Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по  окружающему миру

 для 3 класса по теме: Экосистема болота.

 «Образовательная программа «Школа 2100»

Учитель Тарасова И. В.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;
  • Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;
  • Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы озера, болота; · иллюстрации обитателей болот (животные и растения);
  • учебник для 3 класса “Обитатели Земли” часть 1 (авторский коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • карточки с заданием.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)

Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)

- Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?

- Почему? С чем это связано?

- Что произойдет?

(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).

- А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:

Не море, не земля – 
Корабли не плавают, 
И ходить нельзя.

- Что это такое?

– Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.)

Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.

Рассказы детей по рисунку.

 – Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)

 – Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?

 Давайте составим план урока.

  1. Производители болота.
  2. Потребители болота.
  3. Мох сфагнум
  4. Торф и его использование

Будем работать в группах. (4 группы)

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в группах

Задание для 1 группы

Производители болота. ( растения )

Задание.

  1. Рассмотри рисунки растений на стр. 51.
  2. Прочитай текст.
  3. Ответь на вопросы.
  4. Выберите из представленных растений растения болота.

  Растения болота.

Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.

  1. КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
  2. БРУСНИКА – вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные  листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  3. МОРОШКА – Ягоды по форме  похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
  4. ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
  5. РОСЯНКА- хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

    Листья покрыты чувствительными волосками, на кончиках которых блестящая   головка-капелька. Волоски захватывают насекомое и покрывают слизью. Когда насекомое пере

6. Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.  

Отгадай и запиши названия растений болота

  1. Вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из ягод  делают кисель, варенье, компот, морс.

      Это-_____________________.

  1. Ягоды по форме  похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.

Это-_____________________.

  1. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.

Это-_____________________.

  1.  Вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные  листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  2.  Лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.

Это-_______________.

  1.  Хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

Это- _______________.

Задания для 2 группы

Потребители болота ( животные )

Задание.

  1. Рассмотри в учебнике  рисунки на стр. 51.

Подумай почему  у птиц длинные ноги и длинный клюв.

  1. Прочитай рассказы о животных болота.

       Животные болота.

  1. Журавль — большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров.  Журавли очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. Место для гнезда выбирается в труднодоступных местах посреди мшистых болот  тайги с редкой  растительностью. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мхаторфа, стебли и листья осоки.
  2. Кроншнеп --обитает на болотах. Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.
  3. Бекас так назвали птицу французы за ее длинный клювКлюв по-французски «бею», отсюда и бекас. Бекасы живут в сырых болотах, по заболоченным берегам рек и озер в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются бекасы червями,  пиявками, улитками, насекомыми.
  4. Куропатка живёт в моховых болотах,  питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми.
  5. ЛОСИ  питаются молодыми побегами  и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и  грибами.
  6. Лягушка – земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками.

Вставь названия животных.

        1. Назвали эту птицу французы за ее длинный клювКлюв по-французски    «бею», живут  эти птицы в сырых болотах    в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются червями,  пиявками, улитками, насекомыми. Это-______________________________.

2.  Живёт эта птица в моховых болотах,  питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми. Это-______________________________________.

3. Это большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров.  Эти птицы очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами.  В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мхаторфа, стебли и листья осоки. Это-______________________________.

4.Эта птица обитает на болотах. Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.

     5. Это земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками. Это-_________________________.

     6.  Это животное –великан.   Питается молодыми побегами  и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и  грибами. Это-_________________.

Задание в группе. Обсудить вставленные названия животных, выбрать картинки.

Задание для 3 группы

Мох сфагнум.

Задание.

  1. Прочитай текст в учебнике на стр. 52. «Что охраняет болотную воду от высыхания»
  2. Ответь на вопросы, запиши ответы?

  1. Какой удивительной способностью обладает мох сфагнум?

________________________________________________________

  1. Каким лечебным свойством обладает мох сфагнум?

________________________________________________________

  1. Вместо чего используют иногда высушенный мох сфагнум?

________________________________________________________

  1. Какого цвета поверхностные части  сфагнума?

____________________________________________________

  1. Какого цвета отмершие части сфагнума?

__________________________________________________

Задание в группе.

1. Выберите картинки с изображением сфагнума, приклейте их.

2. Обсудите ответы на вопросы.

Задания для 4 группы

Торф.

Задание.

Прочитай текст на стр. 52  « Как образуется торф» Ответь на вопросы

  1. Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?

 __________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Почему отмершие остатки растений болота не разрушаются ?

__________________________________________________________

  1. Какое полезное ископаемое образуется из отмерших частей сфагнума?

____________________

  1. Как человек использует торф?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

_________________________________________________________

III  Представление презентаций групп

1 Производители болота

2. Потребители болота

3. Мох сфагнум

4. Торф и его использование

IV  Применение знаний

 - Как связаны между собой растения и животные?  (Цепями питания)

     Составьте цепи питания

      белая куропатка

        лягушка 

        клюква 

       цапля 

     стрекоза 

     болотный лунь

   V  Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.25 выполнить задания

  VI  Итог урока. Рефлексия

-Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

-  Полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудно?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Resource id #2542

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Школа 2100"

урок русского языка программа "Школа 2100" 3 класс по теме: " Правописание безударной гласной в приставке" с использованием приёмов технологии развития критического мышления...

Конспект урока по математике 1 класс "Повторение изученного в первом классе" (Школа 2100)

Предложены задания для повторения изученного в первом классе....

Конспект урока по обучению грамоте "Повторение" 1 класс (Школа 2100)

На уроке закрепляются знания о звуках и буквах, идет работа над умением выделять корень в однокоренных словах....

Конспект урока "Планеты солнечной системы" 2 класс "Школа 2100"

Разработка урока с использованием разнообразных форм: сообщения учеников, работа в группах, работа с учебником, тестовая работа, кроссворд....

"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...