РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя малая родина». ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа
Программа "Моя малая родина" предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Моя малая родина" | 57.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, село или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Данная программа «Моя малая Родина» предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Чукотского автономного округа, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Данная программа «Моя малая Родина» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по программе «Моя малая Родина» осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего округа, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Чукотки в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории ЧАО, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Чукотского автономного округа;
- приобщить учеников к богатой культуре Чукотского автономного округа .
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии ;
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7. знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чукотки;
10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
11.любовь к родной школе, своему селу, народу, России;
12. уважение к защитникам Родины.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моя малая Родина» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения, формы подведения итогов.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
Содержание программы
1 год
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Блок I. Мой дом Что изучает краеведение? Родная школа. Кабинеты, столовая, спортзал. Трудовая жизнь в школе. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил Безопасный и короткий путь домой. Моё село, почему так названо.
Блок II. Моя семья. Традиции моей семьи. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Традиционные ремёсла моего края. Люди моего села. Наша дружная семья. Выставка семейных поделок. Моя родословная. Бабушки и дедушки. История моей семьи. Мой четвероногий друг. Зимние забавы наших предков. Встреча Солнца. Чукотские праздники и обычаи.
Блок III. Моя малая родина. История моего села. Заочное путешествие по Чукотке. Путешествие по селу. Экскурсия в музей школы. Чаунский район. Сёла Чаунского района. Весна в родном селе. Экскурсия.
2-ой год
Программа второго года обучения представляет собой курс «Природа Чукотки». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Чукотки является ее природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Чукотского автономного округа. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических занятиях присутствовал колорит чукотской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованной северной тундре , красота заиндевевших травинок, праздник зимы в регионе, где они живут.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы и т. д.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 недели).
Учитель может проводить занятия в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы.
Блок I. Богатства нашей земли Территория, границы, географическое положение Чукотского автономного округа. Богатства нашей земли. Климат нашего края. Времена года. Сезонные изменения в природе. Водоёмы нашего края: реки, озера, моря. Заповедные места Чукотки. Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. Ландшафт нашего края.
Блок II. Животные нашего края. Умка – символ родины моей. В гости к зиме. Урок-экскурсия. Кто как зимует. Птицы зимой. Редкие птицы Чукотки. Животные нашего края.
Блок III. Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди в тундре Значение сельского хозяйства. В гости к весне. Экскурсия.
Блок IY. Экологические тропы. Как природа залечивает раны. Экология Чукотки. Будь природе другом. Красная книга Чукотки. Красная книга Чукотки. Викторина “Край, в котором я живу”. Экологическая тропа. В тундру за здоровьем! Правила поведения на природе. Проект “Я живу в Чукотке”.
Календарно-тематическое планирование
1 год
Блок | Формат мероприятия | Классы | Тематика мероприятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы |
Мой дом | Беседа | 1-3 кл.-комплект | Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях. | Содействуют развитию эмоционально – ценностного отношения друг к другу в соответствии с гендерной принадлежностью: Игровая деятельность: Сюжетные игры: «Дом» - «Яраны», «Хозяйка и гость» и другие. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Ждем гостей» и другие. Коммуникативная: Театральная игра по сказке «Эпэпкэй», Беседы «Мой папа - оленевод», «Летом я был в стаде», «Мне не нравится когда…», «Как найти друзей», «Речевой этикет» Беседа по рассказу «Удачливый папа» Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Познавательно – исследовательская: Отгадывание и составление загадок о семье, родственниках, о родном селе, о школе. Составление рассказов по схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения «У меня родных не мало», «Интересно мне с моей бабушкой», «Мне не нравится когда…». Экскурсии и целевые прогулки к социокультурным объектам «Дом культуры», « «Школа» и другие. Конструирование «Моя улица родная» (с использованием предметов - заместителей) |
Экскурсия | Родная школа (экскурсия по школе). | |||
Экскурсия около школы. | ||||
Кабинеты, столовая, спортзал. | ||||
Беседа, речевая ситуация | Трудовая жизнь в школе. | |||
Экскурсия в школьный музей | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | |||
Инсценировка | С днём рождения, наш класс. | |||
Сюжетно-ролевая игра | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | |||
Дидактическая игра | Безопасный и короткий путь домой. | |||
Отгадывание и составление загадок Конструирование Составление рассказа | Моё село, почему так названо. | |||
Моя семья | Сюжетная игра | 1-3 кл.-комплект | Моя семья. | Способствовать формированию и развитию представлений о трудовой деятельности взрослых людей Игровая деятельность: Сюжетные игры: «Оленеводы на летовке», «Хозяйка яранги - чумработница» и другие. Дидактические игры: «На рыбалке», «Охота на нерпу» и другие. Коммуникативная: Теневой театр «Кому это нужно для работы» Беседы о труде взрослых. Беседы на секретные и личные темы (обогащающие представления детей о родителях) Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. Познавательно – исследовательская: Наблюдение за трудовыми действиями взрослых Мини – проекты «Мир увлечений нашей семьи» (рукотворные предметы)», "Моя родословная", " Праздники и обычаи береговых и оленных чукчей" Моделирование и решение проблемных ситуаций: «Рэтэм (покрышка яранги) порвался. Что делать?», «Кукла испачкала платье». Продуктивная: Лепка «Чукотские ездовые собаки», «На рыбалке» (коллективная), " Очаг в яранге". Рисование «Жизнь в тундре», «Семейная фотография» и другое Чтение литературной, научно – познавательной литературы, детских энциклопедий. Разучивание стихотворений на чукотском языке и другое |
Проектно-исследовательская деятельность | Традиции моей семьи. | |||
Такие разные профессии. | ||||
Профессии в моей семье. | ||||
Традиционные ремёсла моего края. | ||||
Наблюдение Сюжетная игра | Люди моего села. | |||
Мини-проект | Я и моё имя. | |||
Речевая ситуация Рисование | Наша дружная семья. | |||
Проект | Выставка семейных поделок. | |||
Моделирование и решение ситуативных проблем | Моя родословная. Бабушки и дедушки. | |||
История моей семьи в истории родного села. | ||||
Лепка Рисование Беседа | Мой четвероногий друг. | |||
Чтение литературной, научно – познавательной литературы, детских энциклопедий. Теневой театр Рисование Лепка | Зимние забавы наших предков. | |||
Встреча Солнца. | ||||
Чукотские праздники и обычаи. | ||||
Моя малая родина | Конкурс рисунков | Мое село. | Экскурсии и целевые прогулки Познавательно – исследовательская: Наблюдение за трудовыми действиями взрослых Подготовка к конкурсу рисунков "Моя родина на кончике кисти" Моделирование и решение проблемных ситуаций: "Откуда пришли чукчи?, "Откуда пошли названия сел Айон, Рыткучи, Янранай и города Певек?" | |
Заочное путешествие презентация | Заочное путешествие по Чукотке. | |||
Целевая прогулка | Путешествие по селу. | |||
Экскурсия | Экскурсия в музей школы. | |||
Беседа с презентацией | Чаунский район. Сёла Чаунского района. | |||
экскурсия | Весна в родном селе. Экскурсия. |
Календарно-тематическое планирование
2-ой год
Блок | Формат мероприятия | Класс | Тематика мероприятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы |
Богатства нашей земли | Экскурсия | 4 | В гости к осени. Экскурсия. | Практическая работа. Сочинения, рисунки, отчеты. Осенние изменения в природе |
Практическая работа. Схематическое изображение территории | 4 | Территория, границы, географическое положение Чукотского автономного округа. | Познакомиться и сформировать представление: Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр. Беседа с презентацией | |
Практическая работа. Работа с коллекцией полезных ископаемых. | 4 | Богатства нашей земли. | Работа по физической карте Чукотки и с коллекцией полезных ископаемых. Презентация директора Певекского краеведческого музея Швец-Шуст В. о приисках Чаунского района. Знакомство с полезными ископаемыми нашего края. | |
Практическая работа. Работа с календарем погоды | 4 | Климат нашего края. | Наблюдение погодных изменений Познавательно – исследовательская: Отгадывание и составление загадок о погодных явления | |
Беседа с презентацией | 4 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Познавательно – исследовательская: Отгадывание и составление загадок о сезонных изменениях в природе | |
Практическая работа. Описание реки | 4 | Водоёмы нашего края: реки, озера, моря. | Реки нашего края, их расположение. Озера и моря. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас. Водоёмы, созданные человеком. | |
Презентация с беседой Знакомство с Красной книгой Чукотки Знакомство с наскальными рисунками Пегтымеля | 4 | Заповедные места Чукотки. | Познавательно – исследовательская: сформировать навыки и умения добывать информацию из разных источников (научная, художественная, справочная литература, презентации, видео-сюжеты | |
Работа с экскурсоводом | 4 | Экскурсия в музей | Продолжить знакомство с разделами и экспонатами школьного краеведческого музея. Сюжетная игра "Чаепитие в яранге" | |
Практическая работа. Изготовление книжки-малышки «Лечение без лекарств», выпуск стенгазеты «Лесная аптека». | 4 | Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | Формирование представлений о богатстве растительного мира Чукотки. Разнообразие растительности нашего края . Культурные растения, сорняки, лекарственные травы. Редкие, охраняемые растения округа (багульник, сабельник, рододендрон, золотой корень и др.). Растения, которых боятся. | |
Практическая работа. Схематическое изображение территории Чукотки | 4 | Ландшафт нашего края. | Познакомиться и сформировать представление: Ландшафт - горы, плоскогорья, равнины и т.д. Продуктивные виды деятельности: Лепка и рисование на тему "Моя тундра" | |
Животные нашего края | Работа с экскурсоводом | 4 | Экскурсия в школьный музей. | Рассматривание чучел птиц нашего края, составление небольших рассказов-описаний. Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме. |
Практическая работа. Создание проекта по этой теме. | 4 | Умка – символ родины моей. | Обогащение новыми знаниями о белом медведе: где обитает, как охотится, почему занесен в Красную книгу? Познавательно – исследовательская деятельность: Отгадывание и составление загадок о белом медведе. Продуктивные виды деятельности: Лепка и рисование на тему "Умка - символ родины моей" | |
Практическая работа. Фоторепортаж. | 4 | В гости к зиме. Урок-экскурсия. | Знакомство с зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений, загадок и пословиц на чукотском языке о зиме | |
Практическая работа. Создание мультимидийной презентации. | Кто как зимует. | Какие птицы зимуют в наших краях. Трудное положение птиц в зимнее время года. Как мы можем им помочь? Почему сокол-сапсан, кречет, белый гусь, турухтан и краснозобая казарка занесены в Красную книгу? Как зимуют животные нашего края? Спит ли белый медведь зимой в берлоге? | ||
Птицы зимой. | ||||
Редкие птицы Чукотки. | ||||
4 | Животные нашего края. | |||
Сельское хозяйство нашего края | Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей. | 4 | Оленеводство, охота и рыболовство на Чукотке | Исследование с привлечением родителей. "Профессии в моей семье" Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии. Презентации с беседами, сюжетные игры, загадки, чтение рассказов по теме "Традиционные ремёсла моего края" Продолжить знакомство с жизнью и бытом чукчей и эскимосов; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края. Конкурс загадок, инсценировок на тему "Разнообразие профессий в мире. " |
Редкие животные нашего края. | ||||
Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди в тундре Значение сельского хозяйства. | ||||
Экологические тропы | Проекты "Тундра жалуется", Итоговое занятие - проект "Я живу на Чукотке" | В гости к весне. Экскурсия. | Познавательно – исследовательская: сформировать навыки и умения добывать информацию из разных источников: "Охрана природы" - Виртуальная экскурсия. Беседы с презентацией, викторина, сюжетная игра "В тундру за здоровьем", конкурс рисунков "Красная книга Чукотки", проектная деятельность | |
Как природа залечивает раны. | ||||
Экология Чукотки. | ||||
Будь природе другом. | ||||
Красная книга Чукотки. | ||||
Викторина “Край, в котором я живу” | ||||
В тундру за здоровьем! Правила поведения на природе. | ||||
Проект “Я живу в Чукотке”. |
Список литературы:
- Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. История освоения. Народы севера земли.//-М., 1999.
- Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. История освоения севера в биографиях знаменитых людей//-М., 2000.
- Богораз В.Г. Материальная культура чукчей.//М.,1991.
- Диков Н.Н. Древние костры Камчатки и Чукотки.//Магадан, 1969.
- Диков Н.Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. Изд. «Наука», М., 1979.
- Константинов Ю., Рубан Н., Сырцева Т. Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности.//Ж. Народное образование, №3-2004, с.138.
- Ксензова Г.Ю. Организация совместных творческих дел – способ стабилизации отношений сотворчества в начальной школе.Завуч начальной школы, №6-2005,
- Леонова В.Г. Сборник «Окружной конкурс на лучшую учебно-исследовательскую деятельность школьников «Эн’эрти». Методические рекомендации.//Анадырь, 2006.
Информационные ресурсы:
1. Единое окно доступа к информационным ресурсам (http://window.edu.ru/resource/242/1242)
2. Единый банк педагогических практик преподавания родных языков народов России (банкпрактик.рф).
3. Сайт «Народы мира – политически этнографический справочник» (http://nation.geoman.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Моя малая Родина"
Авторская программа "Моя малая Родина" используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....
Программа. Моя малая Родина
Программа внеурочной деятельности....
Авторская программа"Моя малая Родина"
Авторская программа"Моя малая Родина"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"
Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...
Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области
Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...
Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)
Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...
Программа "Моя малая Родина"
Программа "Моя малая Родина"...