Конспект урока Лекарственные растения 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Евская Анна Александровна

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме «Лекарственные растения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lekarstvennye_rasteniya_2_klass.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Конспект урока

по предмету «Кубановедение» на тему:

«Лекарственные растения»

2 «Б» класс

Евская Анна Александровна

                                    учитель начальных классов

ст. Полтавская, 2023

Технологическая карта

Дата проведения

17.10. 23 г.

Место проведения

МБОУ СОШ № 1

Класс

2 «Б»

Автор

Евская Анна Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7, ст. Полтавская

Предмет

Кубановедение

Программа

Учебник: учебное пособие «Кубановедение» для 2  класса для общеобразовательных учреждений/ М.В. Мирук, Е.Н.Еременко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич, Ил. В. Вторенко, Ю. Сперанский,- Краснодар: перспективы образования, 2020 г.

Раздел

Природа моей местности

Тема урока

Лекарственные растения, лес, ромашка, земляника, мох сфагнум, одуванчик, цикорий, крапива и др.

Цель урока

Познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края.

Задачи

Образовательная: познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о лечебных свойствах растений. Научить учащихся распознавать лекарственные растения, использование их в жизни.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать представление о многообразии лекарственных растений Кубани.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме «Лекарственные растения».

Методы

Словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

УУД

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить и правильно формулировать ответы на вопрос.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, учить осуществлять учебное сотрудничество.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Получить представление о лекарственных растениях.

Принципы

Доступность, наглядность, системность.

Основные понятия

Лекарственные растения.

Форма организации урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая работа

Технология проведения

Здоровьесберегающая технология, проблемно-поисковая технология, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, интегративный подход к обучению, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного метода

Время проведения

35 мин.

Оборудование

Мультимедийная система: компьютер, проектор, муз. колонки. Презентация (слайды), плакаты, рисунки.

Список использованной литературы

Основная:

Учебник «Кубановедение» 2 кл. (автор М.В.Мирук и др.);

Методическое пособие для учителя 2 кл. (автор-составитель: Е.Н.Ерёменко).

Дополнительная:

Ход урока

п/п

Этап урока

Время

(мин.)

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

1

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна.

- Сегодня мы совершим интересное и полезное путешествие. Куда? Догадайтесь!

Учитель читает загадку:

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно, комаров.

Приветствуют учителя.

Дети присаживаются на свои рабочие места.

Дети: это лес.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания

II

Актуализация знаний

5

- Молодцы! Верно, мы сегодня пойдем в лес. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.

Но, прежде чем отправиться в лес мы должны помнить, что мы идем в гости.

В лесу, в поле и на лугу мы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. А в гостях надо вести себя вежливо, необходимо соблюдать определенные правила. Делаем первую остановку на привале.

Наша остановка называется «Экологическая»

И вспоминаем правила! Как вести себя в лесу.

- Мы не будем пока далеко уходить. Остановимся на полянке рядом и назовём второй привал «Экологическая задача».

Сколько вас сегодня пришло на урок?

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук?

А если бы не 5, а 10 штук?

Какой вывод из этого можно сделать?  

- Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь  природу, и умножать ее богатства.

И, конечно, необходимо учить этим правилам других, своих друзей, а иногда старших братьев и сестёр!

Ну, а теперь добро пожаловать в лес.

Звучит фонограмма  музыки П.И.Чайковского «Времена года».                  

- Почему мы с лесом дружим, для чего он вообще нужен?                                                         - Лес – это наше богатство!

- Лес – это наряд нашей Земли.

- Лес - это чистый воздух.

- Лес – это дом для птиц и зверей.

- Лес – это наш друг и помощник.

- Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.

(Данные предложения повесить на доске).

- Вот мы и добрались. Лес. Он полон прекрасных чудес. Мы на остановке «Лесная полянка».

-Посидим, отдохнём и побеседуем.

Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут дети на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто–нибудь натрет ногу   или поранит. Что делать? Вперед идти тяжело, а домой не дойти. И аптеки нет по- близости. Как быть? Как вы, ребята, думаете?

- Оказывается, в лесу, в поле и даже на дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. 

Слушают учителя проговаривают правила поведения в лесу.

1. Не оставляй после себя мусор.

2. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

3. Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них.

4. Не повреждай кору деревьев.

5. Не разоряй муравейники и птичьи гнезда.

6. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

7. Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

8. Не рви цветов в природе для букетов.

27 детей

135 цветущих растений

270

Ответы детей

                                                     Если я сорву цветок,                                                                                                                            Если ты сорвешь цветок,                                                                                                                            Если мы сорвем цветы -                                                                                                                     Опустеют все поляны -                                                                                                                      И не будет красоты.      

Чтение предложений на доске.

Ответы детей (оказать первую помощь, позвать на помощь и т.д.)

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.

III

Целеполагание, постановка проблемы.

10

- Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях на территории Краснодарского края.

-  Ребята, кто из вас знает, какое растение нам поможет в путешествии, если вы поранили  или растерли ногу или руку?  

– Правильно. Подорожник используют как лекарственное растение.(Показ рисунка).

Вырастает подорожник,                                                                                                 Лишь приходит срок,                                                                                                                          На земле сухой и твердой                                                                                                                Около дорог.                                                                                                                                         Говорят о нем в народе                                                                                                                   Добрые слова.                                                                                                                                    Если ты порезал руку                                                                                                                         Или ногу сбил,

Он тебе залечит раны

И прибавит сил.

- Мы им пользуемся в дороге: свежие листья подорожника обязательно нужно помыть от грязи и пыли. А затем его прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

Слушают учителя, принимают цель урока – знакомство с лекарственными растениями.

Подорожник.

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

IV

Открытие новых знаний. Поиск путей решения.

8

- Ребята, а если вы простыли, то чем лечиться, какую лекарственную траву необходимо взять?

И если случится тебе простудиться,                                                                                                Привяжется кашель, подымится жар,                                                                                                Придвинь к себе кружку, в которой дымится                                                                                           Слегка горьковатый отвар.                                                                                                            – Это наш друг РОМАШКА.

- Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием.

Люди давно заметили: «Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год». В ароматных кисло-сладких ягодах земляники много полезного витамина С. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» - земляники. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и желчного пузыря. Земляничное варенье, наверное, самое вкусное, но полезней свежие, только что собранные ягодки! Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод.

-  Ребята, а какое растение может заменить вату?

Вы пошли в лес, а вату забыли? Это мох сфагнум.

Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны лучше заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша, который в большом количестве произрастает на Кубани.

Ну а если у вас пропал аппетит?

Вам поможет корень одуванчика. 

Носит одуванчик  желтый сарафанчик.                                                                                           Подрастет, нарядится в беленькое платьице.                                                                                 Пышное, воздушное, ветерку послушное.                                                                                     Он заметный, золотой, постарел – и стал седой.                                                                         А как только поседел, вместе с ветром улетел.

                                                                                                                              

 Ребята, как вы думаете, почему так назвали этот цветок?                                                                                                    

А еще вам поможет корень цикория.

Он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение.                                                                                                                                         От усталости и хвори                                                                                                                        Помогает нам цикорий.                                                                                                                    Если кто-то захандрит,                                                                                                                     Чай с цикорием взбодрит.                                                                                                                

                                                                                                 -Угадайте, что это за растение.                                                                                      

 Руку может вам обжечь                                                                                                                    Волосками жгучими,                                                                                                                          Острыми, колючими.                                                                                                                        Прячет каждый волосок                                                                                                                     Едкий и кусачий сок!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Правильно, это крапива.  Внимание! Из крапивы готовят настои, отвары, чаи. Например, в состав витаминного чая входят ягоды рябины, шиповника, брусники, смородины и листья крапивы. В листьях крапивы содержится много витаминов. Поэтому весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат.                                                                                                              

Ребята, рядом с лесом раскинулся прелестный луг.

   Клевер – очень полезное растение. Настои и отвары, приготовленные из головок клевера и верхних листьев, применяют при кашле, болях в суставах, отеках. Припарки и отвары листьев прикладывают к ушибам, ранам.

Физкультминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.


Ветер дует иногда,


Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.
А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Слушают учителя, проговаривают лекарственные растения.

Ромашка

Рассматривают гербарий «Земляника лесная».

Мох сфагнум.

Меж клюквы и морошки -                                                                                                              Жилец лесных болот.                                                                                                                          На кочке мох без ножки,                                                                                                                    Куда ни глянь растет.  

                                                                                                                       

Рассматривают изображение одуванчика.

Произошло от слова «Обдуть»/ «Одуть»

Рассматривают изображение корень цикория.

Крапива.

Рассматривают гербарий.

Рассматривают клевер (картинка).

(Разводим руки)

(Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
(Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
(Встаем на носочки и тянем ручки вверх)

Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)

(Грозят пальце)

(Наклоняются вперед и опускают руки)
(Приседают)

(Встают и поднимают руки)

(Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать;

V

Закрепление полученных знаний.

5

Пришло время самим собрать лекарственные растения, для этого нам нужно присесть за столы.

Как называются эти лекарственные растения? Укажи стрелками (карточка).

Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. 

(Игра  «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Задание на карточках. Найди и обведи лекарственные растения.

Работа на карточках.

Присаживаются на свои рабочие места.

Работа в парах. Собирают растение.

Работают в индивидуальных карточках.

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме;

VII

Систематизация знаний.

5

А сейчас мы подведем итог урока и проведем небольшую викторину на остановке «Лесная аптека». 

Загадки о лекарственных растениях для детей

  • Вы его прекрасно знаете,

На дорожках встречаете.

Он всем, как добрый друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник).

  • У лесной дорожки

Солнышко на ножке.

Серединка золотая,

Юбочка белая…. (Ромашка).

  • Кто это на дорожке

На высокой ножке,

Цветочки синенькие,

Ну, конечно, это…… (Мята).

  • Солнышко в траве взошло,

Рассмеялось, расцвело.

Впоследствии стало белое-белое

И по ветру полетело. (Одуванчик).

  • Зелёная Красавица

 Тронешь, обжигается. (Крапива)

- Молодцы!

Задание для самостоятельной работы:

на доске названия лекарственных растений. Выбери одно и узнай, как и для чего используют эти лекарственные растения. Подготовь на следующий урок.

Учащиеся отгадывают загадки.

Выбирают названия лекарственных растений.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

VIII

Рефлексия

2

-Закрась одну часть круга.

Проводят самоанализ. Оценивают себя.

Личностные:выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Список использованной литературы:

Учебник: учебное пособие «Кубановедение» для 2  класса для общеобразовательных учреждений/ М.В. Мирук, Е.Н.Еременко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич, Ил. В. Вторенко, Ю. Сперанский,- Краснодар: перспективы образования, 2020 г.

https://педакадемия.рф/лакеева-н-а-публикация/?ysclid=lntgmvvci9970541267

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/23/lekarstvennye-rasteniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока "Разнообразие растений" 3 класс

Презентация и конспект к уроку по окружающему миру на тему "Разнообразие растений", 3 класс по программе "Школа России"...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока "Мир растений" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Мир растений"...

Конспект урока для 1 класса "Что общего у разных растений?"

Цель: формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);Планируемы результаты:-предметные:     ...

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...

Конспект урока «Разнообразие растений, способы их размножения», 3 класс.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Раздаточный материал к уроку Лекарственные растения 2 класс

Задание 1. Найди и обведи названия лекарственных растений.Задание 2. Как называются эти лекарственные растения? Укажи стрелками....