Урок "Сундучок марийских сказок"
план-конспект урока (2 класс)
Материалы к уроку по ИКН (история и культура марийского народа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 48.58 КБ |
задания к уроку | 13.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»
«Сундучок народных сказок»
(История и культура народов Марий Эл)
Выполнила
Оразаева И.В.
учитель начальных классов
Шоруньжа
2019
Тема урока: «Сундучок народных сказок»
Предмет: История и культура народов Марий Эл
Класс: 2
Цель урока: дать понятие «народная сказка», создание условий для активного вовлечения учащихся в процесс обучения.
Образовательная: раскрыть понятия «сказка», «народная сказка», сформировать представление о видах сказок (волшебная, бытовая, о животных). Формирование умения оценивать поступки и поведение героев сказки, определять ее главную мысль.
Развивающая: содействие развитию логического мышления, связной речи, умению отстаивать свою точку зрения.
Образовательная: содействовать воспитанию нравственной культуры.
Оборудование: учебник, ИКТ, раздаточный материал: информация о видах сказок, таблица для игры.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Организационный момент.
Игра «Необычное приветствие».
Звучит музыка.
Дети ходят по комнате (можно и танцевать). Когда музыка утихает, то произносятся слова: «1,2,3, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда звучит команда: «Поздоровайтесь….» - и затем называется любая часть тела (мизинцами, ушами, коленками, пятками...)
Важное условие – ученик после музыкальной паузы должен встать с тем, с кем он еще не здоровался.
Игра «Молекулы и атомы»
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по 4!», то это значит, что четыре игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».
Рассаживаются по 4 человека (3 команды).
- Этап побуждения.
- Мозговой штурм. Отгадывание кроссворда с ключевым словом «сказка».
л | и | с | а | |||||||||
к | о | л | о | б | о | к | ||||||
а | м | б | а | р | ||||||||
з | а | я | ц | |||||||||
у | р | о | к | |||||||||
я | г | а |
- Её называют кумушкой в народных сказках? (лиса)
- Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл... (колобок)
- Место хранения муки в сказке «Колобок» (амбар)
- Самое пугливое животное в сказках? (заяц)
- «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам …..(урок)
- Страшная баба…(яга)
- Какие ассоциации возникают у вас со словами «сказка», «народная сказка»?
- Какие виды сказок вам известны?
- А почему люди сочиняли сказки?
- Сегодня мы попытаемся вспомнить и ответить на все эти вопросы.
3. Составление кластер сказки.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Нелегко жилось в старину народам нашего края. Работали на полях от зари до зари. Машин не было, все приходилось делать вручную, проходить длинные расстояния пешком. Свои мечты о том, как сделать жизнь легче и краше, люди выражали в сказках. А самая главная мысль, заложенная в сказки – можно победить зло и несправедливость при помощи добрых дел и поступков. Люди наделяли героев недюжинной силой и ростом, а самое главное умом и добротой или, наоборот, делали предметы маленькими. Придумает кто – то сказку и расскажет другому, тот свои мечты добавит в неё и расскажет третьему… Так появлялась народная сказка.
Мы с вами любим разные сказки: волшебные, где обязательно есть чудеса и волшебные предметы. Сказки о животных, в которых животные могут говорить и ведут себя как люди. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
Но в каждой народной сказке обязательно есть народная мудрость, которая учит нас добру, помощи близким и вере в то, что добро всегда побеждает зло.
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный на сегодняшнем уроке?»
У меня есть один сказочный предмет: вот этот волшебный сундучок. Каждый из вас, заглянув в него, сможет увидеть самого важного и нужного на нашем уроке. Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам нужно будет выполнить задания. Отправляемся в путь.
Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил! Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!
- Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!
4. И первое, что мы посетим с вами – это сказочный лес. Жители этого сказочного леса все спрятались в своих домиках, а нам они предлагают сказочную карту, с помощью которой мы должны найти жителей этого леса.
д | л | р | у | ы | г | н | р | з | к |
р | и | г | т | д | ё | й | ц | у | с |
о | с | щ | н | ш | г | н | е | к | э |
г | а | д | к | в | о | л | к | а | м |
т | к | а | о | и | р | о | р | з | ж |
п | р | ф | з | л | а | п | г | а | р |
в | я | в | а | а | к | а | с | я | ц |
а | л | н | з | н | ш | л | о | ц | к |
м | е | д | в | е | д | ь | в | к | а |
п | о | м | к | о | л | х | а | ш | ж |
Каких животных вы здесь нашли? (лиса, сова, коза, волк, заяц, медведь).
А кто помнит, в каких народных сказках встречается лиса? («Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Лиса и заяц», «Сова и лиса»…)
Волк часто встречается в русских народных сказках, давайте попробуем перечислить эти сказки? ( «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Волк на свадьбе»…)
Кто помнит сказки, где встречается заяц? («Заячий домик», «Лиса и заяц», «Трусливый заяц»)
Самый большой и самый косолапый житель сказочного леса, в каких сказках встречается? («Маша и медведь», «Медведь и коза»)
Какие вы молодцы! Мы с вами узнали жителей данного места, и я предлагаю отправиться дальше.
- В гости к русским народным сказкам.
Есть много марийских сказок, которые по своему сюжету похожи на русские народные сказки. Это связано с тем, что русские и марийцы всегда жили рядом и иногда пересказывали сказочные сюжеты, добавляя своих героев.
Отгадайте название сказки по отрывку из текста. Узнайте подобную марийскую народную сказку.
1) Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Я коза, на лугу была,
Ела травку шелковую,
Пила воду студёную… («Волк и семеро козлят» – «Коза и медведь»)
2) - Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. («Лисичка со скалочкой» - «Белая кобыла»).
3) Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет.
(«Зимовье зверей» - «Зимовье в лесу»).
4) - Кто я таков? Из сибирских лесов — Котофей Котофеич.
- Пойдем, миленький Котофей Котофеич, ко мне, лисоньке, в гости.
- Пойдем. («Кот Котофеич» - «Московский бурмистр»).
5) - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! («Заюшкина избушка» - «Заячий домик»)
6) Сделали из соломы бычка, вымазали смолой бочка и поставили во двор. Утром народ скотинушку погнал, и бабушка с Аленушкой погнали своего бычка. Пригнали на полянку, а сами в лес ушли сладку ягодку земляничку собирать. («Бычок – смоляной бочок» - «Смоляной бычок»)
- «Картинная галерея. Надо узнать по картинке сказку.
- «Мудрая невеста» - бытовая сказка.
- «Московский бурмистр» - сказки о животных.
- «Волшебный меч» - волшебная сказка.
- Узнай сказку по отрывкам.
- «Идём за невестой,
За красивой невестой с серебряными зубами,
Красивой, как луна,
Светлой, как звезда.
Идём за … …,
Чтобы увезти её Водяному владыке». («Сереброзубая Пампалче»)
- «Ой, Акталче, Акталче,
Железные цепи – йолдырт!» («Алым – патыр»)
- «Сова, тум, тум! Пятеро совят – пятеро ребят. Дуб срублю – всех изловлю! Лучше одного брось! («Лиса, сова и сорока»)
- «Силки отдал – курочку получил,
Курочку отдал – гуся получил,
Гуся отдал – барана получил,
Барана отдал – быка получил,
Быка отдал - … получил. («Белая кобыла»)
- «Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулупчике, белых варежках, белых валенках – самокатках». («Откуда у зайца белая шубка»)
6. «Лежит волк и удивляется: «Целого барана проглотил, а есть
пуще прежнего хочется. Лучше бы на части его растерзать, чем
целиком глотать». («Волк на свадьбе»)
- «Бюро находок». Узнай сказку по предмету.
- Из какой сказки эти предметы.
1. Серебряный зуб. («Сереброзубая Пампалче», «Ший пуян ший Пампалче»)
2. Тесто. («Ненчык патыр»)
3. Пчелка («Как я пчёл караулил»)
- Узнай сказку по опорным словам.
3 БРАТА, СТАРИК, КОТЕЛОК С ЖИРНОЙ УТКОЙ, НЕСМАЗАННЫЙ САЛОМ САПОГ («Сорок одна небылица»)
КРАСНЫЙ ПЕТУХ, ЧЁРНЫЙ БЫК, КРУТОРОГИЙ БАРАН, ЖИРНАЯ СВИНЬЯ, БЕЛЫЙ ГУСЬ («Зимовье в лесу»)
СТАРИК, СТАРУХА, БЫЧОК («Смоляной бычок»)
- «Собираем сказку» (пазлы)
1. «Лиса, сова и сорока»
2. «Сереброзубая Пампалче»
3. «Алым – патыр»
11. Инсценирование марийской народной сказки «Заячий домик».
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.
Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.
Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! — пропел сверчок свою песенку. — Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.
Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.
Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.
— Чрик-чрик! — пискнул сверчок. Испугался заяц — и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.
— О чём плачешь, заяц? — спрашивает медведь.
— Забрался в мой домик какой-то зверь, — отвечает заяц. — Где я теперь зимой жить буду?
— Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, — говорит медведь.
Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.
Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.
Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.
— Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?
— Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.
— Я помогу тебе, — говорит лиса. — Я тебя в беде не оставлю.
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
— Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром — когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!
Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, — и в лес убежала.
Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.
— Зайка, братишка, о чём плачешь? — спрашивает петух.
— Эх, дружище петух, — отвечает заяц, — беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли…
— Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.
Пошли они к заячьему домику.
Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Сверчок со своей лавки отвечает:
— Чр-чрик, чр-чрик!
Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:
Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!
Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: «Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать».
Выскочил заяц из домика — и в лес.
С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.
Сказка — туда, я — сюда.
Сказка — подальше, а я -поближе.
- Итог урока
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
Теперь мы можем заглянуть внутрь волшебного сундучка и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого есть 2 яблока (красное и желтое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – желтое, надо немного созреть.
Предварительный просмотр:
д | л | р | у | ы | г | н | р | з | к |
р | и | г | т | д | ё | й | ц | у | с |
о | с | щ | н | ш | г | н | е | к | э |
г | а | д | к | в | о | л | к | а | м |
т | к | а | о | и | р | о | р | з | ж |
п | р | ф | з | л | а | п | г | а | р |
в | я | в | а | а | к | а | с | я | ц |
а | л | н | з | н | ш | л | о | ц | к |
м | е | д | в | е | д | ь | в | к | а |
п | о | м | к | о | л | х | а | ш | ж |
«Идём за невестой,
За красивой невестой с серебряными зубами,
Красивой, как луна,
Светлой, как звезда.
Идём за … …,
Чтобы увезти её Водяному владыке».
«Ой, Акталче, Акталче,
Железные цепи – йолдырт!»
«Сова, тум, тум! Пятеро совят – пятеро ребят. Дуб срублю – всех изловлю! Лучше одного брось!
«Силки отдал – курочку получил,
Курочку отдал – гуся получил,
Гуся отдал – барана получил,
Барана отдал – быка получил,
Быка отдал - … получил.
«Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулупчике, белых варежках, белых валенках – самокатках».
«Лежит волк и удивляется: «Целого барана проглотил, а есть пуще прежнего хочется. Лучше бы на части его растерзать, чем целиком глотать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок марийского языка во 2 классе на тему "Могай тусан?"
Тема урока входит в цикл "Мемнан модышна". Данный урок является первым в этом цикле....
Календарно - тематическое планирование по марийскому языку для 2 класса
Тематическое планирование по марийскому языку для 2 класса...
Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа
Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе...
Программа по марийской национальной вышивке
Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется дет...
Марийские национальные инструменты
Ознакомить учащихся с разнообразным видом народных музыкальных инструментов и их историей Развить познавательную активность учащихся •Умение различать музыкальные инструменты •Приучить к са...
Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"
Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...
Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"
Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...