Рабочая программа по коми языку (неродной) 1-3 класс
рабочая программа (1, 2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Учредитель: Администрация муниципального образования
муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Руководитель ОУ
Протокол № __ от «___» ________ 20___г. __________ Дубняк М.А.
«___» ___________ 20____г.
Рабочая программа
учебного курса по выбору
«Коми (неродной) язык»
Срок реализации: 3 года (1- 3 кл.)
Программу разработала: Вяткина Н.А., учитель начальных классов.
с.Зеленец
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Коми (неродной) язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в редакции от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
на основе
-планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Зеленецкая СОШ»,
-программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Зеленецкая СОШ»,
с учетом примерной программы на уровне начального общего образования «Коми язык как неродной»: 1–4 классы. Сост. С.Н Терентьева / Сыктывкар: ООО «Анбур», 2015 .
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Учебный курс «Коми (неродной) язык» входит в образовательную область «Филология».
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана на 101 час, 3 года обучения: в 1- 3 классах – 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
В учебном курсе «Коми (неродной) язык» можно выделить следующие содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: в аудировании, говорении, чтении и письме;
- языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурная осведомленность.
Основной содержательной линией из трёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения коми языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. В процессе изучения коми языка в начальной школе обучающиеся знакомятся с некоторыми литературными персонажами детских произведений коми писателей; сюжетов популярных коми сказок; небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); элементарными формами речевого и неречевого поведения. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета.
Ценностные ориентиры
При изучении курса стимулируется общее речевое развитие младших школьников, развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе обучения (любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших); вырабатывается дружелюбное и толерантное отношение к носителям коми языка и других национальных языков.
Цель
формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять общение с носителями коми языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Задачи
-развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей;
-развитие общеучебных умений (умение работать с учебником, умение работать в группе и в паре);
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике коми языка;
-овладение умениями правильно писать и читать;
-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на коми языке;
-формирование умения общаться на коми языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
-участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
-развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;
-развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр с использованием коми языка;
-ознакомление с национальной культурой коми народа;
-формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям коми языка;
-воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами коми языка.
Результаты изучения предмета
Личностные
Личностными результатами изучения коми языка в начальной школе являются:
-общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
-осознание языка, в том числе коми, как основного средства общения между людьми;
-представление о коми языке как средстве выражения мыслей, чувств и эмоций;
-приобщение к культурным ценностям коми народа через произведения детского фольклора.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Коми (неродной) язык является формирование универсальных учебных действий:
-определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
-следовать намеченному плану в своём учебном труде;
-вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
-осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
-пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным);
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;
-пользоваться различными видами словарей и справочников;
-использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
-использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
-ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом ситуаций общения;
-точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
-слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;
-определять общую цели и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные
Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение
-вести элементарный диалог: диалог этикетного характера, диалог-расспрос;
-описывать предмет, картинку;
-воспроизводить наизусть небольшие произведения коми писателей и произведения детского фольклора;
-рассказывать о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде.
Аудирование
-понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
-воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность;
-понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.
Чтение
-читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию;
-отвечать на вопросы по содержанию текста.
Письмо
-списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
-восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
-писать поздравительную открытку (с опорой на образец).
Языковая компетенция
-пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём;
-применять основные правила чтения и орфографии, изученные в курсе начальной школы;
-адекватно произносить и различать на слух звуки коми языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при чтении;
-распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
-сравнивать языковые явления русского и коми языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний и простых предложений;
-знать основные способы словообразования;
-распознавать в речи синонимы, антонимы.
-пользоваться языковой догадкой при чтении и аудировании текстов;
-опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (например, послелоги).
Культуроведческая компетенция
-знать обычаи и традиции жителей Республики Коми;
-знать детский фольклор коми народа;
-знать литературные персонажи коми сказок и легенд;
-оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа;
-использовать в процессе общения социокультурные знания о Республике Коми.
Оценка достижений учащихся
В начальных классах ведется безотметочное обучение.
Основные виды контроля
По времени осуществления:
-предварительный контроль, позволяющий определить исходный (для 1 класса) уровень и остаточный (для 2 - 3 классов) уровень обученности и развития обучающихся;
-текущий контроль, способствующий выявлению уровня развития обучающихся и степени их продвижения в освоении программного материала;
-промежуточный контроль, позволяющий выявить уровень усвоения конкретной части учебной программы, которые были объектами отработки в течение определённой серии уроков (итоги 1, 2, 3, 4 четвертей);
-итоговый контроль, помогающий установить итоговый уровень знаний обучающихся по предметам и степень сформированности основных компонентов их учебной деятельности;
По содержанию:
-прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
-пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
-внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
-внутренний или рефлексивный контроль, производимый учащимися и обращённый на понимание принципов построения и реализации собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Контроль и оценка уровня развития обучающихся
Содержательный контроль и оценка обучающихся направлены на выявление их индивидуальной динамки развития (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных достижений школьников за текущий и предыдущий периоды и не допускают сравнения с другими детьми.
Основополагающие показатели развития обучающихся следующие:
-сформированность учебно-познавательного интереса;
-установление первостепенных ценностных ориентиров, обусловливающих мотивацию и потребности личности, а также усвоение нравственных норм поведения;
-сформированность общеучебных умений;
-способность определять границы своего знания – незнания;
-готовность осуществлять действия самоконтроля и самооценки;
-умение применять изученные способы действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;
-самостоятельность суждений, критичность по отношению к себе и товарищам;
-способность к согласованным действиям в коллективе с учётом позиции других школьников.
Основные подходы к безотметочной системе оценивания предметного результата
Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды контроля:
Текущее оценивание:
-устный опрос;
-диктанты;
- списывание;
-тестовые задания;
-графическая работа;
-творческая работа;
-проект.
Итоговое оценивание:
диагностические работы:
стартовая – сентябрь,
промежуточная аттестация – 4 четверть,
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств)
самооценка ученика по принятым формам (лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности: «линеечки», «светофор», «лесенки», по «алгоритму самооценки»)
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, целенаправленного наблюдения и рефлексивной самооценки ученика.
Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу, на основании которого определяется уровень достижений планируемых результатов.
% | уровень достижений планируемых результатов по теме | соответствие уровню успешности усвоения предметных результатов |
менее 50% | низкий уровень | не достигнут необходимый (базовый) уровень |
от 50% до 75% | средний уровень | необходимый (базовый) уровень |
от 75% до 85% | выше среднего уровень | повышенный (программный) уровень |
от 85% до 100% | высокий уровень | максимальный (необязательный) уровень |
Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы.
Содержание учебного курса
Предметное содержание речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников. Предметное содержание речи включает лексические темы с распределением часов на изучение по годам обучения.
Лексические темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
Знакомство (5 ч.) | Знакомство с учителем и одноклассниками. Выражения приветствия и прощания (3ч.) | Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише.(1 ч.) | Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише (1ч.) |
Школа, учебные предметы, расписание занятий. Распорядок дня (8ч.) | Мои школьные принадлежности. (3 ч.) | Мой класс. Школьные предметы. Распорядок дня. Названия дней недели. (3 ч.) | Я в школе. Мой рабочий день. (2ч.) |
Семья, занятия членов семьи и их профессии, семейные традиции (7 ч.) | Наша семья.(3ч.) | Моя семья. Внешность и характер членов моей семьи. (2 ч.) | Семейные традиции. Место проживания.(2 ч.) |
Дом, квартира, обязанности по дому (7 ч.) | Дом, в котором я живу. (3 ч.) | Мой дом. Описание моей комнаты. (2 ч.) | Мои домашние обязанности. (2 ч.) |
Природа. Отношение к природе. Времена года (9 ч.) | Времена года. Погода. (3ч.) | Осень. Зима. Весна. Лето. Краткое сообщение | Мое любимое время года.(3 ч.) |
Мир растений и грибов (8 ч.) | Названия деревьев. (2ч). | Названия растений, ягод (3ч). | Названия грибов. Описание растений, ягод и грибов. (3ч). |
Мир животных. Отношение к животным (9 ч.) | Названия домашних животных. Название птиц. (3ч.) | Названия диких и домашних животных. Названия птиц.(3ч.) | Описание домашних животных. Жизнь диких животных |
Человек и его здоровье (4 ч.) | Я слежу за собой. Части моего тела.(2ч.) | Мое здоровье (2ч.) | |
Еда. Посуда. Школьная столовая ( 8 ч.) | Название еды. Название посуды. (3ч.) | Мы в столовой. Моя любимая еда.(2 ч.) | Название продуктов питания. Покупки в продуктовом магазине. (3 ч.) |
Одежда. Обувь (8ч.) | Название одежды и обуви. (3ч) | Описание одежды и обуви в разные времена года.(3ч.) | Покупки в магазине.(2 ч.) |
Моя республика (4 ч.) |
| Моя малая родина. Сыктывкар – столица Республики Коми. (2 ч.) | Богатства Республики Коми.(2 ч.) |
Мои увлечения. Взаимоотноше-ния с друзьями (9 ч.) | Название игрушек. (3ч.) | Описание любимой игрушки. | Я и мои друзья. Описание внешности и увлечений моих друзей. Мое свободное время. (3 ч.) |
Праздники (7 ч.) | Весёлый Новый год. (2ч.) | Поздравления с днем рождения. Мы на Новогодней ёлке. Новогоднее поздравление. (2 ч.) | День знаний. Мамин день. Новый год. Поздравление с праздниками. (3 ч.) |
Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей (8 ч.) | Сказка как жанр устного народного творчества. (2 ч.) | Жанры устного народного творчества. Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. (3 ч.) | Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. (3 ч.) |
Языковые средства и навыки пользования ими
Общие сведения о коми языке.
Коми язык – государственный язык Республики Коми. Коми язык – один из языков финно-угорской группы.
Фонетика и орфоэпия.
Гласные звуки. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Звуки, обозначаемые двумя буквами [дзʼ], [дж], [тш]. Ударение в коми языке.
Графика, каллиграфия и орфография.
Последовательность букв в коми алфавите.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, и, йотированными е, ё, я, ю.
Обозначение твёрдости парных согласных д, з, л, н, с, т буквами э, і.
Правописание разделительного ъ и разделительного ь знаков.
Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных.
Правописание имен существительных с послелогами.
Лексика и фразеология.
Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Заимствования из русского языка. Словари коми языка. Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, в том числе наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для коми языка.
Словообразование:
-имен существительных с помощью суффиксов;
-сложных имен существительных.
Грамматическая сторона речи
Порядок слов в предложении. Прямой порядок слов в предложении.
Нераспространенные предложения.
Распространенные предложения:
-с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей;
-с обстоятельствами места и времени;
- с определениями, выраженными прилагательными.
Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Вопросительные предложения с вопросительными словами и без вопросительных слов.
Предложения с однородными членами.
Образование и употребление множественного числа существительных.
Качественные имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, качество, размер, вкус предмета.
Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные от 1 до 30.
Временная система глаголов коми языка (глаголы настоящего времени).
Личные, указательные, притяжательные местоимения.
Типы наречий по лексическому значению: времени; места; меры и образа действия.
Типы послелогов по лексическому значению: временные, пространственные.
Содержание курса | Основные виды учебной деятельности |
Лексическая сторона речи | |
Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы в объеме до 400 слов. Речевые клише как элементы речевого этикета. 1 класс – до 70 слов 2 класс – до 90 слов 3 класс – до 110 слов | Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики класса, в соответствии с коммуникативной задачей. Использовать в речи слова и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей. Группировать слова по их тематической принадлежности. Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования. Использовать в речи синонимы, антонимы. Оперировать лексикой-клише в процессе общения. |
Графика, каллиграфия, орфография | |
1 класс | |
Последовательность букв в коми алфавите. Буквы i, Ő ö, Ы ы. Употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (Аннук). | Воспроизводить графически и каллиграфически буквы коми алфавита. Соотносить графический образ слова с его звуковым составом. |
2 класс | |
Обозначение мягкости согласных буквами ь (пань) и и (сизим), йотированными е,ё,я,ю (небыд, сёя, нянь). Обозначение твёрдости парных согласных д,з,л,н,с,т буквами э, і (зэр, тасьтi). Правописание имен существительных с послелогами (пызан вылын, коз улын). | Владеть основными правилами чтения и орфографии. |
3 класс | |
Правописание разделительного ъ,ь (козъяс, каньяс). | Владеть основными правилами чтения и орфографии. |
Фонетическая сторона речи | |
1 класс | |
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и], [ö]. Звуки, обозначаемые двумя буквами [дзʼ], [дж], [тш]. Ударение в коми языке. Ритмико-интонационные особенности повествовательного и вопросительного предложений. | Соблюдать нормы произношения гласных звуков и аффрикат в коми языке при чтении вслух и в устной речи. Различать на слух и адекватно произносить все звуки коми языка. Соблюдать правильное ударение при произношении изолированного слова. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации и правильно их произносить. |
Словообразование | |
2 класс | |
Словообразование: -имен существительных с суффиксом -пи: каньпи; -образование сложных имен существительных (катшасин, вöр-ва, бать-мам). | Образовывать с помощью суффиксов существительные от существительных со значением детенышей животных и использовать их в речи. Употреблять в речи сложные имена существительные. |
Грамматическая сторона речи | |
1 класс | |
Повествовательные предложения в утвердительной и отрицательной форме (Менам эм чой. Менам абу чой.) Вопросительные предложения с вопросительными словами (Кутшöм рöма кöч? Кодi эм котырын?) Образование и употребление множественного числа существительных (чача-чачаяс). Качественные имена прилагательные, обозначающие цвет (лöз, гöрд, кольквиж), качество (мича, гажа), размер (ыджыд, ичöт). Количественные числительные от 1 до 10. Личные местоимения (ме, тэ), притяжательные местоимения (менам, тэнад), указательное местоимение (тайö). Звукоподражательные глаголы (увтны, нявзыны). Глаголы первого лица, единственного числа, настоящего времени. | Использовать в речи предложения в утвердительной и отрицательной форме. Запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами. Различать существительные единственного и множественного числа и правильно употреблять их в речи. Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие цвет, размер и качество предмета. Употреблять в речи количественные числительные. Оперировать в речи личными, притяжательными и указательными местоимениями. Употреблять в речи звукоподражательные глаголы. Употреблять в речи глаголы первого лица, единственного числа, настоящего времени. |
2 класс | |
Порядок слов в предложении. Прямой и обратный порядок слов в предложении (Воис тöв. Тöв воис.) Распространенные предложения: -с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей кодöс? мый? кодöн? мыйöн? кодын? мыйын? - с обстоятельствами, отвечающими на вопросы кöнi? кымын? - с определениями, выраженными прилагательными, отвечающими на вопрос кутшöм? Качественные имена прилагательные, обозначающие качество (небыд, чорыд, бур, лёк, шань). Количественные числительные от 1 до 20, порядковые числительные от 1 до 10. Личное местоимение сiйö. Глаголы второго и третьего лица, единственного числа, настоящего времени. Типы наречий по лексическому значению: времени (талун), меры (уна). Пространственные послелоги (пызан вылын, керка дорын, коз улын). | Соблюдать порядок слов в предложении. Различать распространенные и нераспространенные предложения. Использовать в общении распространенные и нераспространенные предложения. Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие качество предмета. Употреблять в речи количественные и порядковые числительные. Употреблять в речи личные местоимения. Употреблять в речи глаголы второго и третьего лица, единственного числа, настоящего времени. Оперировать в речи некоторыми наречиями времени и меры. Использовать в речи для выражения пространственных отношений послелоги. |
3 класс | |
Распространенные предложения: -с дополнениями, отвечающими на вопросы косвенных падежей кодлöн? мыйлöн? кодлы? мыйлы? кодлысь? мыйлысь? -с обстоятельствами, отвечающими на вопросы кытчö? кытысь? кор? - с определениями, выраженными прилагательными, отвечающими на вопрос кутшöм? Вопросительные предложения без вопросительных слов (Ывлаыс шоныд?). Качественные имена прилагательные, обозначающие вкус предмета (юмов, сола). Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные от 10 до 20. Личные местоимения (ми, тi, найö). Глаголы третьего лица, множественного числа, настоящего времени. Утвердительное и отрицательное спряжение глаголов единственного числа, настоящего времени (ворса – ог ворс). Пространственный послелог (парта сайын). | Воспроизводить основные коммуникативные типы распространенных предложений. Запрашивать информацию с использованием вопросительных предложений без вопросительных слов. Употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие вкус предмета.
Употреблять в речи количественные числительные и порядковые. Оперировать в речи личными местоимениями. Употреблять в речи глаголы третьего лица, множественного числа, настоящего времени. Употреблять в речи глаголы в утвердительной и отрицательной форме. Использовать в речи для выражения пространственных отношений послелоги. |
Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности
Содержание курса | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
Говорение | |
Диалогическая форма: *этикетные диалоги *диалог-расспрос *диалог-побуждение к действию Количество реплик в диалоге: 1 класс – 1 - 2 реплики. 2 класс – 3 - 4 реплики. 3 класс – 4 - 5 реплики. | Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника. Расспрашивать о чем-либо. Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника. Начинать, поддерживать и завершать разговор. |
Монологическая форма: основные коммуникативные типы речи: описание, рассказ, сообщение. Количество предложений в тексте: 1 класс – 3 предложения. 2 класс - 4 предложения. 3 класс – 5 предложений. | Описывать, сообщать что-либо. Воспроизводить наизусть тексты стихотворений, песен, поговорок, пословиц, загадок. Рассказывать, выражая свое отношение. Составлять свой текст по аналогии. |
Аудирование *восприятие на слух и понимание речи учителя и одноклассников в процессе общения на уроке; *восприятие на слух и понимание небольших сообщений, рассказов, сказок в аудиозаписи. | Понимать речь учителя и одноклассников на уроке. Понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке. Вербально или невербально реагировать на услышанное. Использовать контекстуальную или языковую догадку. Понимать речь учителя и одноклассников на уроке. Понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке. Вербально или невербально реагировать на услышанное. Использовать контекстуальную или языковую догадку. |
Чтение вслух и про себя небольших текстов, построенных на изученном языковом материале и включающих отдельные новые слова Количество слов в тексте: 1 класс - 10-20 слов. 2 класс - 20-30 слов. 3 класс - 30-40 слов. | Соотносить графический образ слова с его звуковым составом. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Владеть техникой чтения вслух. Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка и опорных слов. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком и по контексту. Находить значение незнакомых слов в словаре учебника. Находить в тесте необходимую информацию. Оценивать поступки героев. |
Письмо - с опорой на образец; - по опорным словам; -по вопросам; - по плану. *списывание слов и текстов с печатного и письменного образ | Владеть графикой и орфографией коми языка. Восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей. Писать краткое личное письмо (с опорой на образец). Писать поздравительную открытку (с опорой на образец). Составлять письменный текст (по опорным словам, по вопросам, по плану). |
Тематическое планирование
1класс (33 часа)
Раздел, темы | Кол. час. | Основные виды учебной деятельности |
1.Давай познакомимся . Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише. | 3 ч | Воспроизводит графически и каллиграфически буквы коми алфавита. Различает на слух и адекватно произносит все звуки коми языка. Понимает речь учителя и одноклассников на уроке. Вербально или не вербально реагирует на услышанное. Понимает просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями. Использует контекстуальную или языковую догадку. Задаёт вопросы и отвечает на вопросы собеседника. Восстанавливает букву, слово, предложение в соответствии с решаемой учебной задачей. Находит значение незнакомых слов в словаре учебника. Описывает кратко предмет, картинку. Воспроизводит наизусть тексты стихотворений, поговорок, загадок. Составляет предложения по заданному образцу, схеме. Оценивает поступки героев. Рассказывает о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде. Читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию. Списывает текст и выписывает из него слова, словосочетания, простые предложения. |
2.Наша семья. Члены семьи. | 3 ч | |
3.Моя школа. Мои школьные принадлежности. Счёт предметов. | 3 ч | |
4.Мы играем. Мои игрушки. Цвета. Описание игрушки. | 3 ч | |
5.Наш дом. Описание моего дома и моей комнаты. | 3 ч | |
6.Весёлый Новый год. | 2 ч | |
7.Посуда. Названия посуды их краткое описание. | 1 ч | |
8.Еда. | 2 ч | |
9.Одежда. Названия одежды, описание. | 3 ч | |
10.Времена года . Названия времён года. Краткое описание погоды. | 3 ч | |
11.Тайга (лес) . Названия деревьев. | 2 ч | |
12.Животные и птицы. Названия домашних животных, птиц. | 3 ч | |
13.Сказка как жанр устного народного творчества. Сказка «Репка», «Мышка и пузырь». | 2 ч |
2 класс (34 часа)
Раздел, темы | Кол. час. | Основные виды учебной деятельности |
1.Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише. | 1 ч | Узнаёт в письменном и устном тексте, воспроизводит и употребляет в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики , в соответствии с коммуникативной задачей.
Использует в речи слова и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей. Группирует слова по их тематической принадлежности. Опирается на языковую догадку в процессе чтения и аудирования. Использует в речи синонимы, антонимы. Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи. Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач. Владеет основными правилами чтения и орфографии. Воспроизводит наизусть тексты рифмовок. Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале. Ведёт диалог этикетного характера, диалог-расспрос с новым учеником. Начинает, поддерживает и заканчивает разговор-знакомство с новым учеником. Распознаёт и употребляет в речи повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции. Соблюдает прямой порядок слов в предложении. Обозначает местоположение объектов при помощи послелогов места. Распознаёт и употребляет в речи отрицательную частицу абу. Узнаёт на слух или при чтении и употребляет в устных и письменных высказываниях взаимно-личные и вопросительные местоимения. Описывает предмет, внешность человека. Различает зрительно в тексте и на слух новые грамматические явления. Находит значение незнакомых слов в словаре учебника. Составляет письменный текст по опорным словам. Пишет поздравительную открытку, используя образец. Находит в тексте необходимую информацию. |
2. Школа. Мои школьные принадлежности. Мой класс. Школьные предметы. Распорядок дня. Названия дней недели. | 3 ч | |
3.Семья. Моя семья. Внешность и характер членов моей семьи. Профессии членов семьи | 2 ч | |
4. Дом, в котором я живу. Мой дом. Описание моей комнаты. | 2 ч | |
5. Осень. Зима. Весна. Лето. Краткое сообщение о погоде в разное время года. | 3 ч | |
6. Названия деревьев. Названия растений, ягод. | 3 ч | |
7. Мир животных. Названия домашних животных. Названия птиц. Названия диких и домашних животных. Названия птиц. | 3 ч | |
8. Человек и его здоровье. Я слежу за собой. Части моего тела. | 2 ч | |
9. Еда. Посуда. Название еды. Название посуды. Мы в столовой. Моя любимая еда. | 2 ч | |
10. Одежда. Обувь. Название одежды и обуви. Описание одежды и обуви в разные времена года. | 3 ч | |
11. Моя республика. Моя малая родина. Сыктывкар – столица Республики Коми. | 2 ч | |
12. Мои увлечения. Названия игрушек. Описание любимой игрушки. Зимние игры на улице. Мой друг (подруга). Имя, возраст и внешность друга (подруги). | 3 ч | |
13. Праздники. Новый год. Поздравления с днём рождения. Мы на новогодней ёлке. Новогоднее поздравление. | 2 ч | |
14. Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей). Сказка как жанр устного народного творчества. Жанры устного народного творчества. Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. | 3 ч |
3 класс (34 часа)
Раздел, темы | Кол. час. | Основные виды учебной деятельности |
1.Знакомство в разных ситуациях. Выражения приветствия и прощания с использованием разных речевых клише. | 1 ч | Соблюдает нормы произношения звуков коми языка при чтении вслух и в устной речи. Оперирует активной тематической лексикой для решения коммуникативных задач. Воспроизводит наизусть тексты рифмовок. Понимает на слух речь учителя, одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи, построенные на изученном материале. Прогнозирует содержание текста на основе заголовка и опорных слов. Находит значение незнакомых слов в словаре учебника. Рассказывает о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде. Выразительно читает вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале. Владеет основными правилами чтения и орфографии. Ведёт диалог этикетного характера, диалог-расспрос с новым учеником. Начинает, поддерживает и заканчивает разговор-знакомство с новым учеником. Распознаёт и употребляет в речи повествовательные предложения в утвердительной форме, распространенные и нераспространенные простые предложения, вопросительные предложения с вопросительными словами, синонимичные конструкции типа (Менам нимöй Ира. / Менö шуöны Ираöн. // Меным дас öти арöс. Описывает предмет, внешность человека. Соблюдает прямой порядок слов в предложении. Обозначает местоположение объектов при помощи послелогов места. Распознаёт и употребляет в речи отрицательную частицу абу. Узнаёт на слух или при чтении и употребляет в устных и письменных высказываниях взаимно-личные и вопросительные местоимения. Употребляет в речи количественные и порядковые числительные. Различает зрительно в тексте и на слух новые грамматические явления. |
2. Школа. Я в школе. Мой рабочий день. | 2 ч | |
3. Семья. Семейные традиции. Место проживания. | 2 ч | |
4. Дом, квартира, обязанности по дому. Мои домашние обязанности. | 2 ч | |
5. Времена года. Мое любимое время года. | 3 ч | |
6.Мир растений и грибов. Названия грибов. Описание растений, ягод и грибов. | 3 ч | |
7. Мир животных. Описание домашних животных. Жизнь диких животных в лесу. Названия перелётных птиц. | 3 ч | |
8. Человек и его здоровье. Моё здоровье. | 2 ч | |
9. Еда. Посуда. Название продуктов питания. Покупки в продуктовом магазине. (6 ч.) | 3 ч | |
10. Одежда. Обувь. Покупки в магазине. | 2 ч | |
11. Моя республика. Богатства Республики Коми. | 2 ч | |
12.Мои увлечения. Взаимоотношения с друзьями. Я и мои друзья. Описание внешности и увлечений моих друзей. Моё свободное время. | 3 ч | |
13.Праздники. День знаний. Мамин день. Новый год. Поздравления с праздниками. | 3 ч | |
14. Коми литература (стихи, рассказы коми поэтов и писателей). Стихотворения и рассказы коми писателей и поэтов. | 3 ч |
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения учебного курса «Коми (неродной) язык у обучающихся сформируются:
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Ученик научится:
-вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и учебно-трудового общения (с использованием соответствующих формул речевого этикета и речевых клише);
-составлять и осуществлять диалог-расспрос (запрос информации с использованием вопросительных предложений с вопросительными словами).
Монологическая речь.
Ученик научится:
-описывать предмет, картинку, иллюстрацию, личную фотографию, собственный рисунок на заданную тему (краткое описание своей любимой игрушки, животного, своей комнаты).
-кратко рассказывать в пределах тематики начальной школы (краткое сообщение о себе, погоде, семье, друге (подруге); рассказ о распорядке дня, внешности и характере человека).
-воспроизводить наизусть стихи, песни, поговорки, пословицы, загадки.
Аудирование
Ученик научится:
-воспринимать на слух и понимать речь учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке;
-понимать основное содержание сообщений, сказок, рассказов, построенных в основном на знакомо языковом материале, на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности.
Чтение
Ученик научится:
-соотносить графический образ слова со звуковым;
-читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и интонацию;
-понимать содержания текстов при чтении про себя, построенных на изучаемом материале, и несложных аутентичных текстов с использованием словаря;
-находить в тексте необходимую или интересующую информацию.
Письмо
Ученик научится:
-выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
-писать по образцу поздравление.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
-произносить и различать на слух звуки коми языка;
-соблюдать нормы произношения звуков;
-соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
-соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
-соблюдать интонацию при чтении;
Графика, каллиграфия, орфография
Ученик научится:
-пользоваться коми алфавитом, знать последовательность букв в нём;
-списывать текст с печатного и письменного образца;
-применять основные правила чтения и орфографии;
-сравнивать языковые явления русского и коми языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний и простых предложений.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
-узнавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
-распознавать в речи синонимы, антонимы;
-употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
-пользоваться языковой догадкой при чтении и аудировании текстов;
-определять значение слова по словарю;
-оперировать языковыми средствами, с помощью которых возможно представить свою республику и традиции коми народа.
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
-распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
-распознавать и употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения;
-распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции коми языка;
-распознавать сложные имена существительные и употреблять их в речи;
-опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке (послелоги);
-употреблять в речи послелоги для выражения пространственных и сравнительных отношений;
-восстанавливать «деформированное» предложение;
-восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение
- Учебно-методический комплект:
1. Коми язык. Учебник для 1 класса школ с изучением коми языка как государственного.
Авторы: Е.Н.Вязова, А.В.Сизова, С.Н.Терентьева – Сыктывкар, Анбур, 2016г., 2017г.
2. Коми кыв. Учебник для II класса школ с изучением коми языка как государственного.
Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2015г., 2016г.
3. Коми кыв. Учебник для III класса школ с изучением коми языка как государственного.
Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2015г., 2016г.
2. Материально-техническое обеспечение:
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1.Учебно-методический комплект по коми языку как неродному для 1 - 4 классов (учебники).
1.2. Примерная программа по коми языку как неродному (1- 4 классы).
2. Печатные пособия
2.1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной программой по коми языку как неродному.
2.2. Словари по коми языку: коми-русский, русско-коми тематические словари Карманова А. Н.. «Анбур» 2011г.
3. Технические средства обучения
3.1.Телевизор (по возможности).
3.2. Видеомагнитофон / видеоплеер (по возможности).
3.3. Аудиоцентр/магнитофон.
3.4.Мультимедийный проектор.
3.5. Компьютер.
3.6. Экспозиционный экран.
3.7. Интерактивная доска.
3.8. Фотокамера цифровая (по возможности).
3.9. Видеокамера цифровая (по возможности).
4. Экранно-звуковые пособия.
4.1. Аудиозаписи к УМК, используемые для изучения коми языка как неродного.
4.2. Видеозаписи мультфильмов на коми языке.
5. Игры и игрушки
5.1. Куклы в национальной одежде.
5.2. Наборы ролевых игр, игрушек (по темам «Дом», «Дикие и домашние животные», «Одежда и обувь», «Игрушки» и др.)
6. Оборудование класса
6.1. Стол учительский с тумбой.
6.2. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
6.3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России
Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии включает в себя следующие элементы:· Титульный лист (название...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов по УМК " Английский язык. Brilliant" авторов Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт .
Рабочая программа по английскому языку разработана в соответствии с Положением МБОУ «Школа № 31», приказ №159 от 31 мая 2016г., разработана на основе федерального государственного стандарт...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов «Английский в фокусе» (Spotlight), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией «Москва, Просвещение и ExpressPublishing», 2015 год, авторы программы: Н.И. Бык
Методическая разработка к УМК "Spotlight" для 2-4 классов...
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
- Мне нравится (1)