Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока "Экосистема болота" 3 класс школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
для 3 класса по теме: Экосистема болота.
«Образовательная программа «Школа 2100»
Учитель Тарасова И. В.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;
- Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;
- Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- схема экосистемы озера, болота; · иллюстрации обитателей болот (животные и растения);
- учебник для 3 класса “Обитатели Земли” часть 1 (авторский коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
- медиапроектор;
- презентация;
- карточки с заданием.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)
Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?
(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)
- Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?
- Почему? С чем это связано?
- Что произойдет?
(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).
- А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:
Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
- Что это такое?
– Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что …(Болото – это экосистема.)
Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.
Рассказы детей по рисунку.
– Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)
– Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?
– Давайте составим план урока.
- Производители болота.
- Потребители болота.
- Мох сфагнум
- Торф и его использование
Будем работать в группах. (4 группы)
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в группах
Задание для 1 группы
Производители болота. ( растения )
Задание.
- Рассмотри рисунки растений на стр. 51.
- Прочитай текст.
- Ответь на вопросы.
- Выберите из представленных растений растения болота.
Растения болота.
Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.
- КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
- БРУСНИКА – вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
- МОРОШКА – Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
- ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
- РОСЯНКА- хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.
Листья покрыты чувствительными волосками, на кончиках которых блестящая головка-капелька. Волоски захватывают насекомое и покрывают слизью. Когда насекомое пере
6. Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.
Отгадай и запиши названия растений болота
- Вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из ягод делают кисель, варенье, компот, морс.
Это-_____________________.
- Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
Это-_____________________.
- Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
Это-_____________________.
- Вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики . В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
- Лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.
Это-_______________.
- Хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.
Это- _______________.
Задания для 2 группы
Потребители болота ( животные )
Задание.
- Рассмотри в учебнике рисунки на стр. 51.
Подумай почему у птиц длинные ноги и длинный клюв.
- Прочитай рассказы о животных болота.
Животные болота.
- Журавль — большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров. Журавли очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. Место для гнезда выбирается в труднодоступных местах посреди мшистых болот тайги с редкой растительностью. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мха, торфа, стебли и листья осоки.
- Кроншнеп --обитает на болотах. Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.
- Бекас так назвали птицу французы за ее длинный клюв. Клюв по-французски «бею», отсюда и бекас. Бекасы живут в сырых болотах, по заболоченным берегам рек и озер в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются бекасы червями, пиявками, улитками, насекомыми.
- Куропатка живёт в моховых болотах, питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми.
- ЛОСИ питаются молодыми побегами и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и грибами.
- Лягушка – земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками.
Вставь названия животных.
1. Назвали эту птицу французы за ее длинный клюв. Клюв по-французски «бею», живут эти птицы в сырых болотах в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются червями, пиявками, улитками, насекомыми. Это-______________________________.
2. Живёт эта птица в моховых болотах, питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми. Это-______________________________________.
3. Это большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров. Эти птицы очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мха, торфа, стебли и листья осоки. Это-______________________________.
4.Эта птица обитает на болотах. Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.
5. Это земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками. Это-_________________________.
6. Это животное –великан. Питается молодыми побегами и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и грибами. Это-_________________.
Задание в группе. Обсудить вставленные названия животных, выбрать картинки.
Задание для 3 группы
Мох сфагнум.
Задание.
- Прочитай текст в учебнике на стр. 52. «Что охраняет болотную воду от высыхания»
- Ответь на вопросы, запиши ответы?
- Какой удивительной способностью обладает мох сфагнум?
________________________________________________________
- Каким лечебным свойством обладает мох сфагнум?
________________________________________________________
- Вместо чего используют иногда высушенный мох сфагнум?
________________________________________________________
- Какого цвета поверхностные части сфагнума?
____________________________________________________
- Какого цвета отмершие части сфагнума?
__________________________________________________
Задание в группе.
1. Выберите картинки с изображением сфагнума, приклейте их.
2. Обсудите ответы на вопросы.
Задания для 4 группы
Торф.
Задание.
Прочитай текст на стр. 52 « Как образуется торф» Ответь на вопросы
- Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Почему отмершие остатки растений болота не разрушаются ?
__________________________________________________________
- Какое полезное ископаемое образуется из отмерших частей сфагнума?
____________________
- Как человек использует торф?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
- Полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?
_________________________________________________________
III Представление презентаций групп
1 Производители болота
2. Потребители болота
3. Мох сфагнум
4. Торф и его использование
IV Применение знаний
- Как связаны между собой растения и животные? (Цепями питания)
Составьте цепи питания
белая куропатка
лягушка
клюква
цапля
стрекоза
болотный лунь
V Домашнее задание
Рабочая тетрадь стр.25 выполнить задания
VI Итог урока. Рефлексия
-Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?
- Полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудно?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Resource id #2542
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"
Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Школа 2100"
урок русского языка программа "Школа 2100" 3 класс по теме: " Правописание безударной гласной в приставке" с использованием приёмов технологии развития критического мышления...
Конспект урока по математике 1 класс "Повторение изученного в первом классе" (Школа 2100)
Предложены задания для повторения изученного в первом классе....
Конспект урока по обучению грамоте "Повторение" 1 класс (Школа 2100)
На уроке закрепляются знания о звуках и буквах, идет работа над умением выделять корень в однокоренных словах....
Конспект урока математики по теме "Трехзначные числа" 3 класс "Школа 2100"
урок с презентацией...
Конспект урока "Планеты солнечной системы" 2 класс "Школа 2100"
Разработка урока с использованием разнообразных форм: сообщения учеников, работа в группах, работа с учебником, тестовая работа, кроссворд....
"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"
Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...