РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя малая родина». ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа

Головкова Таисия Петровна

Программа "Моя малая родина" предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА С. АЙОН

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №___от «____»______2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №____от «____»________2020 г.

Директор МБОУ НШ с. Айон

_________Н.А. Ерофеева

ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Моя малая родина»

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Головкова Т.П., высшая КК.

с. Айон

2020 г.

Пояснительная записка

        Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

              Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
                Есть выражение: «Моя малая Родина». Что оно обозначает?
                В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, село или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

                  Данная программа «Моя малая Родина»  предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО  для начальной школы.

                  Содержание программы  отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Чукотского автономного округа, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в  образовательном учреждении.

Данная программа «Моя малая Родина» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия  по программе «Моя малая Родина» осуществляются  во второй половине дня.

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашего округа, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Чукотки в историко-культурное наследие региона; 
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории  ЧАО, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Чукотского автономного округа;
  • приобщить учеников к богатой культуре Чукотского автономного округа .  

Форма организации занятий – индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии ;
  • Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных   программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности)

 Планируемые результаты

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

     6. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

     7. знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

    9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чукотки;

   10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

   11.любовь к родной школе, своему селу, народу, России;

    12. уважение к защитникам Родины.

      Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Моя малая Родина»  во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на два года обучения, формы подведения итогов.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

Содержание программы

1 год

        Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям  учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

         Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

     Блок I.   Мой дом  Что изучает краеведение?  Родная школа. Кабинеты, столовая, спортзал. Трудовая жизнь в школе. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил Безопасный и короткий путь домой. Моё село, почему так названо.

     Блок II.   Моя семья. Традиции моей семьи. Такие разные профессии. Профессии в моей семье. Традиционные ремёсла моего края. Люди моего села. Наша дружная семья. Выставка семейных поделок. Моя родословная. Бабушки и дедушки. История моей семьи. Мой четвероногий друг.  Зимние забавы наших предков.  Встреча Солнца. Чукотские праздники и обычаи.

    Блок III.    Моя малая родина.  История моего  села. Заочное путешествие по Чукотке.  Путешествие по селу. Экскурсия в музей школы. Чаунский  район. Сёла Чаунского района. Весна в родном селе. Экскурсия.

2-ой год

Программа второго года обучения представляет собой курс «Природа  Чукотки».  Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей  Чукотки является ее природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы Чукотского автономного округа. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.

      Желательно, чтобы во всех тематических занятиях присутствовал колорит  чукотской  зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованной северной тундре ,  красота заиндевевших травинок,  праздник зимы в  регионе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени — по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы и т. д.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 недели).

Учитель может проводить занятия в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы.

       Блок I.  Богатства нашей земли Территория, границы, географическое положение Чукотского автономного округа.  Богатства нашей земли. Климат нашего края. Времена года. Сезонные изменения в природе. Водоёмы нашего края: реки, озера,  моря. Заповедные места Чукотки. Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. Ландшафт нашего края.

         Блок II.  Животные нашего края.  Умка – символ родины моей. В гости к зиме. Урок-экскурсия. Кто как зимует. Птицы зимой. Редкие птицы Чукотки. Животные нашего края.  

     Блок III.   Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди в тундре  Значение сельского хозяйства. В гости к весне. Экскурсия.

     Блок IY.   Экологические тропы.  Как природа залечивает раны. Экология Чукотки. Будь природе другом. Красная книга Чукотки. Красная книга Чукотки. Викторина “Край, в котором я живу”.  Экологическая тропа. В тундру за здоровьем! Правила поведения на природе. Проект  “Я живу в Чукотке”.

Календарно-тематическое планирование

1 год

Блок

Формат мероприятия

Классы

Тематика мероприятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

Мой  дом

Беседа

1-3

кл.-комплект

Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях.

     Содействуют развитию эмоционально – ценностного отношения  друг к другу в соответствии с гендерной принадлежностью:

  Игровая деятельность:

Сюжетные игры: «Дом» - «Яраны», «Хозяйка и гость» и другие.

Дидактические игры:  «Оденем куклу на прогулку», «Ждем гостей» и другие.

  Коммуникативная:

Театральная игра по сказке «Эпэпкэй»,

Беседы «Мой папа - оленевод», «Летом я был в стаде», «Мне не нравится когда…», «Как найти друзей», «Речевой этикет»

Беседа по рассказу «Удачливый папа»

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Познавательно – исследовательская:

Отгадывание и составление  загадок о семье, родственниках, о родном селе, о школе.

Составление рассказов по схеме, коллективных, от лица героя литературного произведения «У меня родных не мало», «Интересно мне с моей бабушкой», «Мне не нравится когда…».

Экскурсии и целевые прогулки к социокультурным объектам «Дом культуры», « «Школа» и другие.

Конструирование  «Моя улица родная» (с использованием предметов  - заместителей)

Экскурсия

Родная школа (экскурсия по школе).

Экскурсия около школы.

Кабинеты, столовая, спортзал.

Беседа, речевая ситуация

Трудовая жизнь в школе.

Экскурсия в школьный музей

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

Инсценировка

С днём рождения, наш класс.

Сюжетно-ролевая игра

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

Дидактическая игра

Безопасный и короткий путь домой.

Отгадывание и составление  загадок

Конструирование

Составление рассказа

Моё село, почему так названо.

Моя  семья

Сюжетная игра

1-3

кл.-комплект

Моя семья.

    Способствовать формированию и развитию представлений о трудовой деятельности взрослых людей

Игровая деятельность:

Сюжетные игры: «Оленеводы на летовке», «Хозяйка яранги - чумработница» и другие.

Дидактические игры:  «На рыбалке», «Охота на нерпу» и другие.

  Коммуникативная:

Теневой театр «Кому это нужно для работы»

Беседы о труде взрослых.

Беседы на секретные и личные темы (обогащающие представления детей о родителях)

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Познавательно – исследовательская:

Наблюдение за трудовыми действиями взрослых

Мини – проекты «Мир увлечений нашей семьи»

(рукотворные предметы)», "Моя родословная",

" Праздники и обычаи береговых и оленных чукчей"

Моделирование и решение проблемных ситуаций:  «Рэтэм (покрышка яранги) порвался. Что делать?», «Кукла испачкала платье».

Продуктивная:

Лепка «Чукотские ездовые собаки», «На рыбалке» (коллективная),  " Очаг в яранге".

Рисование «Жизнь в тундре», «Семейная фотография» и другое

Чтение литературной,  научно – познавательной литературы, детских энциклопедий.

Разучивание стихотворений на чукотском языке и другое

Проектно-исследовательская деятельность

Традиции моей семьи.

Такие разные профессии.

Профессии в моей семье.

Традиционные ремёсла моего края.

Наблюдение

Сюжетная игра

Люди моего села.

Мини-проект

Я и моё имя.

Речевая ситуация

Рисование

Наша дружная семья.

Проект

Выставка семейных поделок.

Моделирование и решение ситуативных проблем

Моя родословная. Бабушки и дедушки.

История моей семьи в истории родного села.

Лепка

Рисование

Беседа

Мой четвероногий друг.

Чтение литературной,  научно – познавательной литературы, детских энциклопедий.

Теневой театр

Рисование

Лепка

Зимние забавы наших предков.

Встреча Солнца.

Чукотские праздники и обычаи.

Моя  малая  родина

Конкурс рисунков

Мое село.

Экскурсии и целевые прогулки

Познавательно – исследовательская:

Наблюдение за трудовыми действиями взрослых

Подготовка к конкурсу рисунков "Моя родина на кончике кисти"

Моделирование и решение проблемных ситуаций:  "Откуда пришли чукчи?, "Откуда пошли названия сел Айон, Рыткучи, Янранай и города Певек?"

Заочное путешествие

презентация

Заочное путешествие по Чукотке.

Целевая прогулка

Путешествие по селу.

Экскурсия

Экскурсия в музей школы.

Беседа с презентацией

Чаунский  район. Сёла Чаунского района.

экскурсия

Весна в родном селе. Экскурсия.

Календарно-тематическое планирование

2-ой год

Блок

Формат мероприятия

Класс

Тематика мероприятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

Богатства нашей земли

Экскурсия

4

В гости к осени. Экскурсия.

Практическая работа. Сочинения, рисунки, отчеты. Осенние изменения в природе

Практическая работа. Схематическое изображение территории

4

Территория, границы, географическое положение Чукотского автономного округа.

Познакомиться и сформировать представление:

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр.

Беседа с презентацией

Практическая работа. Работа с коллекцией полезных ископаемых.

4

Богатства нашей земли.

Работа по физической карте Чукотки и с коллекцией полезных ископаемых.  Презентация  директора Певекского краеведческого музея Швец-Шуст В. о приисках Чаунского района. Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.

Практическая работа. Работа с календарем погоды

4

Климат нашего края.

Наблюдение погодных изменений

Познавательно – исследовательская:

Отгадывание и составление  загадок о погодных явления

Беседа с презентацией

4

Времена года. Сезонные изменения в природе.

Наблюдение за сезонными  изменениями в природе

Познавательно – исследовательская:

Отгадывание и составление  загадок о сезонных  изменениях в природе

Практическая работа. Описание реки

4

Водоёмы нашего края: реки, озера,  моря.

Реки нашего края, их расположение.  Озера и моря. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас.  Водоёмы, созданные человеком.

Презентация с беседой

Знакомство с Красной книгой Чукотки

Знакомство с наскальными рисунками Пегтымеля

4

Заповедные места Чукотки.

Познавательно – исследовательская:

сформировать навыки и умения добывать информацию из разных источников (научная, художественная, справочная литература, презентации, видео-сюжеты

Работа с экскурсоводом

4

Экскурсия в музей

Продолжить знакомство с разделами и экспонатами школьного краеведческого музея.

Сюжетная игра "Чаепитие в яранге"

Практическая работа. Изготовление книжки-малышки  «Лечение без лекарств», выпуск стенгазеты «Лесная аптека».

4

Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора.

Формирование представлений о богатстве растительного мира Чукотки.

Разнообразие растительности нашего края . Культурные растения, сорняки, лекарственные травы. Редкие, охраняемые растения округа (багульник, сабельник, рододендрон, золотой корень и др.). Растения, которых боятся.

Практическая работа. Схематическое изображение территории Чукотки

4

Ландшафт нашего края.

Познакомиться и сформировать представление:

Ландшафт - горы, плоскогорья, равнины и т.д.

Продуктивные виды деятельности:

Лепка  и рисование на тему "Моя тундра"

Животные

нашего края

Работа с экскурсоводом

4

Экскурсия  в школьный музей.

Рассматривание чучел птиц нашего края, составление небольших рассказов-описаний.

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Практическая работа. Создание проекта по этой теме.

4

Умка – символ родины моей.

Обогащение новыми знаниями о белом медведе: где обитает, как охотится, почему занесен в Красную книгу?

Познавательно – исследовательская деятельность:

Отгадывание и составление  загадок о белом медведе.

Продуктивные виды деятельности:

Лепка  и рисование на тему "Умка - символ родины моей"

Практическая работа.    Фоторепортаж.

4

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

Знакомство с зимними изменениями в природе.

Разучивание стихотворений, загадок и пословиц на чукотском языке  о зиме

Практическая работа. Создание мультимидийной презентации.

Кто как зимует.

Какие птицы зимуют в наших краях. Трудное положение птиц в зимнее время года. Как мы можем им помочь? Почему сокол-сапсан, кречет, белый гусь, турухтан  и краснозобая казарка занесены в Красную книгу?

Как зимуют животные нашего края? Спит ли белый медведь зимой в берлоге?

Птицы зимой.

Редкие птицы Чукотки.

4

Животные нашего края.

Сельское хозяйство нашего края

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

4

Оленеводство, охота и рыболовство на  Чукотке

Исследование с привлечением родителей. "Профессии в моей семье"

Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии.

Презентации с беседами, сюжетные игры, загадки, чтение рассказов по теме "Традиционные ремёсла моего края"

Продолжить знакомство с жизнью и бытом чукчей и эскимосов; начать знакомство с традиционными ремёслами родного края.

Конкурс загадок, инсценировок на тему

"Разнообразие профессий в мире. "

Редкие животные нашего края.

Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди в тундре  Значение сельского хозяйства.

Экологические  тропы

Проекты "Тундра жалуется",

Итоговое занятие - проект "Я живу на Чукотке"

В гости к весне. Экскурсия.

Познавательно – исследовательская:

сформировать навыки и умения добывать информацию из разных источников:

"Охрана природы" - Виртуальная экскурсия.  

Беседы с презентацией, викторина, сюжетная игра "В тундру за здоровьем", конкурс рисунков "Красная книга Чукотки", проектная деятельность

Как природа залечивает раны.

Экология Чукотки.

Будь природе другом.

Красная книга Чукотки.

Викторина “Край, в котором я живу”

 В тундру за здоровьем! Правила поведения на природе.

Проект  “Я живу в Чукотке”.

Список  литературы:

  1. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. История освоения. Народы севера земли.//-М., 1999.
  2. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. История освоения севера в биографиях знаменитых людей//-М., 2000.
  3. Богораз  В.Г. Материальная культура чукчей.//М.,1991.
  4. Диков Н.Н. Древние костры Камчатки и Чукотки.//Магадан, 1969.
  5. Диков Н.Н. Древние культуры Северо-Восточной Азии. Изд. «Наука», М., 1979.
  6. Константинов Ю., Рубан Н., Сырцева Т. Педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности.//Ж. Народное образование, №3-2004, с.138.
  7. Ксензова Г.Ю. Организация совместных творческих дел – способ стабилизации отношений сотворчества в начальной школе.Завуч начальной школы, №6-2005,
  8. Леонова В.Г. Сборник «Окружной конкурс на лучшую учебно-исследовательскую деятельность школьников «Эн’эрти». Методические рекомендации.//Анадырь, 2006.

Информационные ресурсы:

1. Единое окно доступа к информационным ресурсам (http://window.edu.ru/resource/242/1242)

2. Единый банк педагогических практик преподавания родных языков народов России (банкпрактик.рф).

3. Сайт «Народы мира – политически этнографический справочник» (http://nation.geoman.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Моя малая Родина"

Авторская программа "Моя малая Родина"  используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....

Программа. Моя малая Родина

Программа внеурочной деятельности....

Авторская программа"Моя малая Родина"

Авторская программа"Моя малая Родина"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...

Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...

Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)

Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...

Программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"...