Фольклорный кружок "Минии тоонто"
элективный курс
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Улекчинская средняя общеобразовательная школа»
Фольклорный кружок
« Минии тоонто»
Руководитель:
Гармаева Сэсэгма Сергеевна
2020 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика кружка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе. В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребенка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями,- наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологий, о народной культуре, страдают нравственные устои. Поэтому, в своей работе я обратилась к материалам по краеведению, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребенка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина(хозяйки), мужа(жены), отца(матери).
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально- нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор - одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоят плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Вопросы нравственного воспитания, приобщения школьников к бурятской народной культуре рассматривалась во многих программах. Особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса « проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка.
Программа «Минии Тоонто» имеет следующие 10 разделов, такие как «Моя тоонто- Бурятия», «Бурятские народные сказки», «Малые жанры фольклора», «Бурятские народные игры», «Байкальские предания и легенды», «Бурятские традиционные праздники», «Пять драгоценностей», «Животный и растительный мир родного края»,
«Национальная одежда бурят», «Писатели и поэты Бурятии – детям», а также пояснительная записка, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: В течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; более сложного песенного фольклорного репертуара. И как итог, закрепление пройденного материала - праздники, развлечения, представления для детей и взрослых и с участием родителей на национальном празднике» Сагаалган».
Актуальность изучения курса
Актуальность данной программы нацелено на ознакомление обучающихся с фактами и явлениями культуры бурят, которые необходимы для полноценного общения на бурятском языке в рамках начального курса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе.
Кружок имеет культорологическую и краеведческую направленность, которая определяется актуальностью в условиях современного мира.
Данный кружок носит личностно-развивающий характер.
Целью работы кружка:
- развитие интереса к бурятской культуре;
- обучение навыкам общения при групповой работе;
- воспитание интереса к творческой и досуговой деятельности;
- формирование представления о культуре бурятского народа;
- развитие творческого мышления, кругозора, эстетического вкуса;
- обучение самостоятельно мыслить;
- формирование умения работать с дополнительной литературой.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с бурятским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения еохоров.
- сформировать умения работать с дополнительной литературой.
Воспитательные:
- формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.
- создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.
- воспитывать в детях толерантность.
- воспитывать бережное отношение, любовь к своему краю.
Развивающие:
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
- использовать малые жанры фольклора для развития речи у детей.
- расширить знания учащихся о прошлом и настоящем республики.
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, песен, танцев.
Формы подведения итогов:
-Занятия интегрированного типа.
-Развлечения.
-Концерты.
-Праздники.
-Видео и фотоматериалы.
-Отзывы родителей, педагогов школы.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 « Об образований в Российской Федерации.
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 №240-V « Об образовании в Республике Бурятия».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия, 2009 г.
- Программа по бурятскому языку как государственному языку для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения.
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федераций от 29 декабря 2010 г. № 189).
Ценностные ориентиры кружка
Ценностные ориентиры кружка в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение филологического содержания предмета (компетентностные задачи, где филологическое содержание интегрировано с историческим и лингвистическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий ( в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся, расширить набор ценностных ориентиров.
- Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Организация работы кружка
Рабочая программа составлена по курсу дополнительного образования « Фольклор бурятского народа». Программа кружка рассчитана на 34 часа для учащихся 5-7 классов. Занятия кружка проводится 1 раз в неделю в определенный день.
Содержание курса по краеведению «Минии Тоонто»
- Моя тоонто-Бурятия. Вводное занятие-2ч. Республика Бурятия в прошлом и в настоящее время. Путешествия как способ познания мира. Путешествия по Бурятии. Природа, погода, климат. Государственные символы. Культурные особенности, достопримечательности Бурятии. Города и села, родной край в прошлом и в наши дни. Праздники, традиции. Выдающиеся люди Бурятии, их вклад в развитие советской и российской науки, культуры. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
- Бурятские народные сказки-2ч. Знакомство с бурятскими народными сказками. Инсценировка сказки «Мышь и верблюд».
- Малые жанры фольклора-2ч. Знакомство с бурятскими пословицами, поговорками, загадками, скороговорками и их разучивание. Сочинение небольшого произведения фольклорного жанра ( загадки, пословицы).
- Бурятские народные игры-4ч. Знакомство с национальными играми как «Шагай наадан», «Алта нюулга» и т.д. Постановка бурятской народной игры по сценарию. Организация игрового общения с другими детьми.
- Байкальские легенды и предания-3ч. Природа родного края. Озеро Байкал-уникальное творение природы, проблемы его экологий. Легенда «Как появился Байкал». Уникальные животные Байкала: нерпа. Загадка байкальских глубин: голомянка.
6 Бурятские традиционные праздники-7. Сурхарбан. Сагаалган. Три игры мужей. Празднование Сагаалгана. Поведение во время праздника в семье и в гостях. Рецепты различных блюд. Белая пища. Разучивание песни о Сагаалгане, стихотворений и благопожеланий, композиции из трех ехоров.
- Пять драгоценностей-2ч. Пять домашних животных, которые сопровождали бурятский народ с давних времен. Почет и уважение людей к этим животным. Польза белой пищи.
- Животный и растительный мир родного края-3ч. Богатство флоры и фауны Бурятии. Красная книга Бурятии.
- Национальная одежда бурят-3ч. Традиционная одежда мужчин, женщин, детей и старых людей. Обувь и акссесуары.
- Писатели и поэты Бурятии-детям-3ч. Произведения знаменитых бурятских писателей и поэтов, посвященных детям. Разучивание стихотворения В. Петонова «Моя маленькая Сэсэгма».
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате работы по программе кружка «Тоонто» обучающиеся
должны знать:
-историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа.
-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, скороговорки)
-изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят.
должны уметь:
-петь народные песни.
- рассказывать улигеры, сказки, легенды, предания.
-ставить бурятские народные игры.
-выразительно исполнять движения под музыку.
-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра(загадки, пословицы и сказки)
- точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.
Содержание курса
Тема 1. Моя тоонто-Бурятия.(4ч)
- Введение.
- Моя малая Родина-Бурятия.
- Бурятия в прошлом.
- Бурятия в наши дни.
Тема 2. Бурятские народные сказки.(2ч)
- «Мышь и верблюд»,»Хитрый Будамшу».
- «Алтан-Хайша», «Сын могучего Еренсея».
- Тема3. Малые жанры фольклора.(2ч)
- Бурятские пословицы и поговорки.
- Бурятские загадки и скороговорки.
Тема 4. Бурятские народные игры.(4ч)
- «Алта нюулга»,»Ботогон».
- Шагай наадан.
- Шагай наадан.
- «Бээлэй ябуулга».
Тема5. Байкальские легенды и предания.(3ч)
- Как появился Байкал.
- Легенда о красавице Ангаре.
- Енисей и шаман.
Тема 6. Бурятские традиционные праздники.(7ч)
- Сурхарбан. Три игрища мужчин.
- Сагаалган.
- Благопожелания.
- Еохор. Простой еохор.
- Композиция из трех еохоров.
- Песня о Сагаалгане.
- Песня о Сагаалгане
Календарно-тематический план
№ | Разделы, темы, уроки | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Моя тоонто – Бурятия – 4ч. Моя Родина. Введение.
| |||
2 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
2 | Бурятские народные сказки – 2ч.:
«Сын могучего Енисея). (сказ-улигер) | |||
1 | ||||
1 | ||||
3 | «Малые жанры фольклора» - 2ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
4 | Бурятские народные игры -4ч.
| |||
1 | ||||
2 | ||||
1 | ||||
5 | Байкальские Легенды и предания – 3ч
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
6 | Бурятские традиционные праздники – 7ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
2 | ||||
7 | Пять драгоценностей – 2ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
8 | Животный и растительный мир родного края -3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
9 | Национальная одежда бурят – 3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 | ||||
10 | Писатели и поэты Бурятии – детям – 3ч.:
| |||
1 | ||||
1 | ||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов
Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
«Тоонто нютаг Алтаймни»
Хэшээлэй зорилго:1. Хγгжөөлгын:hурагшадай аман ба бэшэмэл хэлэлгэ хγгжөөлгын ажал ябуулха, ухаан бодолыень гγйлгэхэ, хадуун абалга hайжаруулха.Хγмγγжγγлгын:Тоонто нютагаа хγндэлжэ, гамнажа...
Программа кружка "Тоонто нютаг"
Кружок «По Малой Родине моей»...
Рабочая программа кружка "Тоонто". 4 класс
Рабочая программа кружка "Тоонто". 4 класс...