Программа. Моя малая Родина
материал ( класс) по теме

Светлана Викторовна Лаптева

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                              Согласовано                                             Утверждаю

пед. совете                               Зам. директора по ВР                              Директор школы

№ 22                                         _____________                                         _____________

от 30.08.2013 г.                       К. М. Шапкина                                         А. А. Пронин

                                                  30.08.2013 г.                                             Приказ № 110

                                                                                                                     от 30.08.2013 г.

                 

                                                             

Программа  внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

Срок реализации: 2013-2017 учебный год

Возраст детей: 6-10 лет

 

Учитель: Лаптева С. В.

 

 

с. Виткулово

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество». В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на четыре года обучения. Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия  рассчитаны на 1 час в неделю, 37 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».  

Содержание программы имеет социально-правовую направленность: изучение  истории своего края,   географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т. д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия носят преимущественно практический характер. На занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании»,   Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом, социально-правовом и духовно–нравственном воспитании.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

        Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        К концу  первого года обучения обучающиеся должны достичь первого уровня результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1. Историю своей семьи.

2. Традиции своей семьи.

3. Реликвии своей семьи.

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6. Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 4 класса могут достичь 2 уровня результатов, т. е. к выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

3. Делиться собранной информацией с одноклассниками.

4. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • гуманизация
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • дифференцированный подход
  • практическая направленность

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  •     игра
  • экскурсия
  • беседа
  • практическая работа
  • творческая работа
  • викторина
  • проект

ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

презентации             проектные карты          родословная книга класса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Раздел 1. Природа моего села (12 ч)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

        2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

        3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

        4. Красная книга нашего села.

        Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.

Раздел 2. Род, семья и я (13 ч)

1. Вводное занятие.

        Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора  и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников.  Выделение общих моментов в родословных различных семей.  Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Виткулово до сих пор с целью их обогащения.

Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».

  1. Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села.

 Изучение истории своей семьи в истории развития села.

  1. Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее (12 ч)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В. И. Даль. Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах. - М., Художественная литература, 1984.
  2. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., Русский язык, 1989.
  3. Н. М. Пожарицкая. Путешествие к домашним животным. - М., Детская литература, 1984.
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. - М., Педагогика, 1981.
  5. Словарь иностранных слов. - М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949.
  6. В. А. Никонов. Краткий топонимический словарь. - М., Мысль, 1996.
  7. В. Блохина. Литературные игры и занятия. - Горький, 1960.
  8. Б. Болховитинов. Твое свободное время. – М., 1975.
  9. В. Володченков. Выходи играть во двор. - М.,1989.
  10.  О. С. Газман.  В школу с игрой. - М., Просвещение, 1991.
  11.  В. И. Даль. Пословицы  русского народа. – М.,  1957.
  12.  Детские    подвижные    игры    народов    СССР.    Пособие    для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман. - М.,1989.
  13.  Т. Кедрина.  Большая книга игр и развлечений. -М., 1992.
  14.   М. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1986.
  15.  Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. - М.,1990.
  16.  Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки//Собрал и обработал М. Булатов. - М., 1962.
  17.  В. Д. Осиповский.  Родная старина. - Современник, 1999.
  18.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ занятия

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Т

П

Природа моего села

12

1

Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности.

1

-

4.09

2-5

Растительный мир.

2

2

11,18,

25.09

2.10

6-9

Животный мир.

2

2

9,16,

23,30.10

10-11

Красная книга нашего села.

1

1

6,13.11

12

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села».

-

1

20.11

Род, семья и я

13

13

Вводное занятие.

1

-

27.11

14-18

Моя родословная.

1

4

4,11,18,

25.12

15.01

19-20

Семейные традиции.

1

1

22,29.01

21-22

Семейные реликвии.

1

1

5,12.02

23-24

Роль семьи в истории села.

1

1

19,26.02

25

Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём…».

-

1

5.03

Моё село: прошлое, настоящее, будущее

12

26

Вводное занятие.

1

-

12.03

27-28

Село, в котором мы живем.

1

1

19,26.03

29-30

Составление карты села.

-

2

2,9.04

31

Наша школа.

-

1

16.04

32

Здравоохранение.

-

1

23.04

33

Искусство.

-

1

30.04

34

Спорт в селе.

-

1

7.05

35

Много профессий хороших и разных.

1

-

14.05

36

Никто не забыт, ничто не забыто!

-

1

21.05

37

Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили…».

-

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Моя малая Родина"

Авторская программа "Моя малая Родина"  используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....

Авторская программа"Моя малая Родина"

Авторская программа"Моя малая Родина"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"расчитана на 7-11 лет, дополнена возможностью реализации принципа разноуровневости, который позволяет получать дополнительное образование всем детям независимо от...

Конспект внеурочной деятельности по программе "Моя малая Родина" - Климат Челябинской области

Цель: формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения климата;-способствовать воспитанию чувства уважения, гордо...

Конспект по внеурочной деятельности по программе Моя малая Родина "Степная зона" (2 класс)

Цель: Формирование представления о степной зоне Челябинской области.Задачи:-способствовать формированию у обучающихся понимания значения природных зон;-способствовать воспитанию чувства уваж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Моя малая родина». ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Программа "Моя малая родина" предназначена для организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО для начальной школы...

Программа "Моя малая Родина"

Программа "Моя малая Родина"...