Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"
проект по технологии на тему
Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_paltsevoy_v.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
XXV Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: прикладное творчество
Название работы: Куклы разных народов
Автор работы: Пальцева Вероника Сергеевна
Место выполнения работы: г. Невинномысск,
МБОУ СОШ № 20, 5 класс.
Научный руководитель: Левицкая Елена
Анатольевна, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 20
Ставрополь, 2014
Оглавление стр.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Такие разные куклы …………… …………………………………... 4
1.1.История возникновения куклы …………………………………………… 4
1.2. Куклы разных народов. Кукла – бабочка …….. ……………………… 6
1.3. Африканские куклы ……………………………………………………... 7
1.4 Тильда …………………………………………………… 7
1.5.Птица – радости. Мастер - класс ……………………….. …………… 8
Выводы по первой главе……………………………………………………… 8
Глава 2. Опрос и исследование по теме……………………………………... 8
2.1. Анкетирование учащихся …. ………………………………………….. 8
2.2 Опрос по теме. ………………………………………………. …… 9
Выводы по второй главе………………………………………………… ….. 10
Заключение …………………………………………………………………… 10
Библиографический список………………………………………………….. 11
Приложения…………………………………………………………………… 12
Введение
Актуальность. Сегодня, как и много лет назад кукла является одной
из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая
игрушка – это кукла.
Я –ученица 5 Б класса Пальцева Вероника. Мне нравится заниматься музыкой, лепкой, рисованием. Я посещаю музыкальную школу, кружок в Доме Творчества. Мои интересы разделяет и мама. Часто мы вместе делаем сувениры, игрушки, украшения. Недавно мы с мамой заинтересовались, как изготавливают куклы и решили сделать куклу своими руками. Эта работа меня очень увлекла. Я решила написать исследовательскую работу о том, какие бывают куклы.
Тема. Куклы разных народов.
Цель. Выяснить, почему люди играют в куклы.
Задачи.1. Изучить историю возникновения куклы.
2.Узнать, какие бывают куклы.
3.Познакомиться с жизнью современной куклы.
4.Узнать об отношении наших сверстников к кукле.
5.Сделать куклу своими руками.
Методы и средства: Изучение литературных источников. Практическая работа.
Опрос и анкетирование по исследованию.
Сравнение результатов, выводы.
Гипотеза. Я предполагаю, что человек и кукла неразлучны с давних времен.
Объект исследования: куклы разных народов
Предмет исследования: история возникновения куклы.
Теоретическая и практическая значимость. Думаю, что моя работа будет интересна школьникам, педагогам. С данной работой я выступала на классном часе перед одноклассниками. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира и технологии.
Место проведения исследования: МБОУ СОШ № 20 г. Невинномысска.
Глава 1.Такие разные куклы
1.1.История возникновения кукол
С незапамятных времен за куклой закрепились магическая и охранительная функции. Очевидна ее связь с персонажем языческой мифологии - Богиней-Матерью, олицетворявшей возрождение жизни. Кукла - как - символ - становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты) Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост.[3]
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Кукла Египта представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Греческие дети забавлялись троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Во время больших религиозных празднеств дети получали куколки из слоновой кости; и лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и, по глубокому прекрасному обычаю, накануне брака приносили любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.
В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо.
Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.
Первая кукла появилась у славян около 1000 лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. Когда ребёнок не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон в области моды. Французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Это были средних размеров фарфоровые куклы с пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века, пандоры переродились в манекен.[3]
В середине XIX века, начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек, в частности, кукол. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства - авторская художественная кукла.
С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Однажды Руд Хендлер увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Дизайнеры пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных топ – моделей. Барби появилась в 1958 году и до сих продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
1.2 . Куклы разных народов. Кукла – бабочка
Многие уже слышали словосочетание "вальдорфская кукла", кто-то их даже видел или купил, но что же в них такого особенного? Что делает эти куклы такими притягательными, необычными и обожаемыми детьми? Они - первые в мире педагогические куклы, разработанные специально для вальдорфских садов и школ, за их основу были взяты черты народных кукол. Предполагалось, что их будут шить сами родители для своих детей, но появились и кукольные мастера.[6]
Вальдорфские куклы имеют строго определённые черты.
Во-первых, для каждого возраста шьются соответственные куклы:
- Для деток до года - это узелковые куколки, куклы простых форм, куклы-бабочки. Первые куколки - с минимумом деталей, мягкие, их лица не имеют черт. Они дают малышу условное понятие человеческого тела.
- С полутора лет и до 3-4 лет куклы имеют уже более оформленный человеческий вид, сохраняя пропорции детского тела. На лице прорабатываются глаза и ротик, тело может быть набито более плотно, либо достаточно мягко, чтобы принимать различные позы - это зависит от темперамента ребёнка, для которого создаётся кукла. Одежда простая и пришивная, волосы не предназначены для расчёсывания, либо спрятаны под шапочкой.
- С 4-5 лет куклы становятся ещё более проработанными. У них есть носики, намечены большие пальцы, вся одежда съёмная и имеет большое количество деталей. Такие куклы идеально подходят для сюжетных игр.
Во-вторых, кукол шьют только из натуральных материалов и только вручную.
В-третьих - это тщательный подбор цвета. Для самых маленьких куклы должны быть пастельных тонов.
В-четвёртых, уделяется огромное внимание самым мельчайшим деталям. Правильная вальдорфская кукла - идеальна и совершенна в своём исполнении - и это не спроста, ведь кукла - прообраз человеческого тела.
Я изготовила самую простую вальдорфскую куклу- бабочку для своего маленького братика (Приложение 1)
1.3.Африканские куклы
В отличие от обычных кукол, африканские куклы делаются не только как игрушки для девочек. Часто они отражают собой различные религиозные верования и ритуальные практики сообществ. Обычно по отдельной африканской кукле можно назвать регион, откуда она произошла. Эти красивые этнические куклы обычно одеты в красочные африканские ткани, бусы, браслеты и другие традиционные украшения и аксессуары.
Чаще всего африканские куклы создаются для молодых девушек, чтобы помочь им понять их будущие взрослые роли, особенно предстоящее материнство. Хотя африканские куклы используются в играх девочек, но большинство из них являются ритуальными, через куклу передаются важные социальные и эстетические понятия о надлежащем поведении, а также взаимосвязь между физической и нравственной красотой, моральные устои общества. Поэтому не удивительно, что африканские куклы показывают в своей форме и украшениях аспекты идеала женской красоты. Это и прическа, и украшение орнаментами, и выделение физических особенностей женского тела, которые подчеркивают важность рождаемости, то есть продолжения рода.
В своей африканской кукле я использовала нитки, проволоку, бисер разных цветов и размеров. ( Приложение 2)
1.4. Тильды
Эти милые, нежные создания становятся талисманами, они приносят в жизнь людей сказку. Человек, занимающийся пошивом этих замечательных кукол, словно возвращается в детство, наполняет свою жизнь волшебством и гармонией. Куклы Тильда завораживают своим внешним видом. Любой, кто столкнулся в своей жизни с этими забавными куклами и игрушками, которые идеально подходят для того, чтобы украсить собой любое помещение или быть замечательным подарком.
Любую Тильду можно сделать сами, самостоятельно, что добавляет ценности вашему дару. Мир кукол Тильд довольно разнообразен. Они имеют множество разных обличий: зайцы, коты, ангелы, садовницы и куклы. Всех их объединяют общие черты, это маленькие глазки-точечки и игривый румянец на щеках. Да и материал, и способ изготовления у них одинаковый. Чаще всего Тильды шьются из натуральных материалов, это и лен, бязь, хлопчатобумажные ткани, иногда шерстяные. Но можно использовать, например, джинсовую ткань или шелк. Так как игрушки изготавливаются в небольших размерах, желательно чтобы рисунок соответствовал ему и не был слишком крупным. Шить зверька или куколку Тильду можно как, вручную так и используя швейную машинку.[7]
Я сшила куклу Тильду к новогодним праздникам и хочу поделиться советами по их изготовлению(Приложение3)
1.5.Птица – радость. Мастер-класс
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды - взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – спасла человека. Появились куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам
Обряды превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Раньше в начале марта проводили обряд Закликания весны. Замужние женщины надевали свои красивые наряды и выходили в поле с закличками. [5]
Птицы приносили на крыльях весну. Если птица садилась на женщину, считалось, что весь год у нее будет удачным и счастливым. Потому и обрядовая кукла вся усыпана птичками, их должно быть нечетное количество, и одна непременно должна сидеть на голове. Да и головной убор у куклы тоже похож на птицу, с головой, крыльями и хвостом. Вот такая у меня получилась кукла- веснянка. ( Приложение 4).
Могу и вам показать, как сделать Птицу-Радость. ( Мастер-класс)
Выводы по первой главе
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы. Они у многих народов сходны по форме. А произошло это потому, что куклы рождались в труде и
Учились все у одного мастера — природы. Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Преимущество современных кукол в том, что они красивы и долговечны, но они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.
Глава 2. Опрос и исследование по теме
2.1 Анкетирование по теме
Для того чтобы узнать, как относятся современные дети к куклам, мы провели анкетирование, где участвовало 56 детей (1и 5 классы): 24мальчика и 32 девочки. Из них 1 класс – 29 человек, 5 класс – 27человек.
Мы задали такие вопросы:
1) Любите ли вы играть в куклы?
2) В какие куклы играете?
3) Зачем нужны куклы?
Ответы первоклассников можно видеть в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся 1 класса
Любите ли вы играть в куклы? | В какие куклы играете? | Чем вам нравится это занятие? |
Да – 24 чел. Нет – 5 чел. | Барби – 10 чел Беби Бон – 4 чел. Брац – 5чел. Роботы и солдатики– 8 чел | - развивает фантазию; -чтобы не скучать; - для общения; -можно играть в разные игры; |
- Девочки играют куклами «Барби».
- Мальчики практически все играют роботами и солдатиками, но 5 из них уже в первом классе не играют в куклы, предпочитая компьютерные игры.
Ответы пятиклассников можно видеть в таблице 2.
Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся 5 класса
Любите ли вы играть в куклы? | Есть любимая игрушка? | Чем вам нравится это занятие? |
Да – 4 чел. Нет – 23 чел. | Да- 24 чел. Барби – 7 чел Беби Бон – 2 чел. Мягкая игрушка – 8чел. Машинки – 7 чел | - воспитывает добро и любовь -развивает фантазию; -помогает дружить; - для общения; - возможность играть в разные игры; -украшают дом |
- большинство учащиеся 5 классов не играют куклами, но имеют в наличии любимую игрушку.
Ребятам нравится играть с куклой, потому что это занятие:
- воспитывает добро и любовь
-развивает фантазию;
-помогает дружить, общаться;
- возможность играть в разные игры;
-куклы украшают дом
2.1 Опрос по теме
Работая по теме исследования, я провела опрос среди учащихся:
-есть ли любимые куклы у твоих родителей? Какие?
Было опрошено 52 человека.
18 человек дали утвердительный ответ.
Самые популярные ответы:
5 кукол,
3 матрешки,
4 оловянных солдатика,
1 пупс,
2 фарфоровые куклы
Выводы по второй главе. В результате исследования я выяснила: куклами играли и играют, потому, что они развивают детей; воспитывают в детях добро и любовь; помогают дружить и общаться; украшают дом; знакомят с культурой и историей народов мира. Человек и кукла неразлучны с давних времен, они связаны физически и духовно. Моя гипотеза подтвердилась.
Заключение
1.Самые древние куклы появились в Египте, им около 4 тысяч лет.
2.Кукла, повторяя человека, связана с ним физически и духовно.
3. Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать
и фантазировать. Преимущество современной куклы в том, что она красивая и
долговечная, но она не индивидуальна, а внедрена в массовое производство.
4.Сейчас появляется новый жанр искусства - авторская художественная кукла и я изготовила куклы разных народов.
5. Человек и кукла неразлучны с давних времен. Куклами играли, играют, и будут
играть всегда потому, что они развивают, воспитывают добро и любовь; помогают
дружить и общаться; украшают дом; знакомят с культурой и историей народов мира.
Библиографический список
1.. Аксенева М., Ананьева Е., Куклы мира – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008.
2. Зайцева О.В. Декоративные куклы / изд-во АСТ Астрель – СПб, 2009
3. Ожегов С.И. Толковый словарь, Москва «Азъ», 1996г.
4. http://www.dolls-textile.ru/afrikanskiye.html
5.http://vedrussa.org.ua/handbook-pulp-two-volume-set-688
6.http://podelki-doma.ru/handmade/iz-tkani/valdorfskaya-kukla-babochka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"
В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...
«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.
«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....
Проектно-исследовательская работа "Такие разные куклы"
Данную работу написала ученица 3 класса, представляла ее на научно-практической конференции школьного этапа...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован на уроках ИЗО...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...