Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
«Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила (отрывок)»
Учитель начальных классов Чурюкина Галина Сергеевна
г. Курск
Цели: познакомить детей с отрывком из поэмы А.С. Пушкина, с новым видом жанра, с биографией поэта;
развивать речь, мышление, навыки чтения, умения работать со словарем; воспитывать любовь к чтению, искусству, любовь к Родине, уважение к людям, защищающим родную землю.
Ход урока
Звенит звонок
Начинается урок
Урок литературного чтения.
- Я хочу посмотреть с каким настроением вы начинаете урок? (показ лица)
- Я рада, что у вас хорошее настроение.
- - Какой раздел мы закончили читать? (сказочные человечки)
- Давайте вспомним этих героев и назовем черты характера, которыми наделены герои, (показ картинок)
- Какой герой? Какими качествами характера он наделен?
- Мумии-тролль;
- Хоббит;
- Буратино;
- Чиполлино.
- Почему авторы учебника предложили нам знакомство со сказочными человечками? (некоторые не похожи на людей, но они добрые, смелые, отзывчивые, никогда не бросят в беде, всегда придут на помощь)
- - О таких героях народная мудрость гласит.
Сам погибай, а товарища выручай.
- Что это? (пословица)
- Объясните смысл этой пословицы?
- - Вместе с кем мы путешествуем от одной книги к другой? (с Афанасием)
- Он и сегодня спешит открыть нам новую дверь, в новый раздел.
- О ком можно сказать так?
Герои русских былин, воины, отличающиеся необычной силой, удалью, мужеством, умом. (о Богатырях)
- Как вы думаете, о ком же мы будем читать? (о сказочных богатырях)
- Прочитаем название раздела. (Сказочные богатыри)
- Беседа.
- В какие времена они жили? (в стародавние времена)
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Чем они занимались? (защищали Родину от врагов)
- Работа с иллюстрацией Васнецова «Три богатыря»
- Кого мы видим?
Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович
- Что помогает определить, что это богатыри? (боевые кони, одежда, доспехи)
- Все говорит о том, что это люди, отличающиеся силой, мужеством.
- Не только художники в своих произведениях прославляют богатырей, их силу, но и композиторы.
- - Сейчас мы прослушаем фрагмент из оперы Глинки.
- Какие картины вы представили? Прослушивание.
- Эта опера написана на сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Кто такой Пушкин? (показ портрета)
- Краткая биография
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года. Поэт родился в дворянской семье. В семье говорили и читали по-французски. Русскому языку Пушкина обучала бабушка Мария Алексеевна. Сказочница и певунья няня Арина Родионовна и дядя Никита Козлов рассказывали Саше очень много русских народных сказок, прибауток, песен и обрядов. Он старался их запоминать и это ему в дальнейшем пригодилось. Пушкин учился в лицее, любил очень много читать. Александр Сергеевич очень много написал стихотворений сказок. В своих произведениях он высмеивал богатых и заступался за бедных. В 1837 году Пушкин был убит на дуэли.
- С какими произведениями мы уже знакомы? (Показ рисунков к сказкам)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- А что такое «поэма»?
- Что нам нужно сделать, если мы не знаем значения слова?(нужно обратится к толковому словарю)
Чтение статьи из словаря:
Поэма — повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую тему.
- Словарная работа.
- Прежде чем познакомиться с отрывком, попробуем объяснить значение некоторых слов.
Воспрянул - быстро поднялся, встал.
Внезапный — наступивший, происшедший вдруг (синоним — неожиданный)
Бездейственный — не проявляющий деятельности
Стан - войско, воюющая сторона (устаревшее)
Латы - металлические доспехи для защиты война от ударов.
Витязь - храбрый воин, богатырь
Басурман - человек другой веры, враг
Приданья –устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколения
- Чтения отрывка учителя.
- Какую картину представили?
- Кто же такой Руслан? (Витязь, богатырь)
- Физ. минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
- Чтение отрывка детьми с комментированием.
Яснели холмы и леса
И просыпались небеса
- Когда будут происходить события? (Утром)
Еще в бездейственном покое
Дремало поле боевое
- Что значит бездейственный покой?
Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул
Внезапный крик сражений грянул
- Что произошло во вражеском стане?
Смутилось сердце киевлян
- Для кого крик сражения был внезапным, неожиданным? (для киевлян жителей киевской Руси)
- Что случилось дальше? (чтение до конца)
- Какую картину представили?
- Работа над выразительными средствами.
- Какое изобразительное средство использует автор? (Сравнение)
- Прочитайте. (Как божий гром)
- Зачем?
- Как вы понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана.
- Прочитайте две последние строчки. Как вы их понимаете?
- Самостоятельное чтение и составление цитатного плана. Самостоятельно прочитайте отрывок, при чтении разделите его на части.
- На сколько частей можно разделить весь отрывок? Чтение первой части - давайте озаглавим ее цитатой. Дремало поле боевое
- Как надо читать первую часть? (не спеша, спокойно)
Чтение второй части. Крик сраженья грянул
- Как надо читать вторую часть? (быстрее, оживленно) Чтение третьей части.
Наш витязь пал на басурмана.
- Как надо читать третью часть? (оживленно с радостью) 12) Чтение по рядам.
Чтение по рядам каждой части (один должен слушать всех, все - одного)
Выучить наизусть отрывок
- Как же на Руси называли воинов сильных, храбрых, одерживающих победу?
- С каким богатырем мы познакомились на уроке?
- Из какого произведения мы узнали о нем?
- На следующих уроках мы узнаем о других богатырях, которые защищали родную землю от врагов.
- А есть ли богатыри сейчас?
Сейчас это слово употребляется в переносном значении, т.е. человек, большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый, ловкий. И мне бы хотелось, чтобы вы когда вырастите, были похожи на русских богатырей, т.е. были сильными, смелыми, ловкими, защищали свою Родину. А сильными вы станете, если будете вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой. А пока вы должны быть отзывчивыми, доброжелательными, всегда помогать друг другу, с уважением относиться к старшим, пожилым. А сейчас оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....
Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)
Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)...
Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)
Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...
Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс
Раскрытие образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз,красный нос»....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»
УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...