Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности
материал по теме
Предварительный просмотр:
Белицкая И.В.
Русанова О.А.
МОУ «СОШ № 110» г.Омск
Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. «Традиции» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.
Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.
Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.
Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).
Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направ-ленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.
Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие . Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки.
Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»
Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания...
«Деятельность классного руководителя, направленная на развитие семейных традиций на основе духовно- нравственных ценностей»
"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский) ...
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
Статья для родителей о семейном чтении. О самом коротком и доступном пути приобщения детей к жизненному опыту, как средство духовно-нравственного воспитания личности....
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...
Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»
Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ПЕРЕДАЧА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"...