Открытый урок «Бурятский национальный орнамент» в 3 классе
план-конспект занятия (3 класс)

Гармаева Сэсэгма Сергеевна

Открытый урок «Бурятский национальный орнамент» в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному искусству проводимого  в рамках подготовки к бурятскому национальному празднику «Сагаалган – 2020» Методическая копилка воспитателя

  • «Бурятский национальный орнамент»
  •  роспись шаблона варежки, хадака
  • Тип занятия: Комбинированное занятие.
  • Место проведения: МБОУ «Улекчинская  СОШ».
  • Цель урока:  Создать условия основных навыков изображения бурятского орнамента в шаблоне, правильного преподнесения и принятия хадака.
  • Обучающая  расширить представление об орнаменте в целом, его видах, элементах, назначении и применении.
  • Развивающая развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, фантазию;
  • Воспитательная воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру творчества;

Задачи:

  •  Воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать, вежливость;
  •  Развить  умения и навыки в  построении и росписи национального орнамента.
  •  Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;  
  •  Формировать потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное  неповторимое, гигиенические знания и умения, доброжелательное отношение к труду;

Зрительный ряд: На доске выписаны необходимые слова для ознакомления; иллюстрации. Презентация.

Методы проведения занятия:  Наглядный, словесный метод обучения и метод практической работы.  Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога.

Оборудование: для педагога: компьютерная презентация об орнаменте, доска, шаблон варежки, хадака.

Для учащихся: готовые шаблоны рукавички и хадака,  простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовительный этап.

3. Повторение материала по видам орнамента в целом.

4. Этап актуализации имеющихся знаний у детей.

5. Этап работы по новому материалу. Определение  темы урока.

Бурятский орнамент. Основные виды орнамента. Символика цвета в орнаменте. Хадак. Ритуал поднесения хадака.

6. Этап первичного закрепления полученных знаний.

7. Этап обобщения.

8. Этап закрепления нового материала, практическая работа. Последовательность выполнения работы. Самостоятельная работа учащихся. Роспись варежки или хадака бурятским орнаментом.

9. Контрольный этап.

10. Поведение итогов.

11. Уборка рабочего места.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент. Подготовка к занятию.

Приветствие учащихся. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: наличие у учащихся простого карандаша, цветных карандашей и фломастеров.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ль предметы правильно лежат?

Все ли на меня внимательно глядят?

2.      Повторение материала по видам орнамента в целом, этап актуализации имеющихся знаний у детей.

 - Ребята для начала давайте поясним, что такое орнамент, и где его применяют? («орнамент» это узор или украшение)

 - С чем связан орнамент? ( с почитанием духов и богов)

 - Зачем использовал человек орнамент? (для защиты от злых духов, для украшения).

3. Этап работы по новому материалу. Определение  темы урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-О бурятских национальных орнаментах.

 (объяснение материала идет параллельно с показом слайдов и иллюстраций, открыток)

 

  • Узор по-бурятски звучит как «угалза», по-монгольски- «хээугалз»
  •  Мы с вами уже  вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на  Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
  • Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.
  •  Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

 Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно  разделить на пять основных групп:

1.Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2.Зооморфные ( животные, птицы..)

3.Растительные (листья, цветы, лотос…)

4.Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)

5.Культовые

Геометрические орнаменты

  • Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
  • Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
  • Зооморфные орнаменты

  • Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табанхушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэругалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамаругалза” (“носовидный орнамент”).
  • Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
  • Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.
  • Растительный орнамент

  • Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhанугалза), цветочный узор (сэсэгугалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
  • Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
  • Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
  • Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

Природный (космогонический) орнамент

  • В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
  • В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.
  • Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.
  • Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.
  • Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.
  • Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.
  • Облака –лэнугалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.

Культовый орнамент      Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “наймантахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоонэрдэни”, “гурбанэрдэни”, “зэндэмэниэрдэни” и т.д.

  • К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.

     Символика цвета в орнаменте

  • - Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да).
  • - Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).
  • Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.
  • Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.
  • Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.
  • Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли
  • Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.
  • Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.

  • - Какие орнаменты вам встречались в жизни?
  •  Самым распространенным является Инь-Янь.
  •  Символ двойственности мира. В древней китайской философии - взаимодополняющие друг друга элементы, несут в себе: Инь - холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.
  • Также к распространненным можно отнести Меандр. Меандр - "алханхээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алханхээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.
  • Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век "молоточный" трудовой орнамент встречается всюду.

Физкультминутка

Практическая работа

Сегодня мы - мастера, и нам  необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. Нам необходимо разрисовать варежку или шарф (хадак).Кто знает, что такое хадак?

Хадак это шёлковый платок прямоугольной формы или шарф. Его преподносят важным, уважаемым и дорогим людям. Этот ритуал —  символ уважения, пожелания счастья и мира. Хадак относится к буддийским символам.

 РИТУАЛ ПОДНЕСЕНИЯ

Ритуал преподнесения и принятия в дар хадака непростой. Человек, дарящий хадак, должен это сделать двумя руками. Руки вытянуты, ладони кверху (в знак открытости и добрых помыслов), большой палец прижимает хадак.

Принимать хадак требуется также двумя руками, ладони кверху. Хадак необходимо осторожно сложить и положить в верхний карман.

ЦВЕТ ХАДАКА

Цвет хадака также имеет большое значение:

  • Синий хадак – цвет синего неба, чтоб в мире царила дружба
  • Красный хадак – цвет огня, чтоб тепло и уют царили в доме
  • Жёлтый хадак – цвет солнца, богини Матери
  • Белый хадак – цвет материнского молока, цвет чистоты души человека, чистых помыслов
  • Зелёный хадак – цвет изобилия и богатства.

 Для начала работы мы выбираем шаблон варежки или хадак, которые лежат у вас на партах. Вторым этапом в работе будет разрисовка изделия орнаментами, все зависит от вашей фантазии, какие орнаменты, и  в каком чередовании вы будете применять для работы. Не нужно забывать о цветовом решении.

Сегодня мы еще научимся завязывать « жэншэ».Это навершие бурятской островерхой шапки .Его еще называют «узлом счастья». Презентация, обьяснение, показ.

  •       Веду фронтальную и индивидуальную работу с ребятами, проговариваю общие замечания, ошибки в работе, демонстрирую наиболее удачные решения.
  • Итог урока
  • Мини выставка работ учащихся, подведение итогов, мини опрос по пройденной теме.
  • - С каким  орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?
  • - Какого цвета бывают хадаки?
  • - Что изображено на ваших рисунках?
  • - Цвет подбирали по значению? Какие цвета что означают?
  • Как нужно подносить хадак?
  • - Какие впечатления у вас остались от проведенного урока?
  • Чему еще хотели бы научиться?
  • Оценивание работы.

  • Напоминаю убрать рабочие места.

Геометрические

Зооморфные

Растительные

Природные

Культовые

Зигзаги, круги, прямые, ромбы, звезды, меандр

Животные, птицы

Листья, цветы, лотос

Солнце, луна, вода

Найман тахил, белый зонт, хорло, Инь - Янь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок бурятского языка "Слоги"

Урок ознакомления с грамматическим материалом "Правила переноса слов по слогам в бурятском языке"...

Урок ИЗО Мужской бурятский национальный костюм 3 класс

Знакомство с национальной одеждой бурятского народа. На этом уроке расширить представление о бурятском мужском  костюме,  его элементов и назначение....

Открытый урок Бурятского языка в 3 классе

Бурятский язык как государственный. Тема "эдеэн - пища"....

Открытый урок по теме "Орнаменты игрушек и художественная роспись известных народных промыслов России"

Познакомить учащихся с народными художественными промыслами России, научить расписывать дымковскую игрушку, росписи  гжель, хохломская роспись, городецкая роспись....

Исследовательский проект "Бурятский национальный орнамент"

В век компьютерных технологий, гаджетов, интернета мы не обращаем внимание на мелочи, которые нас окружают, которые формируют наш менталитет, культуру. Знать свою культуру - значит знать свои истоки, ...