Конспект урока Лекарственные растения 2 класс
план-конспект урока (2 класс)
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме «Лекарственные растения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lekarstvennye_rasteniya_2_klass.docx | 60.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Конспект урока
по предмету «Кубановедение» на тему:
«Лекарственные растения»
2 «Б» класс
Евская Анна Александровна
учитель начальных классов
ст. Полтавская, 2023
Технологическая карта
Дата проведения | 17.10. 23 г. |
Место проведения | МБОУ СОШ № 1 |
Класс | 2 «Б» |
Автор | Евская Анна Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7, ст. Полтавская |
Предмет | Кубановедение |
Программа | Учебник: учебное пособие «Кубановедение» для 2 класса для общеобразовательных учреждений/ М.В. Мирук, Е.Н.Еременко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич, Ил. В. Вторенко, Ю. Сперанский,- Краснодар: перспективы образования, 2020 г. |
Раздел | Природа моей местности |
Тема урока | Лекарственные растения, лес, ромашка, земляника, мох сфагнум, одуванчик, цикорий, крапива и др. |
Цель урока | Познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края. |
Задачи | Образовательная: познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о лечебных свойствах растений. Научить учащихся распознавать лекарственные растения, использование их в жизни. Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать представление о многообразии лекарственных растений Кубани. Воспитательная: воспитывать культуру поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме «Лекарственные растения». |
Методы | Словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. |
УУД | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить и правильно формулировать ответы на вопрос. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, учить осуществлять учебное сотрудничество. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Планируемые результаты | Получить представление о лекарственных растениях. |
Принципы | Доступность, наглядность, системность. |
Основные понятия | Лекарственные растения. |
Форма организации урока | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая работа |
Технология проведения | Здоровьесберегающая технология, проблемно-поисковая технология, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, интегративный подход к обучению, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного метода |
Время проведения | 35 мин. |
Оборудование | Мультимедийная система: компьютер, проектор, муз. колонки. Презентация (слайды), плакаты, рисунки. |
Список использованной литературы | Основная: Учебник «Кубановедение» 2 кл. (автор М.В.Мирук и др.); Методическое пособие для учителя 2 кл. (автор-составитель: Е.Н.Ерёменко). Дополнительная: |
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Время (мин.) | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I | Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. | 1 | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. - Сегодня мы совершим интересное и полезное путешествие. Куда? Догадайтесь! Учитель читает загадку: Там деревьев много разных, Трав, лишайников, кустов, Птиц, зверей, грибов и ягод, И, конечно, комаров. | Приветствуют учителя. Дети присаживаются на свои рабочие места. Дети: это лес. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания |
II | Актуализация знаний | 5 | - Молодцы! Верно, мы сегодня пойдем в лес. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем. Но, прежде чем отправиться в лес мы должны помнить, что мы идем в гости. В лесу, в поле и на лугу мы в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. А в гостях надо вести себя вежливо, необходимо соблюдать определенные правила. Делаем первую остановку на привале. Наша остановка называется «Экологическая» И вспоминаем правила! Как вести себя в лесу. - Мы не будем пока далеко уходить. Остановимся на полянке рядом и назовём второй привал «Экологическая задача». Сколько вас сегодня пришло на урок? Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать? - Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу, и умножать ее богатства. И, конечно, необходимо учить этим правилам других, своих друзей, а иногда старших братьев и сестёр! Ну, а теперь добро пожаловать в лес. Звучит фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года». - Почему мы с лесом дружим, для чего он вообще нужен? - Лес – это наше богатство! - Лес – это наряд нашей Земли. - Лес - это чистый воздух. - Лес – это дом для птиц и зверей. - Лес – это наш друг и помощник. - Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары. (Данные предложения повесить на доске). - Вот мы и добрались. Лес. Он полон прекрасных чудес. Мы на остановке «Лесная полянка». -Посидим, отдохнём и побеседуем. Но далеко не всем путешественникам везет в походе. Иногда пойдут дети на экскурсию или в лес за грибами – и вдруг кто–нибудь натрет ногу или поранит. Что делать? Вперед идти тяжело, а домой не дойти. И аптеки нет по- близости. Как быть? Как вы, ребята, думаете? - Оказывается, в лесу, в поле и даже на дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. | Слушают учителя проговаривают правила поведения в лесу. 1. Не оставляй после себя мусор. 2. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. 3. Не ломай зеленые ветки и деревья, не качайся на них. 4. Не повреждай кору деревьев. 5. Не разоряй муравейники и птичьи гнезда. 6. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны. 7. Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу. 8. Не рви цветов в природе для букетов. 27 детей 135 цветущих растений 270 Ответы детей Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны - И не будет красоты. Чтение предложений на доске. Ответы детей (оказать первую помощь, позвать на помощь и т.д.) | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет. |
III | Целеполагание, постановка проблемы. | 10 | - Сегодня поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях на территории Краснодарского края. - Ребята, кто из вас знает, какое растение нам поможет в путешествии, если вы поранили или растерли ногу или руку? – Правильно. Подорожник используют как лекарственное растение.(Показ рисунка). Вырастает подорожник, Лишь приходит срок, На земле сухой и твердой Около дорог. Говорят о нем в народе Добрые слова. Если ты порезал руку Или ногу сбил, Он тебе залечит раны И прибавит сил. - Мы им пользуемся в дороге: свежие листья подорожника обязательно нужно помыть от грязи и пыли. А затем его прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. | Слушают учителя, принимают цель урока – знакомство с лекарственными растениями. Подорожник. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). |
IV | Открытие новых знаний. Поиск путей решения. | 8 | - Ребята, а если вы простыли, то чем лечиться, какую лекарственную траву необходимо взять? И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, подымится жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый отвар. – Это наш друг РОМАШКА. - Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. Люди давно заметили: «Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год». В ароматных кисло-сладких ягодах земляники много полезного витамина С. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» - земляники. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и желчного пузыря. Земляничное варенье, наверное, самое вкусное, но полезней свежие, только что собранные ягодки! Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. - Ребята, а какое растение может заменить вату? Вы пошли в лес, а вату забыли? Это мох сфагнум. Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны лучше заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша, который в большом количестве произрастает на Кубани. Ну а если у вас пропал аппетит? Вам поможет корень одуванчика. Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице. Пышное, воздушное, ветерку послушное. Он заметный, золотой, постарел – и стал седой. А как только поседел, вместе с ветром улетел.
Ребята, как вы думаете, почему так назвали этот цветок? А еще вам поможет корень цикория. Он возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. От усталости и хвори Помогает нам цикорий. Если кто-то захандрит, Чай с цикорием взбодрит. -Угадайте, что это за растение. Руку может вам обжечь Волосками жгучими, Острыми, колючими. Прячет каждый волосок Едкий и кусачий сок! Правильно, это крапива. Внимание! Из крапивы готовят настои, отвары, чаи. Например, в состав витаминного чая входят ягоды рябины, шиповника, брусники, смородины и листья крапивы. В листьях крапивы содержится много витаминов. Поэтому весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них крапивный борщ и салат. Ребята, рядом с лесом раскинулся прелестный луг. Клевер – очень полезное растение. Настои и отвары, приготовленные из головок клевера и верхних листьев, применяют при кашле, болях в суставах, отеках. Припарки и отвары листьев прикладывают к ушибам, ранам. Физкультминутка На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. И по-прежнему цветут. | Слушают учителя, проговаривают лекарственные растения. Ромашка Рассматривают гербарий «Земляника лесная». Мох сфагнум. Меж клюквы и морошки - Жилец лесных болот. На кочке мох без ножки, Куда ни глянь растет.
Рассматривают изображение одуванчика. Произошло от слова «Обдуть»/ «Одуть» Рассматривают изображение корень цикория. Крапива. Рассматривают гербарий. Рассматривают клевер (картинка). (Разводим руки) (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища) Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками) (Грозят пальце) (Наклоняются вперед и опускают руки) (Встают и поднимают руки) (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища) | Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; |
V | Закрепление полученных знаний. | 5 | Пришло время самим собрать лекарственные растения, для этого нам нужно присесть за столы. Как называются эти лекарственные растения? Укажи стрелками (карточка). Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение») Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его. Задание на карточках. Найди и обведи лекарственные растения. | Работа на карточках. Присаживаются на свои рабочие места. Работа в парах. Собирают растение. Работают в индивидуальных карточках. | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; |
VII | Систематизация знаний. | 5 | А сейчас мы подведем итог урока и проведем небольшую викторину на остановке «Лесная аптека». Загадки о лекарственных растениях для детей
На дорожках встречаете. Он всем, как добрый друг, Лечит раны ног и рук. (Подорожник).
Солнышко на ножке. Серединка золотая, Юбочка белая…. (Ромашка).
На высокой ножке, Цветочки синенькие, Ну, конечно, это…… (Мята).
Рассмеялось, расцвело. Впоследствии стало белое-белое И по ветру полетело. (Одуванчик).
Тронешь, обжигается. (Крапива) - Молодцы! Задание для самостоятельной работы: на доске названия лекарственных растений. Выбери одно и узнай, как и для чего используют эти лекарственные растения. Подготовь на следующий урок. | Учащиеся отгадывают загадки. Выбирают названия лекарственных растений. | Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). |
VIII | Рефлексия | 2 | -Закрась одну часть круга. | Проводят самоанализ. Оценивают себя. | Личностные:выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. |
Список использованной литературы:
Учебник: учебное пособие «Кубановедение» для 2 класса для общеобразовательных учреждений/ М.В. Мирук, Е.Н.Еременко, Т.А. Науменко, Н.Я. Паскевич, Ил. В. Вторенко, Ю. Сперанский,- Краснодар: перспективы образования, 2020 г.
https://педакадемия.рф/лакеева-н-а-публикация/?ysclid=lntgmvvci9970541267
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/11/23/lekarstvennye-rasteniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока "Разнообразие растений" 3 класс
Презентация и конспект к уроку по окружающему миру на тему "Разнообразие растений", 3 класс по программе "Школа России"...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока "Мир растений" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Мир растений"...
Конспект урока для 1 класса "Что общего у разных растений?"
Цель: формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);Планируемы результаты:-предметные: ...
Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"
Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...
Конспект урока «Разнообразие растений, способы их размножения», 3 класс.
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
Раздаточный материал к уроку Лекарственные растения 2 класс
Задание 1. Найди и обведи названия лекарственных растений.Задание 2. Как называются эти лекарственные растения? Укажи стрелками....