Урок мужества "Памяти школьных учителей - фронтовиков"
классный час (4 класс)
Привлечение школьников к изучению истории своей школы и истории ВОВ на примере биографий учителей-фронтовиков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок мужества
«Памяти школьных учителей – фронтовиков»
для обучающихся 4, 5 классов
Цель работы: привлечение школьников к изучению истории своей школы и истории ВОВ на примере биографий учителей-фронтовиков.
Задачи:
- Изучить материалы архива школьного музея школы.
- Познакомиться с историей учителей-фронтовиков.
- Встретиться с членами семей ветеранов.
- Оформить собранные материалы об учителях-фронтовиках.
- Углублять интерес школьников к военной истории России.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки, презентация.
Предварительная подготовка к классному часу 1. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне. 2. Подготовка презентации - фотографии военных лет; 3. Подготовить чтецов стихов; 4. Подготовка сценария классного часа. 5. Оформление помещения.
Место проведения классного часа: кабинет
Ход урока
Звучит песня Ивана Баранова «Не погибнет Отечество наше»
(Выходят обучающиеся и читают стихотворение Полякова Ю.М.)
Чтец 1. Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На эту большую войну.
-
Чтец 2. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
-
Чтец 3. И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
…Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же полными слёз.
Звучит песня «День Победы, праздник всей страны»
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Каждый год наша страна отмечает великий праздник День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Об участниках Великой Отечественной войне написаны книги, созданы фильмы. Сегодня мы, вспоминая Великую Отечественную войну, поговорим о военном подвиге людей, которые работали в нашей школе. Ведь сохранение памяти об этих людях, прошедших Великую Отечественную войну, изучение их наследия – важная задача, которая стоит перед каждым из нас. И наш урок мужества называется «Памяти школьных учителей – фронтовиков».
Рассказ сопровождается презентацией.
Ведущая: В послевоенные годы в нашей школе работали три учителя – фронтовика. Их помнят ваши бабушки и дедушки.
Ведущий: Романов Михаил Трофимович, Соловьёва Мария Захаровна, Капустин Андрей Андреевич.
Для детей военных и послевоенных лет, они стали идеалами, кумирами на всю жизнь. Их искренне любили, ценили их мнение, к ним прислушивались, к ним шли за советами в трудную минуту, а их рассказы о войне слушали, затаив дыхание.
Послушайте рассказ о судьбе учителя – фронтовика Романова Михаила Трофимовича, Испытывая все тяготы военного времени и после военной жизни, выбравшего профессию учителя.
Звучит мелодия.
Чтец. Он в класс вошел. Повисла тишина.
Шаг как бросок, и резкий взмах рукою...
Раненье головы... Она, война,
вдруг накатила горестной волною.
Никто из нас войны уже не знал,
но знали как отцов болели раны.
Отцов тогда не звали: " ветераны",
а говорили просто: "Воевал"
Михаил Трофимович Романов родился в крестьянской семье 20 июля 1916 года в деревне Космакова. Учился всегда на отлично. Прошёл войну с Финляндией. Ему повезло, всю Финскую войну он был на передовой.
Когда началась Великая Отечественная война, будучи кадровым военным, Роман Трофимович оказался на Западном фронте. Воевать пришлось на разных фронтах: Калининском, Украинском, Белорусском, Прибалтийском, служил в стрелковых полках. Зная немецкий язык, всю войну прошёл в полковой разведке. Участвовал во взятии Берлина и освобождении Праги. Трижды был ранен, первое ранение лица, второй раз ранен в грудную клетку, последнее ранение получил в спину, поврежден был позвоночник, с тремя осколками в позвоночнике ему пришлось прожить до конца своих дней. Последний раз был ранен при освобождении Литвы от немцев под г. Шауляй. В госпитале узнал об окончании войны. Пришлось ему воевать и с Японцами после взятия Берлина. В 1946 году возвратился с семьёй в Дубровное, и устроился работать в школу.
Чтец 1. Он учителем стал накануне войны,
И к ребятам пришел в сорок пятом.
От первых боев до победной весны
Полземли прошагал с автоматом.
Чтец 2. И на редких привалах
Военных дорог,
В черном зареве
Огненных смерчей,
Он мечтал…
Чтобы школьный звонок
Заглушил перекличку смерти.
Чтец 3. Он мечтал,
Чтобы в мирные детские сны
Не врывались орудий раскаты.
Он учителем стал накануне войны,
И к ребятам пришел в сорок пятом.
Ведущий: После войны слово фронтовик имело особое совершенно необычное звучание, это потом фронтовики стали называться участниками отечественной войны, ветераны Великой отечественной войны. К фронтовикам было особое отношение. Люди считали, что человек преодолевший неимоверные трудности военной жизни лучше разберётся и решит все накопившие проблемы жизни мирной. Это был золотой человеческий фонд. Им в первую очередь поручали ответственные посты и должности. Слово фронтовик звучало гордо, ответственно и почётно.
В 1957 году Михаила Трофимовича назначили директором Дубровинской школы. Благодаря его усилиям школа была построена в течение двух лет, в которой вы, ребята, сейчас учитесь.
Ведущий. Учителя – фронтовики – яркие, талантливые, чуткие люди, общение с которыми оставляет глубокий след в душах их учеников. Их с теплотой и радостью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, кто учился у них.
Из воспоминаний дочери Михаила Трофимовича Лилии, читает обучающаяся.
«Мне было уютно и комфортно в своей семье, где нас любили. Даже будучи студенткой и уже работая, я всегда предпочитала проводить праздники и выходные в кругу семьи. Больше всего мне нравились импровизированные литературные вечера, когда мы ждали, пока испечётся картошка, а это около 2 часов. Обладая феноменальной памятью, отец знал наизусть всю русскую поэзию, начиная с Державина и кончая поэтами 30 годов 20 века. Сидя на сундуке, он с удовольствием читал стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока и других поэтов. А как он читал Гоголя на уроке литературы! Мы выходили с урока со слезами на глазах и с коликами в животе от смеха.
Мне на всю жизнь запомнилось его напутствие перед школой: «Никогда не задирайся первой, не дразнись, но в обиду себя не давай. Дерись, кусайся, защищайся, как сможешь, но не ходи и не жалуйся ни мне, ни учителям, а то ещё добавлю».
Чтец 1. Все было: и падения, и взлеты,
но он- то знал, как нужно брать высоты:
Подбадривал, ругался, ликовал!
Как трудно в перекрестье многих глаз
остаться сильным и не выдать боли.
Чтец 2. О Вас потом мы вспомнили с любовью,
когда все это жизнь спросила с нас.
Все больше добавляется седин,
и наше детство словно сон далекий,
но благодарно в памяти храним,
Учитель, Ваши главные уроки.
Ведущая: Осенью 2008 года состоялось торжественное мероприятие, посвящённое открытию мемориальной доски первому директору этой школы Романову Михаилу Трофимовичу, стоявшему у истоков строительства в селе Дубровное, первой в районе двухэтажной кирпичной школы осенью 1968 года.
Михаил Трофимович награждён Орденом Красная Звезда, Орденом Отечественная война I степени, медалью за победу над Германией.
Звучит музыка.
Ведущий: А сейчас, послушаем рассказ о человеке, чья жизнь стала славой мужества, стойкости и самоотверженности. Это ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда Капустин Андрей Андреевич.
Андрей Андреевич Капустин родился в Кировской области в деревне Капустино 5 октября 1920 года. Окончив в 1939 году педучилище, был направлен в сельскую школу учителем математики, а через полгода, накануне войны, был призван на службу в армию. Через год грянула война. В самом её начале, не успев побывать ни в одном бою, при попытке выйти из немецкого окружения, Андрей Андреевич был тяжело ранен и взят в плен.
Долгих пять лет находился он в фашистском плену, испытав все ужасы застенков пяти немецких концлагерей. И только 5 мая 1945 году его вместе с остальными узниками освободили союзники – англичане. После демобилизации из армии, в 1946 году, Андрей Андреевич возвращается в свой родной Мурашинский район Кировской области.
Все, кто побывал в фашистском плену, испытали немалые трудности после войны в своей стране. Так сложилось, в 1949 году Андрею Андреевичу пришлось уехать с родных мест, и судьба забросила его в Ярковский район, в село Дубровное.
За тридцать лет педагогической деятельности в Дубровинской школе, Андрей Андреевич был учителем математики, географии, учителем немецкого языка, черчения и рисования. Все, кто знал Андрея Андреевича Капустина, подмечали его доброту, отзывчивость, уважительного отношения к людям, а как любили и уважали его ученики. Уроки Андрея Андреевича были интересны и желанны.
Чтец. Мы ровненько выстраивались в ряд
не только по причине дисциплины.
Он воевал, не прятался за спины-
Шёл так, как будто принимал парад.
Вот повернулся к нам. Глаза в глаза.
Увидел всех. Мы поняли: Учитель!
Не увильнут, и физике учиться
все будут: лодырь, плут и егоза.
Ведущий: Уйдя на заслуженный отдых Андрей Андреевич не смог прожить без коллектива и на протяжении 20 лет работал завхозом в школе. Не дожив до 65- летия Великой Победы Андрей Андреевич ушёл из жизни.
Среди фронтовых наград – орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова – к 50 – летию Победы.
Звучит мелодия.
Ведущий: Когда началась война Марии Захаровне Соловьёвой было 18 лет.
Звучит песня «Дети войны».
Ведущий: На нашем мероприятии присутствует сын Марии Захаровны. ученик Михаила Трофимовича и Андрея Андреевича – Соловьёв Сергей Егорович, 9 лет проработавший директором нашей школы, а в настоящее время – глава нашего поселения. Вам слово, Сергей Егорович.
(Сергей Егорович выступает перед ребятами, вспоминает о своём прошлом, о маме, обучающиеся задают вопросы)
(рассказ сопровождается презентацией)
Ведущий: В годы войны Мария Захаровна Соловьёва была партизанкой. Она её товарищи получили задание от райкома партии помочь в уничтожении заводов, фабрик, всего, что фашисты могли использовать в своих целях. Тяжело было выполнять этот приказ, смотреть как рушится всё то, что сделано своими руками. Эвакуироваться Марии Захаровне из города Витебск не удалось. По-новому встал перед ней родной город, захваченный фашистами.
Вместе со своими друзьями комсомольцами девушка собирала лекарства, писала листовки, вывозила из города раненых бойцов. Однажды была схвачена связная, после чего начались аресты. Ребята получили приказ покинуть город. По канализационной трубе удалось Марии Захаровне и её сестре уйти. И уже, когда были слышны наши зенитки, Мария Захаровна вместе со своими родными, попала в фашистский концлагерь. Ей пришлось узнать, что такое голод и холод. Там задушили газом её сестру и отца, там она заболела тифом и только приход наших войск спас девушку от смерти.
Все ученики слышали от неё, что мир на земле – это великое счастье, и каждый должен делать всё, чтобы сохранить его.
Минута молчания.
Ведущий: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига нашего народа. (зажигают георгиевскую свечу в знак памяти и благодарности.)
Чтец. Спасибо вам за ваши души,
Фронтовики-учителя!
Мы научились сердцем слушать,
А жизнь прижмёт – начать с нуля.
Вас наша память не покинет,
Спасибо вам, учителя!
Ребята все вместе исполняют песню «Спасибо вам, родные наши деды!»
Ведущий: Спасибо всем за внимание!
Список литературы
- Архивные документы из школьного музея.
Памяти школьных учителей - фронтовиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из чего складывается работа школьного учителя
Воспитание! Обучение! Что поставить на первое место? ...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род и число имен существительных» на семинаре «Здоровьесберегающая профессионально – педагогическая деятельность школьного учителя»
По мнению медиков, причины 75% болезней человека возникают в школьные годы. Поэтому данный урок построен так, чтобы обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья, формировать необходимые знания,...
Учителям-фронтовикам посвящается...
Звучал Гимн России. Минутой молчания, оружейным салютом и цветами почтили жители села Мещерино память тех, кто погиб, сражаясь за Родину, и тех ветеранов, кто не дожил до 65-летия Великой Победы. Наст...
Открытый урок на школьном этапе конкурса "Учитель года-2015"
Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2015" на школьном этапе...
Учителя фронтовики. Презентация
Учителя фронтовики. Презентация...
Учителя фронтовики.
Учителя фронтовики....
Разработка урока математики школьного этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2021" на тему:"Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида + 5,+6,+7,+8,+9"
Урок по математике был проведён учителем во время школьного этапа конкурса "Учитель года 2021" 27 января 2021 года...