Урок литературы - внеклассное чтение «Знакомимся с писателями - фронтовиками»
методическая разработка

Черныш Наталья Валентиновна

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  • Познакомить уч-ся с рассказами Ф.А.Абрамова о Великой Отечественной войне и с военной биографией самого писателя-фронтовика.

 

Развивать

  • познавательную активность
  • логическое  мышление
  • совершенствовать навыки анализа прозаического текста: умение определять тему, идею, проблему, авторскую позицию. 
  • Совершенствовать  навыки общения, уважения мнения других
  • Учить видеть красоту художественного слова
  • Воспитывать чувство  сопереживания к героям  рассказов; гордости за  нашу  Победу

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока  литературы

«Знакомимся  с писателями  - фронтовиками»

(внеклассное  чтение – реализация   регионального содержания).

Черныш  Наталья  Валентиновна,

учитель  русского  языка  и  литературы,

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

 «Устьпаденьгская  основная школа – школа четырех Героев»

Архангельская  область

Шенкурский район

 д.Усть-Паденьга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Тема урока

 «Знакомимся  с  писателями – фронтовиками»

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  • Познакомить уч-ся с рассказами Ф.А.Абрамова о Великой Отечественной войне и с военной биографией самого писателя-фронтовика.

Развивать

  • познавательную активность
  • логическое  мышление
  • совершенствовать навыки анализа прозаического текста: умение определять тему, идею, проблему, авторскую позицию.  
  • Совершенствовать  навыки общения, уважения мнения других
  • Учить видеть красоту художественного слова
  • Воспитывать чувство  сопереживания к героям  рассказов; гордости за  нашу  Победу

Задачи урока (формируемые УУД)

I.    Личностные универсальные учебные действия  

II. Регулятивные универсальные действия

 III. Чтение. Работа с  текстом

  IY. Коммуникативные универсальные учебные действия

Y. Познавательные              ( логические  ) действия

1.Формировать нравственно- эстетические ценности

1. Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

(заполнение карты самооценки и оценочного листа – ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

1. Учить находить в тексте конкретные факты, сведения

2. Учить  работать с художественным текстом, как источником языковой информации

.

1. Развивать монологическую, диалоговую речь.

2. Учить правилам участия в коллективной исследовательской деятельности

3.. Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества

1. Работать над формированием  логических умений:

- обобщение и классификация;

- построение цепочек рассуждений.

2. Использовать уже известное учащимся, их субъективный опыт.

 3. Учить  формулировке проблемы.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация

Организационная структура урока

Название этапов

Вр.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формы работы

Учебный  материал

Формируемые  УУД

I.

Мотивирование к учебной деятельности.

Целеполагание 1

5

Определяют тему  урока –рассказы Ф.А.Абрамова о войне.

Записывают ее в листе самооценки.

Ставят цель  урока,  формулируют задачи

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы снова обратимся  к творчеству Ф.А.Абрамова. На слайде вы видите небольшие отрывки (предложения), которые помогут вам определить тему нашего урока.

- Какие учебные задачи надо нам сегодня решать?

Фронтальная

Слайд 1.

Тема урока.

Слайд 2.

Предложения из рассказов (на доске)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (без названий)

 

Слайд 3.

1,4,6,9.

Слайд 3.

(переход по щелчку)

(строки с названиями рассказов)

Y. 1

II.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

7

Определяют  строки  из прочитанных рассказов, заполняют лист самооценки.

Ответы  обучающихся

- К уроку вы уже прочитали 4 рассказа по данной  теме. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Давайте проверим, как внимательны вы были при чтении. Запишите в листе самооценки во 2 пункте номера тех предложений, которые вы считаете были в домашнем задании. Работаем в парах.

- Проверьте вашу работу.

- Давайте поделимся впечатлениями о прочитанных рассказах, что вас особенно затронуло при их прочтении?

Парная

Фронтальная.

II. 1

Y. 3

III.

Выявление места и причины затруднения.

Целеполагание 2

8

Читают рассказы, после совместного обсуждения в парах, заполняют лист самооценки.

Проверка.

- Сегодня мы с вами поставили задачу познакомиться с новыми   рассказами Ф.А.Абрамова о войне и о Победе, строки из которых мы видели в начале урока. Возьмите лист с рассказами, внимательно прочитайте их, а в листе самооценки у номера строки (см.слайд) запишите название рассказа. Работаем в парах.

- Проверьте и оцените правильность вашей работы.

Парная

фронтальная

Карточка  с новыми рассказами ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слайд 4-5.

Слайд 6.

Слайд.7.

Карточки  с  тестом  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Разрезанные  карточки со словами  и словосочетаниями (2 экземпляра).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

III. 2

IY. 3

II. 1

 

5

- выдвижение  гипотезы: участие  в  войне Ф.Абрамова

- Ребята, какая у нас возникла проблема?

(нет названия к 7 строке)

- Как вы думаете, о ком Абрамов мог сказать эти слова?

IV.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- формулируют ещё одну учебную задачу:

Узнать об участии Ф.А.Абрамова в Великой Отечественной войне.

- Каким образом мы можем это сделать?

(прочитать в книгах, журналах, в Интернете)

- Конечно на уроке мы не успеем это сделать, но по материалам журнала «Двина» за февраль 2010 года (показать) я подготовила для вас текст о военной судьбе Федора Александровича. Для работы с текстом разделитесь на 2 группы (в классе 8 обучающихся).

(физпауза – создание пространства для групповой работы)

- Так как мы учимся осознанной и внимательной работе с текстом, вы будете выполнять следующее задание: вам дается 10 карточек со словами и словосочетаниями, их надо разложить в том порядке, в каком они встречаются в тексте. И тогда у вас получится опорный план для сжатого пересказа.

V.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10

Самостоятельная работа в группах

Проверка

Оценить работу в группе в листе самооценки.

Оказание помощи. Контроль за временем

Групповая

Слайд 7.

Слайд 8.

Y. 1

 IY.2

IY.3

VI.

Включение в систему знаний

6

Сжатый пересказ текста.

Обсуждение.

Дополнение ответов.

- Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль этого текста?

- Таким образом, рассказы Ф.А.Абрамова помогают нам представить те трудности военного времени, которые выпали на долю  северян. Эта страшная военная и послевоенная трагедия миллионов  людей, которые не участвовали в боях, не получали медалей и орденов, но их труд мы смело называем подвигом. Мы должны больше узнавать о страшных военных годах, о судьбах юных и взрослых героев. Память – это наша совесть, это наша история. Мы никогда не забудем Великую Отечественную войну. Мы помним героев и свято чтим их память. Мы не хотим, чтобы это повторилось. Именно поэтому мы сегодня снова и снова вспоминаем то суровое время. Давайте не забывать о подвиге северян в годы Великой Отечественной  войны!

Фронтальная

Слайд 8.

Слайд 9.

I . 1

III.1

III.2

VII

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  1. Оценивающая.

  1. Эмоциональная.

4

Определяют  средний  балл за  урок.

Делятся своими чувствами.

- Поставьте итоговую оценку в листах самооценки.

- Давайте друг за другом одним предложением скажем:

- Сегодня на уроке я почувствовал(а)…

- Сегодня на уроке я почувствовала боль людей войны и радость, что мы живем в мирное время.

Фронтальная

Слайд 9.

IY. 1

II. 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

  1. После  войны  я  ни  разу  не  плакала.                             («Зарок  блокадницы»)
  2. …а  я  в  слезы:  «Победы  хочу!»   («Вкус  Победы»)
  3. Я  думать  про  войну  не  могу,  не  то,  что  рассказывать.  («Из  войны»)
  4. А  я  в  войну   две  ступы  березовых  расколотил.              («Отрыжка   войны»)
  5. В  войну  её  да  двух  сестер своих  Пашка  от  смерти  спас. ( «Хлебная  корка»)
  6. На трех  месяцах  три похоронки  на  меня  пало.   («Сыновья  и  внуки»)
  7. А  мне  хватило  крови  доползти  до  своих…
  8. Во  время  войны  (в  Белоруссии )  наша семья -  мать, брат,  сестра  и  я  попали  в  концлагерь.  («Мухомор»)
  9. …а  из  войны  в  мир  переступить  не  смог.   («В  день  Победы»)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ВКУС   ПОБЕДЫ

- А  я  долго,  до  восьми лет,  хлеб  победой  называла.

Как  сейчас  помню.  Бегаем,  играем  с  девочешками  возле  нашего дома,  и вдруг: «Санко,  Санко  приехал!»  А  Санко – старший  брат  Маньки,  моей  подружки  из  соседнего дома.  Вот мы  и  чесанули  к Маньке.

Солдат.  Медали  во  всю  грудь.  С  каждой  за  руку  здоровается,  у  каждой  спрашивает,  как  звать,   каждую  по  головке  гладит.  А  потом и  говорит: «Я,  говорит,   Победу   вам,  девки,  привез».

А мы, малоросия,  что  понимаем?  Вылупили  на  него  глаза,   как  баран  на  ворота.  Нам  бы Победу-то  в  брюхо  запихать,  вот  тогда  до  нас  бы  и  дошло.

Ну  догадался  Санко,  что  у  нас  на  уме.  Достает из  мешка  буханку  хлеба. «Вот,  говорит,  девки,  так  Победа-то  выглядит». Да  давай  эту буханку  на  всех резать.  

Долго  я  после  того  капризила.  За  стол  садимся,  мама  даст  кусок,  скатанный   из  моха  да  картошки,  а  я  в  слезы: «Победы  хочу…»

ХЛЕБНАЯ  КОРКА

Матрена Васильевна вконец  измаялась  с  сыном. Жизни  не  рада  стала. И  иной  раз,  доведенная  до  отчаяния,  она  готова  была  бежать  в  сельсовет  (председатель  давно  сказал:  выпишем,  дай  только  знать!),  потом  вдруг  вспомнит войну -  и  пройдет  решимость:  в  войну   её  да  двух  сестёр  своих ,  можно  сказать,  Пашка  от  смерти  спас.

У  Пашки  долго,  до  пяти  лет,  язык  не  поворачивался на  слово (  и теперь  немтуном  ругают),  и  вот  за  это-то,  видно,  его  и  жалела  Анна,  сельповская  пекариха:  два  года  подкармливала ребёнка. Всё  какой-нибудь  хлебный  мякиш  или  корку   сунет:  сами-то  они  забыли,  как  и хлеб  настоящий  пахнет.

И  вот  что  бы  сделал  каждый  ребёнок  на  месте  Пашки   с  этим  мякишем,  с  этой  хлебной  коркой?  В  рот,  в  брюхо  скорей  -  там собаки  от  голода  воют.

А  Пашка  ни  крошки   не  съест  один.  До  самого  вечера  терпит,  до  тех  пор, пока  мать  с  работы  не  вернётся.  Да  мало  этого:  этот  мякиш,  эту  корку  на  четыре  части  разделит.

- Что-ты,  Пашка,  сам-то ешь  да девок  угощай.  А  я-то  не  маленька.

Не  будет  есть.  До  той  поры  не   будет,  пока  мать  не  съест  своё.  Плачет да  ручонкой  тычет (слова-то  выговорить  не может):  ешь,  ешь.

И  вот  через  эту-то  Пашкину  доброту,  может,  они  и  спаслись все   в  войну.  Так  как  же  ей  гнать  его  из  дома?

ИЗ  ВОЙНЫ

- Я  не  люблю  про  войну  вспоминать. В  школу  зовут на   вечер  -  нет,  говорю,  я  думать про  войну  не  могу,  не  то  что рассказывать.

В  сорок  втором  меня  призвали,  восемнадцать   полных  не  было,  и  на  Волховский  фронт,  в  минерный  батальон  из   девушек. По  ночам  от  мин  нейтральную  полосу  расчищали,  подготавливали  для  танков  и  пехоты.  Мины  свои,  мины  немецкие  -  поди  угадай,  где  они установлены.  Ну  и  рвались.  Много наших  девушек  подорвалось,  многие  калеками  стали.  Под  Москвой  живет  моя  подруга,  двадцать  третьего  года рождения.  Зоя.  Без  обеих  ног.

Раз прислали  к  нам  парней-казахов.  Ничего  не  умеют.  Один  -  ночью  было  -  кричит:

- Где  тут  мины?  Ничего  не  видно.

- Зоя,  говорю,  иди.  Помоги  ему.

Зоя  только  ступила – бах,  взрыв.

На  моей,  на  моей  совести  эта  девушка.  Я  дала  двести грамм крови,  а  ног  не  дашь.  Теперь  вот  все  пишет:  приезжай  да  приезжай.  А  как  я  поеду?  Как  ей  в  глаза гляну?

МУХОМОР

-  Не  пинай,  не  пинай!

- Да  это  же мухомор!   Чего  жалеть!

- А для меня это  самый  дорогой,  самый  любимый  гриб.

- Да  ты  шутишь.

- Нет,  мухомор  мне  спас  жизнь. Во  время   войны (  в  Белоруссии )  наша  семья  -  мать,  брат,  сестра  и я  попали  в  концлагерь.  Там  из  всех  детей  немцы  кровь  выкачивали. Лучшая  кровь  для  переливания.  Кровь  выкачивали,  дети  и  умирали.  Нас  спас  двоюродный  брат,  подросток.  Всем  нам  натер  тело  мухомором. Боли  ужасные.  Кожа  распухла.

Ну,  немцы  нас и забраковали: «Коростен,  коростен».

Конечно,  нас  бы  уничтожили.  Но  немцам  помешали  наши.  Освободили.

С  тех  пор  я  больше  всего  люблю  из  грибов  мухомор,  гриб-спаситель.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3.

В первые же дни Великой Отечественной войны  Федор Абрамов вместе со своими однокурсниками  - студентами Ленинградского университета -  ушел добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград.

Их 277-ой отдельный студенческий батальон занял оборону в городе Старый Петергоф, а в сентябре 1941 года в ожесточенном бою большинство бойцов батальона погибли. Красноармеец-доброволец Ф.Абрамов попал в госпиталь с тяжелым ранением предплечья.

Но уже через два месяца Федор Абрамов снова на фронте в составе 70-ой стрелковой дивизии. Вот что вспоминает сам Абрамов о своем втором бое: «Нашему взводу был дан приказ проделать проходы в проволочных заграждениях в переднем крае вражеской обороны…Ну что же, мы поползли с ножницами в руках…  Указали, кому ползти первым, кому за ним следом и так далее. Я попал во второй десяток, мне повезло. Когда убивало ползущего впереди, можно было укрыться за его телом на какое-то время. От взвода в живых осталось только несколько человек. Мне перебило пулями обе ноги, я истекал кровью…  И все-таки мне хватило крови доползти до своих.  Мне  крупно повезло!»  Абрамов  снова попадает в госпиталь – это здание исторического факультета Ленинградского университета, откуда он и уходил  на войну.  Здесь он провел самую страшную в  жизни зиму -  блокадную.  Рана  заживала плохо, мучил  голод. Лишь в марте 1942 года Абрамов был эвакуирован по Дороге Жизни на большую землю.

После долечивания в госпиталях  Вологодской области  весной 1942 года он возвращается на родное Пинежье, где ему открылась ещё одна народная трагедия - "бабья, подростковая и стариковская война в тылу", где голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу - в поле, в лесу, на сплаве...В родном северном краю он работал учителем в Карпогорской школе, работал на колхозных полях. Здесь Абрамов близко познакомился с трагедией деревенских детей, на чью долю выпали страшные испытания. Три месяца пролетели, как один день. Именно  эти впечатления стали основой циклов коротких рассказов «Трава-мурава», «Были-небыли».

В июле 1942 года Абрамов вновь был призван в армию, служил сначала в 33 запасном стрелковом полку под Архангельском, затем учился в Военно - Пулемётном Училище, а с августа 1943 по сентябрь 1945 был следователем в Следственном отделении контрразведки «Смерш» Архангельского и Беломорского военного округа.

В сентябре 1945 года Федор Александрович возвращается в родной Ленинградский  университет и заканчивает его с отличием. Начинается  его  литературная  судьба.

«Самая большая радость в моей жизни — это то, что я прошел войну и остался жив»,— писал Абрамов  в дневнике.

«Надо  жить и работать  по высшим законам совести и справедливости, с  сознанием вечного и неоплатного долга перед погибшими…» - так сказал, так  жил и работал    писатель-фронтовик Федор Александрович Абрамов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

доброволец

народное  ополчение

ранение

снова  на  фронте

последний   бой

страшная  зима

народная  трагедия

военно-пулеметное  училище

следователь   СМЕРШа

студент

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тема  урока

_____________________________

Самооценка

Проверка д/з.

Предложения из домашних  текстов: ________________

Знакомство  с  новыми рассказами

2. ________________________________

3._________________________________

5. ________________________________

7. ________________________________

8._________________________________

Работа  в  группе

 Активно работал в группе - __________

 Выполнял свои обязанности - ________

Соблюдал культуру общения - _______

Итоговая  оценка:

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу - знаю;    +\-    сомневаюсь;            - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

ОТРЫЖКА   ВОЙНЫ

У  Ивана Ф.  со Слуды  больная  печень. А  лет  ему  -  пустяки:  1935  года  рождения.

       - Война,  война,  видно,  берёт  своё -  вздыхает Иван Ф.   -  Я  в  войну  две  ступы  берёзовых  расколотил.  Солому  да  мох  толок,    чтобы  матка  из  этакой-то  «муки»  нам  колобков  напекла.   Ступа  высокая,   а  я маленький, дак  что сделаю?  Поставлю ступу на  крыльцо,  да  с крыльца  и  наяриваю.  Раз  дедко  Иван, сосед,  подходит  и спрашивает:  «Чего  ты.  Ванька,  каждый  день на  крыльце   часами  пляшешь?  Ведь  нехорошо это,  война  у  людей,   а  ты  веселишься» .  А  потом  заглянул  в  ступу,   заплакал  и  говорит:  «Ох,  Ваня,   отрыгнётся  тебе  эта  пляска».

Вот  она  и  отрыгается.

ЗАРОК   БЛОКАДНИЦЫ

Заговорили  о  неустроенности,  о  бедах  сегодняшнего  бытия,  о  всевозможных  недостатках,  о  болезнях,  которые  косят  людей. Что  за  жизнь? Что  за  век?

Кое - кто  вздохнул,  кое -  кто  охнул,   а  кое - кто  даже  слезу  пустил.  И  только  одна  старая  Наталья Александровна  невозмутимо  улыбалась.              

-  После  войны  я  ни  разу  не  плакала.  Грех  великий  плакать,  кто  пережил  блокаду  да  войну.

В  ДЕНЬ  ПОБЕДЫ

-  У  нас  Ваня Пахомов  самый  весёлый в палате  был, хотя  обеих  ног  не  было. Всех  утешал,  всех  на  жизнь  наставлял.  А  утром,  как  только  объявили победу  по  радио,  выбросился  из  окна.

Почему  выбросился-то? Жена  была  злая?  Не  думаю. Пока  война  была, держался,  а  из  войны  в  мир  переступить  не  смог. Не  на  чем. Ног-то  у  него  не  было.

СЫНОВЬЯ  И  ВНУКИ

- Говорят,  один  сын  не  сын,  два  сына  -  полсына,  а  вот  три  сына   -  сын.  А  у  меня  четыре  сына  было  и  ни  одного  не  вышло.  На   войну  ушли  и  всех  убило.  На  трех   месяцах  четыре  похоронки  на  меня  пало!   Да  как  думаешь,  легко  ли  мне  было?

Первый  был  Оленька,  Олексан,  второй  сын  Пётрышко,  а  третий  сын  Семёнушко, а  четвертый  был  Иванушко,  тот  уже  поздно  родился,  через  семь  годов  после  Семёна.

Внучка  на  той  неделе  карточки со  стены  сняла,  в  школу  поносит: «Бабушка, которого   пуще  жалко? Папу (от  старшего,  от  Ольки)  але  дядю   которого?»  А  укусь,  говорю,  себе  перстышек  один,  да  другой, да  третий,  да  четвертый  -  которому   пуще  больно?  Да  так  же сын  -  кажной  у  меня  под  сердцем лежал.

Семёнушко  бывало  придет да  говорит-говорит,  все  расскажет:  как  роблю,  сколько  получаю,  мама.  Да  принесет хлеба  да  скусного  чего,  да  все  на  стол  и  выложит:

- Ешь,  мама!

Что  ты,  парень, говорю.  Неладно  ведь  эдак-то.  Мы  с  тобой  исть-пить  середь  бела  дня  сели,  а  молодка  на  работе. Так,  говорю,  и  жены  лишиться  можно, не  прежние  времена.

Засмеётся:

- Я  завтра  опеть  всего  наберу  в  лавке.

Не  посудачу,  не  посудачу ни  на  которого: все  сыновья,  что  Олексан, что  Пётрышко,  что  Иванушко,  почитали  мать.  Все.

Теперь внучата  есть,   от  Иванушка  только  росточка  не  осталось,  тот  сам  росточек  был,  семнадцати  лет  на  войну  взяли.

Ничего  робятка,  бабку  не обижают, всех  бабка выростила,  и  с  деньгами  живу – за  старшего  двадцать  два рубля  получаю.  Ну  радости  нету  от внуков,  что  от  детей.  Не  поговоришь,  не  согреешь  душу словечком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

После войны я ни разу не плакала. …а я в слезы: «Победы хочу!» Я думать про войну не могу, не то, что рассказывать. А я в войну две ступы березовых расколотил. В войну её да двух сестер своих Пашка от смерти спас. На трех месяцах три похоронки на меня пало. А мне хватило крови доползти до своих… Во время войны (в Белоруссии ) наша семья - мать, брат, сестра и я попали в концлагерь. … а из войны в мир переступить не смог.

Слайд 3

После войны я ни разу не плакала. «Зарок блокадницы» 4. А я в войну две ступы березовых расколотил. «Отрыжка войны» 6. На трех месяцах три похоронки на меня пало. «Сыновья и внуки» 9. …а из войны в мир переступить не смог. «В День Победы»

Слайд 5

…а я в слезы: «Победы хочу!» Я думать про войну не могу, не то, что рассказывать. В войну её да двух сестер своих Пашка от смерти спас. А мне хватило крови доползти до своих … 8. Во время войны (в Белоруссии ) наша семья - мать, брат, сестра и я попали в концлагерь.

Слайд 6

…а я в слезы: «Победы хочу!» «Вкус Победы» Я думать про войну не могу, не то, что рассказывать. «Из войны» В войну её да двух сестер своих Пашка от смерти спас. «Хлебная корка» А мне хватило крови доползти до своих … Во время войны (в Белоруссии ) наша семья - мать, брат, сестра и я попали в концлагерь. «Мухомор»

Слайд 8

доброволец народное ополчение ранение снова на фронте последний бой страшная зима народная трагедия военно-пулеметное училище следователь СМЕРШа студент

Слайд 9

«Надо жить и работать по высшим законам совести и справедливости, с сознанием вечного и неоплатного долга перед погибшими…» - так сказал , и так жил и работал писатель-фронтовик Федор Александрович Абрамов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу" часть2 ...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Урок-обобщение к разделу: "Писатели-детям". Презентация к уроку.

Заключительный урок, нацеленный на повторение и обобщение пройденного материала. Помогает учащимся развивать память, внимание, логическое и образное мышление, поддерживать интерес к чтению, формироват...

Писатели - фронтовики

презентация к уроку...

Урок мужества "Памяти школьных учителей - фронтовиков"

Привлечение школьников к изучению истории своей школы и истории ВОВ на примере биографий учителей-фронтовиков....