Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по факультативному курсу "Мы-дети природы" для обучающихся 4 класса. | 45.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждено: кафедры начального образования Зам. дир. по УВР приказом №_____
Протокол №_____ ______Поспелова Т.Б. «___»____.2018г.
Руководитель кафедры «___»____2018г.
_________/Шабалина Л.В../
«_____»________2018г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Мы- дети природы»
для 4 «б» класса
Составитель:
Буданцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2018 – 2019 уч. г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Мы- дети природы» для 4 б класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Т.К.Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева, Л.Н. Нечаева (ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 г.)
Цели и задачи курса.
Главная цель курса "Краеведение" "Мы - дети природы":
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2.Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
2. Общая характеристика факультативного курса.
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа. Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
— знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
3. Место факультативного курса в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, общий объём учебного времени по факультативному курсу «Мы- дети природы» составляет 1 час в неделю, в год 34 часа.
4. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса.
Ценностные ориентиры содержания интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 4Б классе обучаются дети 10-11 лет со средним и высоким уровнем развития. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу. На уроках они активно вступают в дискуссии, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать работу друг друга и свою. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению; -достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; -личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; -воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; -понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; -формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);способствовать формированию элементарной эрудиции.
Среди метапредметных результатов особое место занимают:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
ПРЕДМЕТНЫЕ – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; -обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; -овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); -использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; -расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
6. Содержание факультативного курса «Мы- дети природы».
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
4. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
5. Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
7. Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
8. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК: 1. Рабочая тетрадь "Мы - дети природы" – 2014г.
2. Книга для учителя начальных классов "Интегрированный курс краеведения "Мы - дети природы".
Материально-техническое:
1.Компьютер
2.Мультимедиапроектор
3.Экран
9. Планируемые результаты изучения факультативного курса.
ЗНАТЬ:
- местонахождение, символы, города и столица округа;
- быт и традиции коренного населения;
- съедобные и несъедобные грибы;
- рыб водоемов;
- животных и птиц нашего края;
- растительный мир Югры;
- полезные ископаемые Югры;
- основные профессии округа;
- история формирование округа.
УМЕТЬ:
- ориентироваться по карте Тюменской области;
- рассказывать о наиболее важных событиях округа;
- рассказывать о знаменитых людях Югры - поэтах, писателях, художниках и других профессий;
- различать грибы;
- называть водоемы нашего края;
Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.
10.Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Мы- дети природы» в 4 б классе.
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Тема урока. |
1 | Тема №1. Моя земля - ЮГОРИЯ (11 часов) Экскурсия "День города", "День нефтяника" | ||
2 | Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. | ||
3 | Наш край на карте Родины. | ||
4 | Столица, герб, флаг Югры. | ||
5 | Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. | ||
6 | Югра - единая семья народов. | ||
7 | Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" " | ||
8 | Культура коренного населения. | ||
9 | Быт коренного населения. | ||
10 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. | ||
11 | Экскурсия в лес. | ||
Тема №2 Природа Югорского края (12 часов) | |||
12 | Природная зона Югры. | ||
13 | Растительный мир Югры. | ||
14 | Экологический урок. | ||
15 | Охрана растительности нашего края. | ||
16 | Животный мир Югры | ||
17 | Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... | ||
18 | Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры" | ||
19 | Экологический урок. | ||
20 | Красная книга Югры. | ||
21 | Лес - природная зона Югры. | ||
22 | Лес - "легкие" Югры. Бережное использование богатств края. | ||
23 | Грибы - часть живой природы. | ||
Тема №3 Край таежных рек и озер (2 часа) | |||
24 | Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. | ||
25 | Экологический урок. Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот. | ||
Тема № 4 Кладовые Югры. (2 часа) | |||
26 | Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти. | ||
27 | Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей. | ||
Тема № 5 Эхо прошлого. Звуки настоящего. (7 часов) | |||
28 | Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком. | ||
29 | Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. | ||
30 | Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области. Путешествие по городам Югры. История их названий и возникновений. | ||
31 | Современные архитектурные памятники Югорского края. | ||
32 | Традиционные праздники северных народов. | ||
33 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | ||
34 | Экскурсия в музей изобразительных искусств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»
Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...
Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для учащихся 4-х классов...