"Фауна Донского края" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Огромова Татьяна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx330.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока природоведения, проведенного в  3 «Г» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Огромовой Татьяной Михайловной

Тема урока: «Животный мир Донского края»

Цели урока:

Сформировать представление о животном мире Донского края.

 Задачи:

  1. Актуализировать знания  учащихся о  животных, обитающих в Ростовской области
  1. Показать разнообразие   животных донского края, связи между ними;
  2. Рассмотреть   воздействие   животных на другие компоненты природы и жизнь человека;
  3. Развивать логическое, аналитическое  мышление, наблюдательность;
  4. Воспитывать бережное отношение   к  братьям нашим меньшим.

 Оборудование: мультимедиа комплекс, презентация.

Литература: «Доноведение» рабочая тетрадь, 3 класс, Б.А. Нагорный «Твой край родной»

 

Ход урока

  1. Организация класса

Объявление темы и  целей урока.

        Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня   Татьяна Михайловна

  1. Изучение нового материала

 

Слайд 1 -  Ребята, тема нашего урока: «Животный мир Донского края».

Слайд 2 - Вы узнаете, как называется животный мир иначе, если  разгадаете  ребус?

Слайд 3 -  Фауна  исторически сложившаяся совокупность видов животных разного происхождения, обитающих на определенной территории. Давайте обозначим тему нашего урока, используя новый термин «фауна»

Слайд 4-5  Современный животный мир области представляет собой обедненную фауну прошлых эпох, когда на Дону водились стада тарпанов (диких лошадей), бесчисленные стада сайгаков, оленей и диких кабанов. Широкие степные просторы наложили свой отпечаток на жизнь животных. Открытый горизонт, недостаток влаги выработали у степных животных быстрый бег, умение закапываться в землю. Нора для многих обитателей - спасение от многих невзгод. У степных животных острые и сильные зубы, клюв, когти, рога, крепкие копыта. Ведь нужно рыть подземные норы-ходы, мчаться по грубой высохшей траве. Нужно рвать добычу.

Слайд 6   - На территории области встречаются 70 видов млекопитающих.

Наиболее многочисленны, грызуны (29 видов): сурки, суслики, мыши, мышовки, полевки, слепыши.

Слайд 7  - В Красную книгу Ростовской области внесены 4 вида грызунов:   земляной заяц, емуранчик обыкновенный, мышовка степная,  пеструшка степная.

Слайд 8-9 - Хищников на территории Ростовской области встречается 12 видов.  Каких животных относят к хищникам? (волк, лиса, хорь, ласка, выдра, енотовидная собака).  

Представители семейства псовых – волк, енотовидная собака, лисица;

И представители семейства куньих – барсук, выдра, горностай, ласка, норка, перевязка, хорёк.

- Как вы думаете, нужны ли хищники в составе животного мира?

Слайд 10 - отгадайте загадку:

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал  зверят тех…..(волк)

Слайд 11 - Про степного волка нам расскажет ……

     Волк - водится почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы и жару. Волк опасный хищник. Летом он нападает  на разных зверей. Питается копытными, грызунами, зайцами, птицами.

     Часто волки  нападают  на домашних животных. Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден. Зимой волки очень агрессивны. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Живут стаями 10-12 волков. Волк может пройти до 60–80 км за ночь.

     - Чем питается волк? В какое время года волк более агрессивен?  Как живут волки?( стаями)

Слайд 12 -  отгадайте загадку:

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке -

Кур посчитать….. (лисица)

Слайд 13 - Про  лисицу нам  рассказ приготовил(а) ………

Лисица -  чёткий и хитрый хищник, обладающая ценным мехом, и часто живущая в непосредственной близости от людей. Она не могла не стать героем разных легенд и сказок. В отличии от волка, у всех лисиц более короткие лапы, длинные и тонкие клыки, лисица обитает почти на всей территории Евразии.  Питается лиса, главным образом, мелкими животными. Преследовать добычу бегом - это не для них, они предпочитают иной метод охоты: подкарауливать жертву и неожиданный бросок. Лисы большие мастерицы на выдумки, когда им надо добыть пищу. Не раз наблюдали, как лиса обманывает птиц, притворившись мертвой. А ещё лисы бросают ежиков в воду, чтобы заставить тех развернуться и хватают за брюшко, лишенное иголок!

- Чем питается лиса?(мелкими животными). Зачем лиса бросает ежей в воду? (чтобы заставить тех развернуться). Какой метод лисица предпочитает для охоты? (подкарауливает жертву и неожиданный бросок).

Слайд 14 - Выдра обитает у пресных водоёмов. Хорошо плавает. Питается главным образом рыбой.

Ласка питается грызунами, уничтожая большое количество представителей мышиных. Последнее время ласка встречается на садовых участках. Приживаясь там, она истребляет большое количество мышей. Однако люди, путая ласку с крысой, уничтожают её. Принося тем самым вред, причём, прежде всего себе.

Енотовидная собака - один из наиболее представителей собачьих. Это коротконогое животное с пушистым хвостом. На случаи опасности у них есть особый вид защиты претвориться мертвым. Врагов у неё много: волки, рыси, лисицы, порой даже бродячие собаки.  Да и человек зачастую охотится на енотовидную собаку из-за её меха.

- Чем, питается ласка? (грызунами).   Перечислите  врагов енотовидной собаки (человек, волк, рыси, лисица, бродячие собаки).  Где,  обитает выдра? (у пресных водоёмов). Чем, питается выдра? (рыбой).

Слайд 15 - И волк, и лисица, и енотовидная собака живут в норах. Для своих нор они выбирают места в лесах и лесопосадках, предпочитая корни вывороченных деревьев, кучи высохших высокорослых растений.

Слайд 16 – Давайте проверим, как вы запомнили рассказы о животных Ростовской  области. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «что лишнее?»

  1. Суслик, слепыш, мышь, енотовидная собака. (хищник).
  2. Волк, лиса, лось, енотовидная собака. (лось копытное животное).

Слайд 17-18 -Копытных животных на территории Ростовской области немного. Постоянно обитают  кабан, косуля, олень и лось. Периодически, как мигрирующие животные, на территории области появляются сайгаки.

Слайд 19- Сайгаки –это некрупная антилопа размером с домашнюю овцу, обитающая на обширных засушливых равнинах. Это настоящие кочевники. Они способны питаться на ходу, терпеть жажду. Основная их пища – степная трава. Особенно солянки. Раньше сайгаков в степи было  много. В настоящее время ведутся работы по восстановлению численности этих животных. Сайгак имеет длинный и чрезвычайно подвижный нос, похожий на хобот. Обоняние, как впрочем, и слух у него довольно слабы, а вот зрение острейшее. Живет небольшими стадами, но в условиях нехватки пищи сайгаки собираются в стада, насчитывающие тысячи голов, и совершают длительные переходы в поисках мест, более подходящих для жизни. Рога есть только у самцов и достигают они 30 сантиметров в длину.

 - Как приспособлены сайгаки к жизни в засушливой степи? (Сайгак идеально приспособлен к жизни в степи. Цвет их шерсти желтовато-рыжий и повторяет цвет грунта, позволяя сливаться с окружающей средой. Это очень полезная адаптация дает шанс укрываться от врагов – хищников и человека как взрослым сайгакам, так и малышам).

Слайд 20- Отгадайте загадку:

 Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит ……(лось)

Лось - самый большой зверь, живущий в наших лесах. Зимой лоси держатся небольшими стадами. Питаются лоси корой и молодыми ветвями деревьев.

Слайд 21 - Отгадайте загадку:

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …(кабан)

 Обычно кабаны живут семьями по 3-10 особей. Питается он плодами деревьев, ягодами, орехами, семена зелёные части растений. Живут кабаны около 10-12 лет.

Слайд 22  Верно ли утверждение?

  1. Верно ли, что сайгаки –это некрупная антилопа размером с домашнюю овцу, обитающая на обширных засушливых равнинах? ( да)
  2. Верно ли, что ласка питается рыбой? (нет, она питается грызунами, уничтожает большое кол-во представителей мышиных).
  3. Верно ли, что рога у сайгака есть только у самцов и достигают они 30 сантиметров в длину. (да)

Слайд 23 – Физминутка «Рыба, птица, зверь»

Когда вы увидите изображение рыбы - вы показываете, как плывёт рыба в воде, когда видите изображение птицы - машете руками, как крыльями. Увидев изображение зверя - топайте ногами.( волк, лиса, рыба, воробей, карп, карп, лось, лещ,

Слайд 24-26 - Богат мир птиц области – около 180 видов.

- Назовите птиц, которые встречаются  на территории Ростовской области? (скворцы, утки, гуси, журавли, лебеди, куропатки, перепел, стрижи, ласточки, воробьи).

- В разнодольной степи всегда можно услышать неумолкающие песни жаворонка (звучит песня жаворонка), а в лесу – посвист иволги и стук дятла.

Слайд 27- Птиц, обитающих на территории Ростовской области, можно условно разделить на две группы. Те, которые остаются зимовать. И те, которые улетают.

- Какие птицы  остаются зимовать в наших краях? (воробей, синица, голубь, жаворонок, серая куропатка, филин).

- Какую помощь мы должны оказывать птицам в холодное и голодное для них время? ( вешать кормушки на деревья, насыпать в них корм.)

Слайд 28 - К числу птиц, ведущих активный образ жизни в течение всех сезонов года, и не улетающих зимой, относятся серая куропатка, большая синица, воробьи, филин. Готовясь к зиме, они утепляются. Их перья покрываются дополнительным пушком. Перелётные птицы, обитающие на территории Ростовской области, с наступлением холодов покидают наши земли. Перепел, журавль-красавка, чибис, серая цапля, стрепет, степной орёл и другие птицы улетают в тёплые края. Но каждую весну они возвращаются назад, радуя нас своим «соседством».

- Какую пользу приносят насекомоядные птицы? (съедают насекомых).

Слайд 29 - Из хищных птиц встречаются степной орел, скопа, коршун, кобчик, лунь.

Слайд 30 - Отгадайте загадку:

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
но такая высота!
Нет, хозяин не боится
со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У красивого...( орла)

Про степного орла нам приготовил рассказ ………

Степной орёл - хищная птица отряда ястребообразных. Любит пространства всхолмлённой равнины. Гнездится на курганах, на металлических опорах линий электропередач. Дневной хищник. Добычу, а таковой являются все мелкие и средние по величине степные животные, высматривает паря в воздухе. Из-за изменения условий обитания стал редок.

- Почему орла считают царем птиц?

Слайд 31 - Дрофа по внешнему виду и образу жизни  напоминает небольшого страуса. Большая, с сильными ногами, она хорошо приспособлена к обитанию в условиях открытой степи. Дрофа самая тяжелая птица, способная подняться в воздух, ее вес может достигать 19кг. Легко передвигаясь по траве и быстро бегая. Может долго обходиться без воды. Гнездо устраивает на земле. Питается молодыми побегами растений, семенами, насекомыми и мелкими позвоночными. С появлением культурных растений приспособилась к новым источникам питания, введя в свой рацион семена кукурузы, подсолнечника, клубни картофеля. В настоящее время дрофа занесена в Красную книгу.

- Почему дрофу называют степным страусом? (самая крупная птица нашего края). Чем питается дрофа?(молодыми побегами растений, семенами, насекомыми).  Почему дрофу занесли в Красную книгу? (находится на грани исчезновения).

Слайд 32 -  Степной жаворонок  предпочитает степную открытую местность, могут гнездится также на сельскохозяйственных полях. Обычная кочующая птица - жаворонок, несомненно, приносит большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая множество вредных насекомых на полях, пастбищах и других, поросших травой, местах.

- Какую пользу приносит жаворонок? (уничтожает множество вредных насекомых на полях, пастбищах и других, поросших травой, местах).

Слайд 33 - Виды птиц, подлежащие охране: колпица, ходулочник, чирок, кряква, цапля серая.

Слайд 34 - В Ростовской области обитает 14 видов пресмыкающихся: прыткие ящерицы, ужи, степные гадюки, медянки, желтобрюхи, полозы, болотные черепахи.

Роговые чешуйки змей и ящериц, костный панцирь черепах являются прекрасной защитой от внешних воздействий и врагов. Зимой, чтобы спастись от холода, пресмыкающиеся спят. Летом в жару прячутся от солнца в тень.

 Черепаха болотная плавает, ныряет и довольно быстро бегает по суше. Кормится днём и в сумерки. Её пища – моллюски, насекомые, даже мелкая рыбёшка.

 У степных ящериц хорошо развиты конечности. Они быстро бегают. Некоторые способны отбрасывать хвост. Ящерицы едят ягоды, а также насекомых и моллюсков, истребляя при этом большое количество вредителей. Например, такого, как слизень.

Змеи – это хищники. Они питаются мелкими животными, в основном из семейства мышиных.

 - Почему у степных ящериц хорошо развиты конечности? (чтобы быстрей скрыться от хищника).

 - Какую пользу приносят змеи? ( съедают мышей, лягушек).

Слайд 35-36 -  Фауна водоёмов Донского края разнообразна и богата. В том числе разнообразен видовой состав рыб. В водоемах Дона обитают около 80 видов рыб. Промысловое значение, т.е. на них  ведется лов,  имеют судак, лещ, сазан, карась, чехонь, линь, сом, стерлядь.

Слайд 37 - В прудах разводят толстолоба, карпов, сазанов, карасей, осетровых.

Слайд 38 - Самые крупные рыбы на Дону:

  1. белуга (от 30 до 250 кг);
  2. осетр (10-30 кг);
  3. сом (до 100 кг).

 - Какие донские рыбы имеют промысловое значение? (судак, лещ, сазан, карась, чехонь, линь, сом, стерлядь).

Слайд 39 - Невозможно себе представить степь без насекомых. Летом слышна бесконечная трескотня кузнечиков, сверчков; порхают разноцветные бабочки; в траве копошатся жучки, плетут  свои  сети  пауки.

Слайд 40 - Насекомые-вредители: черепашка, медведка, тля, саранча, жук-кузька.

Слайд 41 - Полезные насекомые: пчелы, шмели, муравьи, божья коровка, тутовый шелкопряд.

- Какую пользу приносят пчёлы и шмели? ( опыляют растения). Какую пользу приносит божья коровка? ( уничтожает тлей).

Слайд 42 - Опасен для человека паук-каракурт.

  1. Закрепление изученного

Слайд 43 - Проверь себя.

В данном задании необходимо определить кто лишний?  Почему?

Слайд 44 - Задание:

Назовите животных, которые спрятались на картинке?

Кого можно отнести к Донской фауне?

Слайд 45 - в этом задании необходимо назвать лишнюю рыбу, и объяснить почему именно она лишняя?

Слайд 46 - Как можно назвать их одним словом? (Насекомые- вредители).

  1. Итог урока

- Сегодня мы изучили тему «Животный мир Ростовской области», а также дали характеристику отдельным видам животных нашего края.

 - Скажите, что такое степь?

 - Какие животные  характерны для степной зоны?

 - Какое животное по праву считается украшением донской степи?

 -На следующем уроке, вы узнаете о животных, которые занесены в Красную книгу.

- На сегодняшнем уроке вы хорошо работали. Наиболее активными были …..

- И прежде чем закончить  послушайте стихотворение и дополните его.

Слайд 47

Какая ширь здесь и приволье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам.

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь

А зовётся это…….. степь

 - Урок окончен! Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интелектуальная игра на тему флора и фауна

Внекласное мероприятие для младших школьников,  проводится  в виде викторины в которой участвуют 2 команды по 7 - 10 человек.  Игра состоит из 10 различных  конкурсов: шарады, ребу...

Интеллектуальная игра «В мире флоры и фауны»

Цель: Повышение уровня знаний в области окружающего мира обучающихся начальных классов....

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 2 класса "Фауна нашего края".

Занятие по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" во 2 классе разработано для обучающихся Воронежской области. На занятии использовались разнообразные виды и формы работы, работа в парах, груп...

тест "Флора и фауна Бурятии"

Тест предназначен для учащихся 4классов...

Конспект классного часа в 4 классе на тему «Флора и фауна Челябинской области»

Конспект классного часа на тему: «Флора и фауна Челябинской области»...

Дистанционное обучение. 3 класс. Магазин головоломок: флора и фауна. Мотивация.

Задание 1. " Название овощей". Впиши названия овощей по горизонтали. Задание 2. "Говорящие часы". Расшифруй названия животных, используя цыферблат. Задание 3. "Разгадай ребусы". Задание 4. Пройт...