Урок бурятского языка в 4 классе Жэлэй дурбэн саг. Разработка урока.
план-конспект урока (4 класс)

Бимбаева Жаргалма Викторовна

О временах года на уроке бурятского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок бурятского языка в 4 классе «Жэлэй дүрбэн саг»

Технологическая карта

Тема «Жэлэй дүрбэн саг»

Тип  урока: урок первичного усвоения новых знаний

Цель урока: Изучение и первичное осознание нового учебного материала, знакомство с названиями времен года.

Задачи урока:

1. Предметные:

- ознакомить учащихся с названиями времен года на бурятском языке;

- учить правильно произносить звуки и лексику.

2. Метапредметные:

1. Познавательные УУД:

- развивать умение выполнять предложенное задание;

- использовать лексические единицы в предложениях;

2. Регулятивные УУД:

- формировать умение осуществлять самоконтроль;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками;

- уметь точно выражать свои мысли.

4. Личностные результаты

- формировать познавательный интерес к новому материалу;

-создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к предмету и уроку

Планируемые результаты:

Предметные : иметь начальные представления о временах года;

Личностные: развитие чувства любви и уважения к родному языку как ценностному достоянию бурятского народа; осознание себя носителем этого языка;

Метапредметные

Регулятивные : адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий;

Познавательные: умение контролировать свою деятельность, выполнять предложенное задание;

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; умение  задавать вопросы, слушать и отвечать;

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: компьютер,  проектор,  дидактический материал, презентация, куклы в национальной одежде, юрта.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                                               

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые умения (УУД)

1

2

3

4

5

Мотивация к деятельности

Постановка цели и задач урока

Определение темы урока

Открытие новых знаний

Фонетическая зарядка

Υхибүүдые амаршалга, хэшээлдээ бэлдэhыень шалгалга:

- Сайн байна, үхибүүд! Бэе бэедээ энеэбхилэгты даа, айлшадаа мэндэшэлэе, тиигээд, энэ hайн hанаагаа бүхэли үдэртөө хадагалжа ябагты.

- Зай, ухибууд, муноо таанадта hонин мультфильм харуулхамни (4 мин)- Анхаралтайгаар харагты, юун тухай мультфильм гээшэб?

https://www.youtube.com/watch?v=HH9vayntQsk

-Юун тухай мультфильм хараабта? Юун гэжэ ойлгообта?

-Муноодэр хэшээлэймнай темэ юун болоно гээшэб?

-Зуб даа, жэлэй дурбэн саг болоно.

 -Нэгэ Һэеы гэр соо нэгэ айл ажаhууна. Тэрэ айл дурбэн хубуутэй.

Тэрэ хубуудынь- жэлэй дурбэн саг болоно.  

Хубуудынь нэрлыт даа намда:

-Нэгэдэхи Хубууниинь- үбэл гэжэ нэрэтэй, хоердохинь-Хабар, 3 – дахинь-Зун, 4-хинь Намар.

-Показать на куклах и повторить слова:

- Дабтая даа, хойноhоомни. (Учитель повторяет слова несколько раз с учениками.)

-Убэл, хабар, зун, намар.

Багшаяа, айлшадаа амаршална

Харюусана

Ухибуудэй харюу

(Жэлэй 4 саг)

Ухибууд нэрлэнэ

Личностные УУД:

внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок;

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

Познавательные УУД: -совершенствование артикуляционных навыков, тренировка лексических единиц.

Коммуникативные: сотрудничество

6

Физминутка

Бэрхэт даа. Бодогты даа, булта. Амараябди:- Жэшээнь: Би январь hарада, убэл турооб, тиимэhээ альгаа ташанаб.

-Хэн ушоо убэлэй сагта турооб? Альгаа ташагты даа!

  1. -Хэн хабарай сагта турооб? Хоёр гараа ургэжэ, зуулжээ, баруулжаа найгалзагты!
  2. -Хэн зунай сагта турооб? Тамарагты!
  3. -Хэн намарай сагта турооб? Набша, намаа суглуулагты!
  4. –Бэрхэт! hуугты.

Υхибүүд амарна.

 

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

Познавательные УУД:

Способствовать усвоению лексики

7

Первичная проверка усвоения знаний

СЛАЙД - Эдэ угэнуудые зуб тааруулха хэрэгтэй. Хэн юун гэжэ hананаб?

Соотнесите слова:

1. Хабар-весна    а) саhатай

2. Зун-лето          б) бороотой

3. Yбэл-зима       в) халуун

4. Намар-осень   г) hалхитай

үхибууд карточка дээрэхи угэнуудые тааруулна

Познавательные УУД:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-ориентироваться в своей системе знаний,

-развитие читательской грамотности через новую лексику.

Регулятивные: соотнесение на основе того, что известно

8

Домашнее задание

Цель этапа: Закрепить полученные знания.

Гэрэй даабари: Номоороо 106 нюурта, 3 упражнени сээжээр дуургэхэ. (в рабочей тетради с.54 у.1 выполнить.)

Прочитаем задание.

Дневнигүүдтээ бэшэнэ

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

Личностные УУД:

-чувствовать красоту и выразительность бурятского слова, его богатые возможности.

9

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлекси эмхидхэлгэ.

- Хэшээлнай дуурэбэ.

- Хэшээлэй дүн гаргая!

- Ямар шэнэ юумэ мэдэхэ болообта?

- Мүнөөдэр юундэ hураабибди?

- Хэр зэргэ худэлөө гээшэбибди?

- Самбар харагты: танай анхаралда амжалтын модон (дерево успеха), харин набшаhад үгы. Энэ модоёо набшаhаар гоёоебди.

- ногоон набшаhан – темэеэ ойлгоhон хүнууд няаха

- шара набшаhан – хэн зарим юумэ hайса ойлгоогүйб,  харин оролдоод хүдэлөөб

- улаан набшаhан – хэн анхаралтай бэшэ байгааб.

Зай, иигээд хэшээлнай дүүрэбэ. Бэрхэнүүдтаа…..

-Бэрхэ худэлhэн ухибууд табануудаа табигты.

-Би таанадта бэлэгуудые бэлдээб, энэ бэлэг дээрэ hарануудай буряад нэрэнууд бэшээтэй.

Үхибүүдэй харюу

Познавательные УУД:

-систематизировать и обобщать изученное;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Самоанализ урока

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Данный урок по теме: Жэлэй дурбэн саг. По типу урок является уроком открытия новых знаний в 4 классе (12 детей). Это первый по счету урок по теме «Времена года».

При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов.

 Цель урока – изучение нового учебного материала, знакомство с названиями времен года.

Задачи урока:

Деятельностная: формировать познавательный интерес к новому материалу,

создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к предмету и уроку;

Учебная: дать начальные представления о временах года;

Развивающая: развивать память, мышление, внимание;

Воспитательная: развитие чувства любви и уважения к родному языку как ценностному достоянию бурятского народа;

Практическая: совершенствовать артикуляционные навыки, тренировать лексические единицы, учить работать в коллективе. 

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Современные технические средства обучения (ИКТ) помогают поддерживать мотивацию к изучению бурятского языка, и поэтому в этих целях в начале урока учащимся был предложен мультфильм о временах года, где учащиеся знакомятся с названиями времён года и их характеристиками.

На всех этапах урока дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было во время просмотра мультфильма понять, о чём мультфильм.  Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: фонетическая зарядка,  физкультминутка,  задание на соотнесение (контроль первичного усвоения материала). Во время физкультминутки дети не только отдыхали, снимая утомление, но и физкультминутка способствовала более прочному усвоению лексики.

Для первичной проверки усвоения знаний детям было предложено упражнение на соотнесение слов. Дети показали, как умеют ориентироваться в своей системе знаний. Это задание развивает их читательскую грамотность через новую лексику. При разъяснении домашнего задания был использован учебник, дети должны прочитать задание и в рабочей тетради написать по образцу.  На этапе формирующего оценивания (рефлексии) дети делали анализ успехов и неудач. Как известно, в рефлексии важно оценить не себя, а оценивать результаты своей деятельности, т. е. ученик анализирует свой процесс обучения.

Регламент урока 15 минут - не позволяет  шире организовать тренировку материала с учащимися. Я в том плане, что за это время постаралась максимально вовлечь детей в деятельность.

В целом, урок, по моему мнению, урок удался, так как: реализован замысел урока; дети работали инициативно, с интересом.

Материал урока был доступным, интересным для учащихся.  Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно дополнить. (Расширить словарный запас учащихся прилагательными из фильма, характеризующие сезоны года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Разработка урока бурятского языка в 1 классе

Урок бурятского языка проведен в рамках "Дня бурятского языка"...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...

Презентация к уроку бурятского языка 2 класс "Абтаhан үгэнүүд"

Презентация к уроку бурятского языка 2 класс "Абтаhан үгэнүүд"...

Презентация к уроку бурятского языка 2 класс "Юумэнэй тусхайта нэрэ"

Презентация к уроку бурятского языка 2 класс "Юумэнэй тусхайта нэрэ"...

Урок бурятского языка,1 класс, тема: "Алфавит. Удаан [уу] аялган абяан ба узэг"

Технологическая карта урока по бурятскому языку 1 класс...