Тема: «Богатыри разных народов»
план-конспект урока (4 класс)
Библиотечный урок по книге Бисянка Натальи «Быль - сказание о Кирилле Батуме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri.docx | 92.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
(Урок- дискуссия)
Тема: «Богатыри разных народов» (библиотечный урок)
Р.К. «Быль - сказание о Кирилле Батум»
Автор текста: Бисянка Наталья
Выполнила: учитель начальных классов Исавнина Евгения Владимировна
МБОУ СОШ № 4 р.п. Ванино Хабаровского края
2017 год
р.п. Ванино
.
Технологическая карта урока
Тема | «Богатыри разных народов» | |||||||||||
Цели | Образовательные: Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов. Учиться понимать произведения художников, музыку. Воспитательные: Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской. Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником. Воспитывать мужество, справедливость, доброту; Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства. Развивающие: Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников. Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | |||||||||||
Планируемый результат | Предметные: Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах. Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения. Навыки: составление устных рассказов Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; | |||||||||||
Основные понятия | Нравственные идеалы | |||||||||||
Межпредметные связи | Музыка, краеведение | |||||||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» В рамках библиотечного урока. Р.К. «Быль - сказание о Кирилле Батум» Автор текста: Бисянка Наталья - презентация к уроку | |||||||||||
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа | |||||||||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Разгадывают ребусы | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока. Уточняет тематические рамки. | Слайд 2. Девиз урока: «Думать –коллективно. Решать-оперативно. Отвечать -доказательно. Работать- старательно». У: Кому же будет посвящен наш урок? Отгадайте. Богатырь Народы
У: Значит, чему будет посвящён урок? Д: Изучению нового | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | ||||||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | У: Кто такие богатыри? Д: Богатыри – защитники русской земли, совершающие У: Каких богатырей вы знаете? Чем они прославились? Какие подвиги совершили? У: Сформулируем тему урока. Д: Былины разных народов. У: Речь пойдет об одном народе и герое Дальнего востока. Д: Мы не знаем такого героя. Значит, на уроке познакомимся с еще одним персонажем былины. У: Действительно, познакомимся с былиной, но, если честно, то я сама не знаю, можно ли этого героя назвать богатырем. Будем разбираться вместе. Вы готовы к дискуссии? Д: Да У: Но сначала давайте определим цели нашего урока. | Знать кто такой богатырь. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | |||||||
III. Изучение нового
Цели: - Проблемная ситуация Открытие новых знаний. | Работа с атласом Хабаровского края. Разгадывают ребус. Расшифровывают имя богатыря Находят ответы на вопросы в словарях. Работают в группах. | Организует работу по презентации Организует работу по формированию умений делать выводы. | У: Какие народы проживают на Дальнем Востоке? Наш герой - сын какого народа? Разгадайте ребус
Работа со словарем, толкование слова. У: Что вы знаете об этом народе? (Подготовленный ученик зачитывает сообщение об эвенках, основные моменты фиксируются на доске) У: Наш герой сын народа эвенков. Проживал он на станции Усть-Орочи, его имя известно жителям Советско-Гаванского и Ванинского районов. Догадались, о ком пойдет речь? Кого люди называют богатырем? У: У нас сегодня урок-дискуссия. Что это значит? (Дискуссия – это спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.) Давайте обсудим, можно ли героя назвать богатырем. Давайте прочитаем быль- сказание. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/28/byl-skazanie-o-kirille-batum | Уметь составлять устный рассказ. Умение составлять квест. | Уметь находить лексическое значение слова в словаре. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). | |||||||
IV. Закрепление нового Цель: - проверить умение работать с информацией. Информационная часть урока. Организовать работу в группах | Рассматривание фотографии героя
Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе. Работа в группах Вывод «Создание нравственного образа Кирилла Батума» | Организует работу над описанием образа богатыря |
У: Как звали богатыря? - Что вы узнали о богатыре? - Когда происходили события? - Кто был враг богатыря? - Какими впечатлениями от прочитанного вы хотели бы поделиться? Физкультминутка. У: Не ошиблась ли автор произведения назвав Кирилла богатырем? Соответствует ли образ Кирилла Батума образу богатыря? Как вы считаете? Почему так считаете? Докажите?
Сообщение о Кирилле Батуме 19 июля 1943 года во время боёв за город Изюм Харьковской области снайпер 2-го стрелкового батальона 178-го гвардейского полка 60-ой гвардейской стрелковой дивизии гвардии сержант Кирилл Батум и его друг сержант Потап Русских пошли в разведку. Выполнив задание, они пробирались через линию фронта и вышли к штабу, где проходило совещание гитлеровцев. Не имея возможности захватить штаб, они вызвали огонь на себя. Враг был уничтожен, но погибли и оба героя. За два года до этого, в конце июля 1941 года Кирилл Батум был призван в ряды РКА Совгаванским военкоматом. Сначала он служил на одной из зенитных батареях в Советской Гавани, а в 1942 году был направлен на фронт. За время пребывания на передовой К.Батум уничтожил несколько десятков гитлеровцев, за что был награжден медалью «За отвагу», а в июне 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени на счету у снайпера Батума было 48 уничтоженных фашистов. Буквально за несколько дней до гибели Кирилла, 7 июля 1943 года вышел приказ, согласно которому за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Кирилл Батум награжден орденом «Красная Звезда». Уходя на фронт добровольцем, он дал клятву биться с немцами до последней капли крови и сдержал своё слово. Кириллу Батуму были посвящены фронтовые плакаты, специальный выпуск фронтового киножурнала. Вот что написал о нём гвардии капитан Б. Эсипов: «Началась война, но она не прервала охоту. Кирилл был сначала снайпером, часто участвовал в разведке. Однажды в тылу врага, заметив гитлеровцев, он притаился за пулемётом и, подпустив их к самому стволу, открыл огонь. Фрицы падали, как подкошенные, не успев взять оружие. Таёжный охотник, выслеживая немцев, как зверей, убив нескольких офицеров улыбаясь, сказал: «Это был крупный зверь, и я убил его. Снайпер я молодой, но охотник бывалый. Подождите, я им ещё покажу, как ходить по нашей земле». 1 группа Читаете и заполняете таблицу. После прочтения
сделать вывод, чего больше на ваш взгляд. 2 группа Читаете и составляете синквейн Кирилл Батум Смелый, меткий Защищает, стреляет, уничтожает Метко стреляет отважный охотник Богатырь 3 группа Читаете и составляете ментальную карту или квест. Проверка работы групп. У: Какой героический поступок совершает Кирилл? У: Кирилл Батум является самым ярким представителем всех богатырей. | Уметь работать в коллективе. Уметь работать над иллюстрацией Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе. Уметь отражать тему | Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). | |||||||
V. Контролирующее задание Цель: - организовать выполнение взаимопроверки, самооценки. | Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка | Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. Организует взаимопроверку. | - Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. - Прочитайте пословицы. - Как вы их понимаете? - Какие из них можно отнести к богатырю Кириллу Батуму? «Не родом богатырь славен, а подвигом» «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «В русском сердце честь да любовь» «Бой отвагу любит» - Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Каким оно показалась вам по настроению? - Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. - Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы дополнить предложения. Работайте парами быстро, дружно. Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота». 1 вариант Богатырь обладает невиданной …… , безграничной ………, особым умением (метко стрелять из лука, ………………… ) . 2вариант Богатырь ………, …………, ………… человек, преданный ………, служащий ………. Заслушивание получившихся выводов. У: Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? - Кто они? - Кого называют героем? Обратимся к словарю. - ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. | Уметь работать с информацией. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | |||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Домашнее задание | Отвечают на вопросы учителя. | Организует фиксирование содержания. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | У: Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь. Где вечно тишь А вы можете стать богатырями? Ребята, закончите предложения
3) Узнать были ли богатыри в вашем роду. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по теме "Люди разных народов"
Занятие способствует воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей....
Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)
Обобщающий урок по типам сказок...
Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"
Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....
«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....
Разработка занятия кружка "Книголюбы". Тема: Сказки разных народов. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
На занятии происходит знакомство со сказками народов мира, формирование читательских умений у обучающихся при работе с текстом, привитие норм морали и нравственности через принятие идейной...
Разработка занятия кружка "Книголюбы".Тема: Сказки разных народов.Татарская сказка «Три сестры». Нанайская сказка «Айога»
На занятии происходит знакомство со сказками разныъх народов, их особенностями, с бытом и традициями разных народов, совершенствуются навыки осознанного чтения....
Тест по теме "Музыка разных народов мира"
Итоговый тест для 4 класса по теме "Музыка разных народов мира"...