Технологическая карта урока по чукотскому языку в 1-2, 4 классе-комплекте на тему "А"тав мынвэтгавмык" ("Давайте говорить")
учебно-методический материал

Головкова Таисия Петровна

Урок-повторение и закрепление полученных знаний и умений нацелен на формирование умения вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуациях общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог - побуждение к действию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОЛОВКОВА   ТАИСИЯ   ПЕТРОВНА

Технологическая карта урока

по чукотскому языку

Учитель: Т.П. Головкова

Тема

«А'тав мынвэтгавмык» ("Давайте говорить")

Класс

1-2,4 класс-комплект

Педагогическая цель

Формировать умения вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию

Тип урока

Урок – повторение и закрепление полученных знаний и умений

Форма урока

Урок-чаепитие

Планируемые результаты (предметные)

  На элементарном уровне рассказывать о себе, семье, о своем классе;  действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы.

Личностные результаты

Осознавать важность изучения материала по теме; формировать положительную мотивацию; проявлять учебно-познавательный интерес

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале.

Познавательные: научиться   вести диалог; проговаривать монолог

Коммуникативные: Участвовать в игре, в ситуативно-вариантном упражнении, где создается возможность для многократного повторения речевого образца  в условиях, приближенных к реальному речевому общению.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая;

методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы

Предметы быта чукчей, экспонаты школьного краеведческого музея

Этап урока

Виды работ

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Актуализация знаний

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

2.Эмоциональный настрой

- Еттык! ( Здравствуйте! )

-Миӈкы игыр мури мытытваркын? (Где мы с вами находимся?)

- Ӄэглынангэт. Мури мытъенмык калеткоракэн музееты.   Игыркин урок тытаӈэты вальын.  Мытрачаёгъа. (Да, мы пришли с вами в школьный краеведческий музей.  Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – в форме чаепития в яранге.)

- Мытръэрэӄигъэ музейык? (Что мы будем делать в музее?)

-Ӄэглынангэт. Мытрачаёгъа чама мытравэтгавы чинит йильэ. (Да мы будем чай пить и говорить на родном языке.)

-Иӈӄун гэчевкы мынытваркын, чимгъу ӄытчыгыткы, иӈӄун мури лыгэрак. (Чтобы нам было интересно, представьте себе, что мы с вами в яранге)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, мотивирует на  активное участие  в диалогах

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Целеполагание

Самоопределение к деятельности

Цель: создать содержательные и организационные условия воспроизведения учащимися изучаемого материала.

Работа с предметами (посуда)

Работа с предметами (продукты)

Работа по закреплению устного счета до десяти

Работа с предметами (одеждой)

Работа по формированию умения вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию

Работа по проговариванию монолога

Повторение правил личной гигиены в условиях сложной эпидемиологической обстановки

Распределение ролей

Встреча "гостя"

Повторение слов на тему "Посуда"

Повторение слов на тему "Продукты"

Повторение устного счета до десяти

Повторение слов на тему "Одежда"

Диалог с "гостем"

Монологи

Гигиеническая подготовка к чаепитию

-Мэӈин яральо ратвагъа? (Кто будет хозяйкой яранги?)

-Мэӈин рэмкыльо ратвагъа? (Кто будет гостем?)

- Ӄутти - ройыръын (остальные - семья)

-А'мын етти! (Здороваются)

-Гыт микигыт? (Ты кто?)

-Гым Вуквувгэ Леонид (Я Леонид Вуквувге)

- Колё нытаӈпэраӄэн гынин иръын! Микын тайкыё? (Какая красивая у тебя кухлянка! Кто сшил?)

- Эпэӄэйынин тайкыё. (Бабушка сшила)

- Како! Нытэминӈыӄин гынин эпэӄэй (Умеет твоя бабушка шить)

- Наӄам столыткынык уйӈэ акойӈыка, авонныка, ымы роолӄылтэ тэӈъуйӈэ. (На столе даже чашек нет, ложек и еды совсем нет)

- Марьяна, ивкэ койӈын (Марьяна, дай, пожалуйста, чашку)

-Вайвай койӈын (На чашку)

- Рэӄулым (спасибо)

Аналогично просят:

Пытвыпыт - чашка

Валы - нож

Чехол для ножа - рысӄыёлгын

Вонны- ложка

Чайкок - чайник

Кукэӈы - кастрюля

Ӄэмэӈы - деревянное блюдо

Продукты:

Хлеб - кавкав

Масло - парапар

Конфеты - кэнтит

Сахар - цаӄар

Цай - чай

Колбаса - рорат

Мясо оленя - ӄоратъол

Мясо моржа -рыркатъол

Мясо нерпы - мэмылытъол

Вяленое  мясо - кыкватьол

- Китъам  мэнарылгавмык,тъэр мури мытрачаёгъа.  (Давайте посчитаем, сколько нас будет чай пить)

- Кыкэ! Нытэминӈытури энарылгатык. Кита, ӄэнарылгатгыткы амӄынӈинӄэй/амӄынӈээккэӄэй.            (Считать вы умеете. Посчитайте каждый до 10)

- И'ам ынӈин нивӄинэт "энарылгатык"? (Почему так говорят "энарылгатык"? "Энарылгатык"  -  дословный перевод -- пальчить)

- И'ам ынӈин нивӄинэт "мытлыӈэн"? (Почему так говорят "мытлыӈэн"?  "Мытлынэн" - от слова "мынгылгын" - "рука", а на руке пять пальцев).

- И'ам ынӈин нивӄинэт "мынгыткэн"? (Почему так говорят"мынгыткэн"?  "Мынгыткэн" - от слова "мынгыт" - "руки", а на руках 10 пальцев).

Кухлянка - иръын

Штаны - ӄонагтэ

Шапка - къэли

Женский комбинезон - кэркэр

Детский комбинезон -ӄалгэкэр

Рукавицы - лилит

Обувь -плекыт

Камлейка - вытычгын

- Ы'мто, ръапыӈыл? (Какие новости?)

- А'м уйӈэ. Этръэч ӈэлвыл мыкэтгъи. (Да нет новостей. Только стадо увеличилось)

- Кыкэ вынэ! Ⱨэлвыл мыкэтгъи.

- Ӄэлюӄ-ым ӄэюут гъурэтлинэт (Потому что телята родились)

-Ӄэглынангэт. Ӄэюут нъурэтӄинэт - ӈэлвыл мыкэтыркын. (Правда. Оленята рождаются - стадо увеличивается)

- Э'ми гынин ыммэӄэй? (Где твоя мама?)

- Гимнин ыммэӄэй нымигчирэтӄин кынъёрак. (Моя мама работает в детском саду)

- Э'ми гынин атэ? (Где твой папа?)

- Гымнин атэ нымигчирэтӄин эмнункы, ӈэлвыльык. (Мой папа работает в тундре, в стаде)

-Ӄорагынрэтыльо?(Оленеводом?)

- Ии. Чама гынниӈӈыттыльо. (Да, пастухом и еще охотником-промысловиком)

- Ивкэ эмъыннэнъюну ӄытвыгыткы чиниткин ройыръын лымэвыр тургин  класс. (Расскажите немного о своей семье или о своем классе)

- Гым (нынны). Гым ныкэлиткуйгым ӈирэӄэв классык. Гымнинэт гивит амӈырооткэн. Мургин класс нымэйыӈӄин. Мургин класс ныӄэрыӄэн. Гымнин калелявыл Валентина Викторовна. (Меня зовут (имя). Я учусь во втором классе. Мне восемь лет. Наш класс большой. Наш класс светлый. Моя учительница Валентина Викторовна)

- Ии. Вэнлыги мыныпавмык. Ытръэч вай игыр нымкыӄинэт о'равэтльат гатылыӈоленат. Ынӄэната инэнмэливэтыльа нивӄинэт морыкагты, иӈӄун ыннин вальа мимле (показывает антисептик) ӄонпы ӄилгытэвыркыниткы мынгыт. (Давайте пить чай. Но сначала вспомним  правила личной гигиены. Сейчас много людей заболели. Поэтому врачи нам говорят, чтобы мы всегда обрабатывали руки специальными антисептиками)

Ставит учебную задачу: распределить роли

Задает учащимся вопросы, помогает правильно произносить слова

Ставит учебную задачу: правильно называть слова на родном языке, правильно переводить

Ставит учебную задачу: устный счет до десяти; объяснить происхождение слов: мытлынэн, мынгыткэн, энарылгатык

Ставит учебную задачу: правильно называть слова на родном языке, правильно переводить

Ставит учебную задачу: активно участвовать в диалоге

Ставит учебную задачу: составить и произнести монолог

Отвечают на

вопросы учителя

-Марьяна - гыпильын.

- Леонид  - рэмкыльын.

- Мури - ройыръын

Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя

Слушают и понимают речь других; принимают активное участие при работе в паре

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, выполняют поставленную перед ними задачу

Принимают учебную задачу, внимательно слушают учителя, проговаривают дословный перевод

Фронтальная и индивидуальная работа

Принимают учебную задачу,

проговаривают дословный перевод. индивидуальная и дифференцированная работа

Принимают учебную задачу, внимательно слушают ответы товарищей, по мере возможностей вступают в диалог

Принимают учебную задачу, проговаривают монолог из знакомых слов, словосочетаний и предложений.

Моют руки и обрабатывают антисептиком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по английскому языку в 4 классе на тему «Говорим о планах. Конструкция to be going to»

Предмет: английский языкКласс: 4Тип урока: изучения новых знаний и формирования новых уменийТема урока/серии уроков: Говорим о планах. Конструкция to be going to (как средство выражения действия в буд...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с учебником "Русский язык ".Язык и речь ,их значение в жизни людей."

Познакомить с учебником русского языка, его структурой; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения, об основных видах речевой деятельности че...