Программа по марийской национальной вышивке
материал по теме
Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется детям с наиболее сохранными моторными и интеллектуальными возможностями. Этот вид рукоделия поможет им самореализоваться в жизни, что так необходимо детям с интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем это красивейший вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь.
Практические действия с вышивкой, как известно, обеспечивают ребёнку разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук.
Работа с вышивкой имеет огромный потенциал и для систематического эстетического воспитания школьников и, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса вышивания, привлекает детей своими результатами.
В программе заложено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей, принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ.
Данная программа рассчитана на 3 года и посильна детям 10-16 летнего возраста. Первый год обучения начинается с изучения стежков. Второй год обучения направлен на изготовление изделий. Третий год обучения рассчитан на создание более сложных изделий.
Программа составлена с учётом физических, возрастных и психолого- педагогически особенностей детей. Работа с обучаемыми, строиться на взаимоуважении, взаимосотрудничестве, на основе искреннего, тактичного и деликатного отношения к личности ребёнка. В обучении марийской вышивке обязателен индивидуальный подход.
Программа предусматривает знакомство с историей возникновения искусства, усвоение различных швов. Последовательность тем определяется усложнением материала в художественном и техническом отношении.
Основой для составления данной программы послужила книга под редакцией Л. Е. Майковой «Основы художественных промыслов народа мари».Й-Ола,2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Республики Марий Эл Косолаповская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
на заседании методического Директор школы………../З. Д. Киселева/
совета школы. Дата………………….
Дата……………
Программа по Марийской
национальной вышивке.
Составила
педагог дополнительного
образования:
Т. В. Карпухина
Косолапово 2011 год.
Программа по марийской национальной вышивке.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется детям с наиболее сохранными моторными и интеллектуальными возможностями. Этот вид рукоделия поможет им самореализоваться в жизни, что так необходимо детям с интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем это красивейший вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь.
Практические действия с вышивкой, как известно, обеспечивают ребёнку разностороннее развитие: активное сенсорное познание окружающей действительности, активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом, развитие мелкой моторики рук.
Работа с вышивкой имеет огромный потенциал и для систематического эстетического воспитания школьников и, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса вышивания, привлекает детей своими результатами.
В программе заложено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей, принцип доступности и посильности выполнения трудовых работ.
Данная программа рассчитана на 3 года и посильна детям 10-16 летнего возраста. Первый год обучения начинается с изучения стежков. Второй год обучения направлен на изготовление изделий. Третий год обучения рассчитан на создание более сложных изделий.
Программа составлена с учётом физических, возрастных и психолого- педагогически особенностей детей. Работа с обучаемыми, строиться на взаимоуважении, взаимосотрудничестве, на основе искреннего, тактичного и деликатного отношения к личности ребёнка. В обучении марийской вышивке обязателен индивидуальный подход.
Программа предусматривает знакомство с историей возникновения искусства, усвоение различных швов. Последовательность тем определяется усложнением материала в художественном и техническом отношении.
Основой для составления данной программы послужила книга под редакцией Л. Е. Майковой «Основы художественных промыслов народа мари».Й-Ола,2009г.
Цель программы: способствовать развитию художественно- творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями и формированию навыков самореализации.
Задачи программы:
- научить пользоваться материалами и инструментами;
- формировать практические умения и навыки ручного труда;
- расширить знания об истории вышивки, традициях, творчестве народа мари;
- развивать эстетическое восприятие предметов искусства;
- воспитывать у детей потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
- воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе;
-научить выполнять основные виды стежков;
- развивать трудовые способности детей и адаптировать их в индивидуальную деятельность.
Учебно - методическая и материально-техническая база.
Для успешного усвоения материала нужны наглядные пособия: образцы вышивок, готовые изделия.
Для работы требуется:
-нитки шерстяные: бордового, красного, зеленого, черного цветов;
-ткань самотканая или двунитка;
-иглы с широким ушком;
-наперсток в соответствии с размером;
-ножницы;
-карандаш;
-пяльцы (не обязательно).
Для работы необходим хорошо освещённый кабинет.
Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40см.
По окончанию работы инструменты и материалы нужно убрать в рабочую сумочку или специально отведённое для них место.
После того, как дети научаться выполнять стежки, можно переходить к более сложным элементам вышивки.
Самое главное – заинтересовать детей результатом работы. Для этого перед детьми должен лежать образец, тогда они будут видеть и понимать, к какому результату должны стремиться. Для каждого ребёнка важна похвала и помощь педагога, его поддержка.
Перечень знаний и умений, формируемых у детей
на первый год обучения:
- знать историю возникновения и применения искусства марийской вышивки;
- знать материалы и инструменты и уметь ими пользоваться;
-знать основы проектирования изделия;
- уметь подбирать цветовую гамму;
- уметь выполнять простейшие ручные стежки;
-уметь отличать марийскую вышивку от другого вида вышивки;
- уметь переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нити к работе, закреплять рабочую нить на ткани без узла.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 четверть | 36 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Изучение и подбор цветовой гаммы. Изучение марийского орнамента. «Косая стежка» («кашта»). Практическая работа. Изучение марийского орнамента. «Счетная гладь» («темыш тур») Практическая работа. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5 часа 1,5 часа 1,5 часа 9 часов 1,5 часа 10,5 часов 9 часов |
2 четверть | 40,5 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
| Вводное занятие. Изучение марийского орнамента. «Набор» («керыштыш»). Практическая работа. Изучение шва «Крестик» («шектерма») Практическое занятие. Изучение шва «Козлик» («шарык шур») Практическая работа. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5 часа 15 часов 1,5 часа 4,5 часа 1,5 часа 6 часа 9 часов |
3 четверть | 60 часа | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
| Вводное занятие. Изучение шва «Роспись» («пушкыл тур») Практическая работа. Салфетка. Оберег. Подарочный мешочек. Салфетка с усложнением. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5часа 9 часов 12 часов 6часов 9 часов 12 часов 9 часов |
4 четверть | 49,5 часов | |
1. 2. 3. 4.
| Вводное занятие. Пояс мужской. Составление несложных композиций. Закладка. Самостоятельная работа. | 1,5часа 15 часов 16,5 часов 16,5 часов |
Всего: | 186 часов |
1 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Мастерская, её назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий. Рассказ из истории марийской вышивки.
Тема 2. Правила техники безопасности при работе с инструментами (1,5)
Технические сведения. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.
Умения и приемы работы. Выбор ножниц и игл с учетом вида материала Подбор наперстка. Выбор ниток.
Тема 3. Изучение подбор цветовой гаммы (1,5 )
Технические сведения. Техника и основные приёмы при подборе цветовых сочетаний.
Умения и приёмы работы. Цветовые сочетания. Гармонирующие и негармонирующие цвета и оттенки.
Тема 4. Изучение марийского орнамента. «Косая стежка» («кашта») (1,5)
Технические сведения. Понятие косая стежка. Длина стежка. Применение.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.
Тема 5. Практическая работа (9)
Выполнение стежка.
Тема 6. Изучение марийского орнамента. «Счетная гладь» («темыш тур») (1,5)
Технические сведения. Понятия о стежках. Длина стежка. Классификация стежков. Применение. Технические условия.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.
Тема 7. Практическая работа (10,5)
Выполнение стежка.
Тема 8. Самостоятельная работа (9)
Использование изученных технологий вышивания.
2 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Изучение марийского орнамента. «Набор» («керыштыш») (1,5)
Технические сведения. Понятие о стежке набор. Техника применения. Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения стежка. Качество выполнения стежка.
Тема 3. Практическая работа (15)
Выполнение стежка.
Тема 4. Изучение шва «Крестик» («шектерма») (1,5)
Технические сведения. Понятие о шве крестик. Применение.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения шва. Качество выполнения.
Тема 5. Практическая работа (4,5)
Выполнение.
Тема 6. Изучение шва «Козлик» («шарык шур») (1,5)
Технические сведения. Понятие о шве козлик. Применение.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения шва. Качество выполнения.
Тема 7. Практическая работа (6)
Выполнение .
Тема 8. Самостоятельная работа (9)
Использование изученных технологий вышивания.
3 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Изучение шва «Роспись» («пушкыл тур») (1,5)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения шва. Качество выполнения.
Тема 3. Практическая работа (9)
Выполнение шва .
Тема 4. Салфетка (12)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения.
Тема 5. Оберег (6)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения оберега. Инструменты необходимые для вышивания.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения оберега. Качество выполнения.
Тема 6. Подарочный мешочек (9)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения подарочного мешочка. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения мешочка. Качество выполнения.
Тема 7. Салфетка с усложнением (12)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения.
Тема 8. Самостоятельная работа (9)
Использование изученных технологий вышивания.
4 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Пояс мужской (15).
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения пояса. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения пояса. Качество выполнения.
Тема 3. Составление несложных композиций. Закладка (16.5)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения закладки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения закладки. Качество выполнения
Тема 4. Самостоятельная работа (16,5)
Использование изученных технологий вышивания.
Перечень знаний и умений, формируемый у детей
на второй год обучения.
- знать общую последовательность выполнения изделия;
- знать правила пользования различными инструментами;
-знать основы проектирования;
-уметь составлять композицию;
- уметь подбирать цветовую гамму для изделий;
-уметь выполнять основные узоры;
-уметь подбирать материалы.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 четверть | 36 часов | |
1. 2. 3. 4. 5.
| Вводное занятие. Правила техники безопасности. Подбор цветовой гаммы. Салфетка «Дорожка» Самостоятельная работа | 1,5 часа 1,5 часа 1,5 часа 19,5 часов 12 часов |
2 четверть | 40,5 часов | |
1. 2.
3. 4. | Вводное занятие. Прием вышивания косой стежки путем чередования нити по цвету. Салфетка. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 6 часов 21 час 12 часов |
3 четверть | 60 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. 6.
| Вводное занятие. Встреча с народной умелицей Михеевой З.П. Салфетка с геометрическими орнаментами «крестом». Вышивание косой стежкой не строчных орнаментов. Сувенирный мешочек. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5 часа 13,5 часов 15 часов 16,5 часов 12 часов |
4 четверть | 49,5 часов | |
1. 2. 3.
| Вводное занятие. Подвеска «Бабочка». Самостоятельная работа. | 1,5 часа 32 часа 16 часов |
Всего: | 186 часов |
1 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Мастерская, её назначение и оборудование. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий. Рассказ из истории марийской вышивки.
Тема 2. Правила техники безопасности при работе с инструментами (1,5)
Технические сведения. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.
Умения и приемы работы. Выбор ножниц и игл с учетом вида материала Подбор наперстка. Выбор ниток.
Тема 3. Подбор цветовой гаммы (1,5 )
Технические сведения. Техника и основные приёмы при подборе цветовых сочетаний.
Умения и приёмы работы. Цветовые сочетания. Гармонирующие и негармонирующие цвета и оттенки.
Тема 4. Салфетка «Дорожка» (19,5)
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения салфетки «Дорожка».
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения.
Тема 5. Самостоятельная работа (12)
Использование изученных технологий вышивания.
2 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Прием вышивания косой стежки путем чередования нити по цвету (6).
Технические сведения. Демонстрация схем. Инструменты необходимые для работы. Технические условия выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Техническая последовательность выполнения работы. Качество выполнения.
Тема 3. Салфетка (21).
Технические сведения. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения салфетки .
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения
Тема 4. Самостоятельная работа (12)
Использование изученных технологий вышивания.
3 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Встреча с народной умелицей Михеевой З.П. (1,5)
Осмотр коллекционных изделий, видов используемых орнаментов и швов.
Тема 3. Салфетка с геометрическими орнаментами «крестом» (13,5). Технические сведения. Демонстрация готовых изделий. Последовательность выполнения изделий. Технические условия выполнения работы.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения
Тема 5. Самостоятельная работа (12)
Использование изученных технологий вышивания.
4 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2.Подвеска «Бабочка» (32).
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения пояса. Инструменты необходимые для вышивания.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения пояса. Качество выполнения.
Тема 3. Самостоятельная работа (16)
Использование изученных технологий вышивания.
Перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников
на 3 год обучения:
- знать правила техники безопасности;
- знать виды стежков;
- знать основные приемы вышивания по схеме;
-знать основные приемы проектирования;
-уметь пользоваться инструментами и приспособлениями;
-уметь подбирать цветовое сочетание в узорах;
-уметь выполнять узоры самостоятельно;
-уметь проектировать новое изделие.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 четверть | 36 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Салфетка с использованием счетной глади. Составление композиции. Оберег. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5 часа 12 часов 9 часов 12 часов |
| 2 четверть | 40,5 часов |
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие. Изготовление оберега по составленной композиции. Составление композиции. Вымпел. Изготовление вымпела по составленной композиции. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 7,5 часов 9 часов 12 часов 10,5 часов |
3 четверть | 60 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Фартук. Изучение образцов готовых изделий. Составление композиции с растительными элементами. Вышивка фартука. Практические занятия. Самостоятельная работа. Окончательная отделка. | 1.5 часов 1,5 часа 3 часа 45 часов 6 часов 3 часа |
4 четверть | 49,5 часов | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вводное занятие. Композиция « Шочынава». Вышивка композиции. Практические занятия. Самостоятельная работа. Окончательная отделка. Салфетка с использованием геометрических элементов. Самостоятельная работа. | 1,5 часа 1,5 часа 21час 9 часов 3 часа 10,5 часов 3 часа |
Всего: | 189 часов |
1 четверть
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Правила техники безопасности при работе с инструментами (1,5)
Технические сведения. Классификация инструментов. Назначение и применение инструментов.
Умения и приемы работы. Выбор ножниц и игл с учетом вида материала Подбор наперстка. Выбор ниток.
Тема 3. Салфетка с использованием счетной глади (12).
Технические сведения. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения салфетки .
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения
Тема 4. Составление композиции. Оберег(9).
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения оберега. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения оберега.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения оберега. Качество выполнения
Тема 5. Самостоятельная работа (12).
Использование изученных технологий вышивания.
2 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Изготовление оберега по составленной композиции (7,5)
Технические сведения. Технические условия выполнения салфетки. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения салфетки.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения салфетки. Качество выполнения
Тема 3. Составление композиции. Вымпел (9).
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения вымпела. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения вымпела.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения вымпела. Качество выполнения
Тема 4. Изготовление вымпела по составленной композиции (12).
Технические сведения. Технические условия выполнения вымпела. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения вымпела.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения вымпела. Качество выполнения
Тема 5. Самостоятельная работа (10,5).
Использование изученных технологий вышивания
3 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Фартук. Изучение образцов готовых изделий (1,5).
Технические сведения. Демонстрация схем и готовых изделий. Технические условия выполнения фартука. Инструменты и материалы, необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения фартука.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения оберега. Качество выполнения.
Тема 3. Составление композиции с растительными элементами.
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения вымпела. Технологическая последовательность выполнения вымпела.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения вымпела. Качество выполнения
Тема 4. Вышивка фартука. Практические занятия (45).
Технические сведения. Технические условия выполнения фартука. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения фартука .
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения фартука. Качество выполнения
Тема 5. Самостоятельная работа (6).
Использование изученных технологий вышивания.
Тема 6.Окончательная отделка (3).
Последовательная обработка срезов изделия.
4 четверть.
Тема 1. Вводное занятие (1,5)
Цели и задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Техника безопасности. Организация рабочего места. Демонстрация лучших изделий.
Тема 2. Композиция « Шочынава» (1,5).
Технические сведения. Технические условия выполнения композиции. Инструменты и материалы, необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения вымпела.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения композиции. Качество выполнения
Тема 3. Вышивка композиции. Практические занятия (21)
Технические сведения. Технические условия выполнения композиции. Инструменты необходимые для вышивания. Технологическая последовательность выполнения композиции.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения композиции. Качество выполнения.
Тема 4. Самостоятельная работа (9).
Использование изученных технологий вышивания.
Тема 5. Окончательная отделка (3).
Последовательная обработка срезов изделия.
Тема 6.Салфетка с использованием геометрических элементов (10,5).
Технические сведения. Демонстрация схем. Технические условия выполнения пояса. Инструменты необходимые для вышивания.
Умения и приёмы работы. Технологическая последовательность выполнения пояса. Качество выполнения.
Тема 5. Самостоятельная работа (3).
Использование изученных технологий вышивания.
Список используемой литературы.
1. И. Степанова «Мари тур» встречи с марийской вышивкой , 2005г.
2. Г. И. Соловьева «Орнамент марийской вышивки». Й-Ола: марийское
книжное издательство, 1982г.
3.Л. Е. Майкова «Основы художественных промыслов народов мари».Й-Ола: марийское книжное издательство, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Марийские национальные инструменты
Ознакомить учащихся с разнообразным видом народных музыкальных инструментов и их историей Развить познавательную активность учащихся •Умение различать музыкальные инструменты •Приучить к са...
Сценарий республиканского детского концерта "ШАРНАЛТЕ ТЫЯТ ТУКЫМЕТЫМ", посвященного Дню марийского национального героя.
Это мероприятие было проведено совместно с Региональным общественным объединением "ВийАр" ("Мудрость")...
Проект "Марийские национальные украшения"
Проект "Марийские национальные украшения"...
мастер-класс "Марийская национальная игра"
Мастер-класс "Марийская национальная игра". Дети знакомятся с марийской игрой-танцем, с марийскими именами....
" Знакомство с марийской вышивкой"
Конспект знакомит с историей марийской вышивки, орнаментальными символами, использующимися в вышивке. Также знакомит с техникой вышивки-двусторонняя гладь, которая используется при изготовлении салфет...
Конспект урока "Марийская национальная кухня. Команмелна"
Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл в 3 классе....
Презентация "Марийский национальный костюм"
Данная презентация может использоваться на уроках, внеурочных мероприятиях для знакомство обучающихся с культурой марийского народа....
Комментарии
Программа может быть
Программа может быть использована для детей 10-16 лет, расчина на 3 года.