Статья о поэме Аржана Адарова "Двери"
статья
Во время Великой Отечественной войны многие дети, жены с надеждой ждали возвращения своих отцов. Кто-то дождался, а многие нет...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ezhikter.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудно найти в богатой и драматичной истории человечества событие, которое могло бы сравниться с годами второй мировой войны по размаху, по вовлечению в исторический процесс сотен миллионов людей, по влиянию этих событий на последующую историю человеческой цивилизации. Невозможно найти что-то равное по грандиозности, самоотверженности, жертвенности, жизненной и нравственной стойкости, по героизму миллионов, по гуманистической содержательности подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Народ не только спас и защитил себя, отстоял свою судьбу, — он защитил и спас в этой войне самые святые человеческие понятия о справедливости, о чести и достоинстве человека. Как верно пишет по этому поводу адыгский критик Р.Мамий: «Вряд ли надо объяснять, почему тема Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов заняла столь объемное и основательное место в литературе, которую мы называли в недавнем прошлом советской. Среди множества очень важных факторов, очевидно, не последнюю роль играет и то, что война очень непосредственно и остро затрагивает такие сложные категории социальной и нравственной жизни человека, как, с одной стороны, мужество, героизм, патриотизм, святость Родины-матери, родной земли, родного аула, домашнего очага, а с другой - трусость, предательство, отсутствие чувства любви и привязанности к отчему краю, к земле, которая взрастила и воспитала тебя. Говоря еще жестче, война, какая бы она ни была, затрагивает проблему жизни и смерти: именно в одной из этих двух противоположностей человек исчерпывает себя»1.
Сопоставление друг с другом книг о войне, созданных в разных условиях, в разных странах, разнымиписателями, может быть весьма продуктивным с научной точки зрения. Отмечая сходство и различия в построении «военных» книг, в подходе к изображению реалий военного быта, боевых действий и т.п. (то есть, оставаясь в пределах «темы»), необходимо всегда помнить, что речь идет о части большого целого, и причины этих сходств и различий коренятся в особенностях таланта и творческом пути писателя, движении национальной литературы, ведущих тенденций эпохи. Когда литература ставит вопрос: каким был человек на войне? - то меньше всего следует ожидать однозначного ответа, искать героя, приведенного к некоему общему выражению. Наоборот, только в воплощении самых разных характеров, со всеми присущими им особенностями восприятия и поведения, кроется ответ на этот вопрос. В этом Великая Отечественная война не отличается от любого другого периода в жизни советского народа. В каждом из героев, однако, должна жить верная соотнесенность с тем временем, в каждом из них должно присутствовать то общее, родовое, что было сущностью характера в справедливой войне и что определило победу народа над фашизмом. Причем присутствовать это «общее» может в том или ином виде, в большей или меньшей степени.
Поэтому и в творчестве наших писателей затронута военная тема. Одной из задач также является исследование темы о войне и мире, о мире после войны. Война стала нашей историей, и чем дальше мы отстоим от нее во времени, тем больше возможностей постичь ее и осмыслить философски, глубоко, всесторонне, обобщить пережитое. И в этом также актуальность тем, подтвержденная жизнью.
Современная поэма развивает традиции лиро-эпического жанра военных лет.При выявлении этих традиций важно определить, какие тенденции поэмы военных лет сегодня, быть может, уже ассимилируются, а какие развиваются, являя новое качество в 50, 60, 70-е годы.Важно показать накопление идейно-эстетического и художественного опыта. Поэма о войне - действенное и плодотворное, вечно живое наследие. Важно проследить, как развивался и обогащался сам жанр поэмы, в каких конкретных разновидностях предстали в наши дни общие особенности поэмы как жанра.В процессе решения этой задачи мы старались выделить и рассмотреть те стилевые средства /своеобразие сюжета, композиции, образности, лексики и так далее/,- в которых нашли свое конкретное художественное выражение особенности жанра и художественного метода.
Рассмотрение поэмы и с точки зрения историко-литературной, и с точки зрения использования ее как средства воспитания и идеологической борьбы, то есть, исследование литературного процесса и литературных явлений нашей эпохи - 60-70-ых годов - представляет собой
Поэма А.О.Адарова «Двери» относится к данной тематике. Сам автор пишет о своих впечатлениях и жизни в военное время. Он пережил все тяготы военных лет ещё ребёнком. Отец ушёл на фронт и не вернулся, самому же писателю пришлось помогать матери. В поэме раскрывается самопознание автора. Самораскрытие автора, имеющее исповедальный характер, показывает в произведении восприятие исторического времени.
Открывал я на свете немало дверей,
Был я солнцем заласкан и ветром сечен,
Но нигде не склонял я своей головы.
Ты прими, дорогая, сыновий поклон…
Мой отец, он на фронт уходил в феврале.
Заровняла следы его вьюга в селе,
Будто знала: дорога назад не нужна,
Будто знала: отца не отпустит война.
Только маме моей, сколько долгих ночей
Все казалось ей: кто-то стоит у дверей,
Сапоги обметает, вот-вот постучит.
Мама лампу засветит и в сени спешит…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
Поэму «Руслан и Людмила» считают лучшим произведением А.С. Пушкина. Её любят взрослые и дети, а вступление к ней каждый помнит наизусть.Цель этой презентации - рассказать об истории создания поэ...
Тема Николай Алексеевич Некрасов «В зимние сумерки…» (отрывок из поэмы «Саша»)
Конспект урока по чтнению второй класс...
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....
Литературная игра по поэме – сказке К.Чуковского «Доктор Айболит».
Методическая разработка урока литературного чтения и презентация к нему....
Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...
Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
Поэму «Руслан и Людмила» считают лучшим произведением А.С. Пушкина. Её любят взрослые и дети, а вступление к ней каждый помнит наизусть.Цель этой презентации - рассказать об истории создания поэ...
Конспект урока по чтению и развитию речи "Железная дорога» (отрывок из поэмы), Н. Некрасов" 3 класс
конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...