( слайд 13)
Работа в группах. ( слайд 14)
Тестовые вопросы. Целесообразно использовать этот прием при закреплении учебных навыков. Например: ученику необходимо быстро ответить на вопросы учителя.
На доске записано число 36.
1) Назовите число: а) большее 36; б) меньшее 36.
2) представьте число 36 в виде суммы: а) двух равных слагаемых; б) двух неравных слагаемых; в) трех неравных слагаемых; г) трех равных слагаемых.
3) назовите дополнение числа 36: а) до 100; б) до 1000.
4) представьте число 36 в виде произведения: а) двух равных множителей; б) двух неравных множителей
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения». Очень точно подметил Роджер Левин "Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. (Слайд 15)
(Слайд 16) Моей первостепенной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Работая с детьми, стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а применяю проблемно – диалогическую технологию. (Слайд 17)
Обучающийся на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает и проверяет гипотезы. Учебная проблема часто формулируется обучающимися, а не дается в готовом виде. Суть поиска решения учебной проблемы проста: посредством диалога помогаю обучающимся самостоятельно «открыть» новые знания. Такие знания гораздо легче и прочнее усваиваются, чем знания, преподнесенные обучающимся в готовом виде.
«Открытие» окрыляет ребенка, ведь, совершая его, дети выступают не как исполнители, а как творцы. Это способствует «раскрытию» его личности, положительно влияет на ее развитие. Поэтому на моих уроках дети учатся творить, мечтать, добывать знания самостоятельно. Я учу детей оценивать работу товарища и свою собственную, радоваться успехам и творчески подходить к выполнению заданий.(Слайд 18)
Например:
Урок математики во 2 классе.
При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы:
Учитель: Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети: Мы такие ещё не решали.
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель: Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети: Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
(Слайд 19) Компьютерные технологии помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету. На разных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции: актуализации необходимых для усвоения знаний, наглядное предъявление дидактического материала, тренинг умений и навыков, их контроль. Моих учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. Это одно из средств, помогающих усвоить учебный материал детям с различными типами восприятия и переработки информации.
Использую компьютер на уроках при изучении окружающего мира, на уроках математики, русского языка при отработке базовых знаний, умений и навыков. (Слайд 20-24) Например, отрабатывая знания, умения и навыки по русскому языку я применяю интерактивные тесты «Определи склонение существительных», «Правописание слов с безударными гласными», «Вставь букву» и. т. д. Выполнение такого теста вызывает огромный интерес у ребят, а самое главное ученик тут же получает результат. (Слайд 25)
В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса, обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков способствует развитию ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Наиболее эффективные это уроки – исследования, мини – исследования, исследование в домашнем задании, проект по теме, исследовательские работы, представляемые на конкурсах, научно-практических конференциях.(Слайд 26-27)
Например:
В результате проектной деятельности учащимися класса, родителями и учителем были созданы, оформлены и представлены проекты:
• «Моя родословная» (ребята вместе с родителями составляли родословное древо, определяли, с кем из родных имеют общие черты во внешности, в характере).
• «Былины»
• «Богатыри земли русской»
• «Сочиним сказку» и другие.
Метод проекта на уроках по литературному чтению
- придумать концовку рассказа,
- нарисовать иллюстрации к произведению,
- придумать свою сказку на новый лад. (Слайд 28)
Вышеперечисленные технологии способствуют целостному развитию личности моих учеников. На уроках пробую себя как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. А с целью эффективности образовательного процесса применяю фронтальную, индивидуальную, коллективную, самостоятельную формы работы. (Слайд 29)
5.Выводы:
Важно помочь каждому ребенку, посредством урочной и внеурочной деятельности, раскрыть все заложенные в нем задатки. Пройти вместе с ним путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, новые грани мира, но и «откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свои роль и место в окружающем его мире.
Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом, не теряя к нему уважения, как к старшему и как к педагогу. Эта цель кажется недостижимой, но ведь и самый легкий и самый тяжелый путь начинаются с первого шага. Каждый день, на каждом уроке создаю условия для саморазвития ребенка, расширяю пространство самореализации личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы».
Цель – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого обучающегося.
Педагогические задачи и принципы: Люби детей и будь терпима. Доброта – это золотой ключик, подходящий к любой двери. Что ни делай, – делай это добросовестно. Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Здоровьесберегающие технологии: Это уроки здоровья, физкультминутки на уроках, эмоциональные разгрузки, физминутки для глаз, тематические прогулки, участие в проектах.
положительный эмоциональный настрой на уроке; оптимальный темп ведения урока; подача материала доступным рациональным способом; наглядность; смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.); физкультминутки, динамические паузы; дифференцированный подход в обучении; групповая работа, работа в парах; игра, игровые моменты; воспитательные моменты на уроке (беседы); санитарно – гигиенические условия.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: -для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль; -в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».
Роджер Левин " Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
П роблемно – диалогическая технология . Обучающийся на уроке не пассивный слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности.
Урок математики. При изучении темы “Умножение двузначного числа на однозначное” подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6 и т. д. Последним был о выражение 14 * 6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация . Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог , который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы: Учитель : Почему затрудняетесь в нахождении результата? Дети : Мы такие ещё не решали. Учитель : В чём затруднение? Дети : Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Учитель : Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Дети : Научиться умножать двузначное число на однозначное. Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.
Компьютерные технологии помогают поднять учебный процесс на качественно новый уровень: способствуют расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым существенно повышая интерес к предмету.
Работа с ресурсами Интернет
В основе реализации ФГОС лежит системно- деятельностный подход , предполагающий внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности . Считаю, что технология проектной деятельности открывает новые возможности для создания интереса, обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Технология проектной деятельности
Формы работы:
Ребёнок это наше будущее, будущее нашей страны. Воспитывая детей, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализовываться , подготовленными к жизни в современном информационном веке.
Творческих успехов, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по технологии 2 класс в рамках ФГОС.
Планирование по технологии. 2 класс, в рамках ФГОС....
Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».
Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...
Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС
Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....
Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"
Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...
Применение интерактивных технологий в обучении в рамках ФГОС
Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средств организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов. ...
Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личнос...
Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"
Данная работа знакомит вас с новой педагогической технологией. Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...